Военные поставки США в Израиль в ходе войны 1973 г. (2)

Oct 06, 2023 21:01


Начало.




Виды и количества доставляемых грузов

Техника, системы и вооружение ВВС:
  • Выше был дан список авиатехники, доставленной в Израиль из США; лишь 2 CH-53A прибыли по воздушному мосту, остальное - перегонка своим ходом или доставка морем;
  • Также прибыли 40 БПЛА Northrop MQM-74 Chukar («Телем»), канал доставки не ясен; а в книге «Самолёты в тумане боя» (стр. 22, 321) сказано, что в ходе войны из США поставлены 200 «Телем»;
  • Оборудование для обслуживания самой операции Nickel Grass, в т.ч. буксировщики самолётов и погрузочное оборудование, заправщики, двигатели и стенды для обслуживания С-5А;
  • Подвесные топливные баки и пилоны для боевых самолётов;
  • Электронные системы TISEO (Target Identification System, Electro-Optical) и MSDG (Multisensor Display System) для «Фантомов», ранее таких систем на вооружении ВВС не было; скорее всего речь идёт не об отдельных системах, а об оборудовании вновь поставленных «Фантомов» последней версии;
  • Контейнеры РЭБ для боевых самолётов; например, в «Самолёты в тумане боя» стр. 98 сказано, что в конце войны поставлено 10 контейнеров AN/ALQ-119, причём доставили их с баз США в ФРГ;
  • Различные запчасти, в т.ч. для «Скайхоков» (в одном из источников сказано о 19 A-4 fighter aircraft tall/fuselage sections, по-видимому подразумевается вся хвостовая часть «Скайхока», см. фото по ссылке), двигатели для С-97, крылья для «Фантомов», колёса;
  • Встречал упоминание о доставке авиационного керосина и масел; если это верно, эти поставки прибыли морем, относительно поздно, возможно только в 1974 г.;

В статье «Война 1973 г.: вооружение ВВС Израиля» я приводил списки вооружения, прибывшего из США; некоторое вооружение уже имелось ранее в ВВС, другое было новое, например УР AGM-65 Maverick (уже с 20.10.73 их использовали в боях, выпущено 50 штук); но есть и отличия в количествах (указано ниже, всё это прибыло в рамках воздушного моста);
  • AIM-7 - не 78, а 256;
  • AIM-9 - не 209, а 296;
  • AGM-62 Walleye - не 100, а 400;
  • AGM-65 Maverick - не 300, а 412;
  • GBU-8 HOBOS - не 33, а 200;
  • 20-мм снаряды из пушек «Фантомов» - 300 тысяч;
  • ракеты (НАР) FFAR калибра 2.75 дюйма - не 3,828, а 11,540;
  • также в списках поставок УР AGM-45A Shrike, кассетные бомбы MK-20 Rockeye-2 (CBU-100) и CBU-58, ФАБ Мк.83, НАР «Зуни» калибра 5 дюймов (количества - см. в вышеуказанной статье), взрыватели для авиабомб, дипольные отражатели (Chaff) и системы их сброса (в т.ч. QRC-490 Chaff Dispenser Pod).

Системы ПВО и РЛС раннего предупреждения:
  • 3 ЗРК «Хок», в т.ч. 1 и 160 ЗУР к ним прибыли по воздуху;
  • 12 ЗРК М48 «Чапарель», в т.ч. 4 и 36 ЗУР к ним прибыли по воздуху;
  • 2 РЛС AN/TPS-43 прибыли по воздуху;
  • Замечание. Я встречал утверждение, что прибыли и ЗСУ «Вулкан» (M163 VADS), однако это не верно: они были получены только в 1975 г.
  • Замечание 2. По книге «Обязаны продолжать играть» (стр. 528-529) прибыли 2 батареи «Хок» и 2 ПУ «Чапарель». Уже через 3 суток «Чапарель» были на южном фронте (боевого применения не было). Первая батарея «Хок» была введена в боевой состав 21.10.73 в составе 138-го дивизиона (4-я батарея - «Солела Далет») и использовалась для прикрытия Хайфы. Вторая батарея прибыла после окончания боёв.

Электроника (прибыла по воздуху):
  • 15 РЛС разведки наземных целей AN/PPS-5 Ground Surveillance Radar («Кешет»);
  • средства связи, в т.ч. 500 МК-25, 30 МК-200, 759 VRC, 1,000 вспомогательных приёмников VRC;
  • 5,523 км кабеля для полевых телефонов;
  • 1,000 касок танкистов со встроенными наушниками и микрофоном;
  • 250 генераторов типа 128.

Бронетанковая техника, транспорт и оборудование для брт войск:
  • 200 танков М60 и М48А3; как было сказано выше, 29 были доставлены по воздуху (18 М60 и 11 М48А3);
  • 20 дизельных двигателей для М48/60, прибыли по воздуху;
  • 20 дизельных двигателей для М113, прибыли по воздуху;
  • 1,000 пылезащитных очков и 23,600 комбинезонов танкистов, прибыли по воздуху;
  • различные запчасти для бронетехники;
  • 250 БТР М113, прибыли морем;
  • 226 автомашин, почти все прибыли морем (в т.ч. топливозаправщики, фургоны связи, силовые и трансформаторные фургоны);
  • несколько инженерных тракторов (возможно, речь о бульдозерах или же об уже упомянутых выше буксировщиках самолётов и погрузчиках).

Артиллерия:
  • 36 САУ М109;
  • 7 САУ М107;
  • Запасные стволы для М107;
  • В т.ч. 20 САУ прибыли по воздуху, по одному документу 7 до прекращения огня, по другому все - уже после прекращения огня; ещё один документ утверждает, что 24 М109 и 12 М107 прибыли на 19.10.73 (хотя возможно подразумевалось «должны прибыть»).

Боеприпасы для танков и артиллерии:
  • 11,198 выстрелов для 90-мм танковых пушек (для вновь прибывших танков М48А3);
  • 100,566 выстрелов для 105-мм танковых пушек;
  • 87,342 снаряда для 155-мм орудий;
  • 17,514 снаряда для 175-мм орудий;
  • Примечание: во многих источниках 90-мм снаряды не упоминаются, а прочие цифры даются округлённо: 100,000, 87,000 и 17,500.
  • Примечание 2: до 18.10.73 из США прибыли 17,000 снарядов калибра 105 мм, ещё 23,000 - между 18.10.73 и 24.10.73 (итого - 40,000).
  • Примечание 3: до 18.10.73 получено 15 тысяч 155-мм снарядов, а до 24.10.73 - 39 тысяч. Из них 30 тысяч прибыли из США.
  • Примечание 4: до 18.10.73 получено 2 тысячи 175-мм снарядов, а до 24.10.73 - 6 тысяч таких снарядов. В тот период 175-мм снаряды в Израиле не производились, так что все 6 тысяч были из США.

Пехотное вооружение, снаряжение и боеприпасы:
  • 2,015 ПТУР BGM-71 TOW и 120 ПУ для них; замечу, что обычно сообщают о 2,000 ПТУР, подробности см. в статье «История начала разработок ПТУР в Израиле»; между 16 и 18 октября все ПТРК и ракеты прибывают в Израиль (50 ПУ напрямую из США, 70 - со складов Армии США в Европе), т.е. прибыли по воздуху;
  • 16,253 РПГ М72 LAW (скорее всего, все - по воздуху);
  • 18,614 винтовок М16;
  • 2 млн патронов калибра 5.56 мм;
  • около 0.5 млн патронов калибра 7.62 и 12.7 мм в лентах;
  • некоторые источники говорят о поставке пулемётов, возможно подразумеваются входившие в комплект танков и САУ;
  • 8,330 полевых биноклей;
  • медицинское оборудование;
  • значительное количество формы и снаряжения: палатки, зимнее снаряжение (определённое как «полярное» или «альпинистское»), форма, средства химзащиты, каски, бронежилеты, спальные мешки, куртки; это снаряжение во многом было не стандартным для АОИ и шло с приставкой «американский» (например, «американская куртка» - «Меиль Америкаи»);
  • сухпайки (встречается в одном источнике; сомнительно из-за кашрута);
  • Примечание: следует отметить, что ПТУР TOW, М16 и РПГ LAW до начала войны не состояли на вооружении АОИ, а с тех пор состоят на вооружении до сих пор (TOW сняты с вооружения в 2013 г.).

Известно, что в первый день доставки по воздуху (11.10.73 на 2 самолётах «Эль-Аль») прибыли противорадиолокационные УР «Шрайк», УР «воздух-воздух», пилоны для истребителей, а также 6,000 РПГ «Лау». А первый прилетевший в Израиль С-5А привёз 97 тонн снарядов калибра 105 мм (в следующие 24 часа в Израиль были направлены ещё 829 тонн боеприпасов).

А в книге «Война Судного Дня - момент истины» (стр. 165-166) описывается разговор между министром обороны Моше Даяном и его помощников Цви Цуром утром 11.10.73 (после прибытия первого самолёты «Эль-Аль» в тот же день в 06:30 утра). Даян спрашивает Цура о налаживании «моста». Тот среди прочего говорит, что американцы выделяют для этой цели 20 самолётов, плюс 7-8 самолётов «Эль-Аль». Уже прибыл самолёт с ракетами «воздух-воздух», утром ожидается прибытие самолёта с УР «Шрайк», а ночью - самолёта с 6,000 личными противотанковыми ракетами (имеются в виду М72 LAW).

Ещё одно свидетельство - меморандум от 01.11.73, поданный министром обороны США (James R. Schlesinger) президенту Никсону. Тут указаны израильские запросы по ряду пунктов (оказавшие наибольшее влияние на понижение боеготовности ВС США) и сколько реально передано. Например, говорится о 172 М60. Но есть и не ясные пункты, например сказано о 34 F-4E и 81 ПУ «Тау», в то время как уже были поставлены 40 и 120 соответственно:
  • The transfer of 34 F4E aircraft. This brought Air Force assets to about six squadrons below authorized strength. Twenty of the F4Es … provided were the latest series, the only type capable of delivering the Maverick missile. Their transfer reduced our total inventory of this type aircraft to 48.
  • The transfer of 172 M60 tanks. The drawdown from our war reserve and prepositioned stocks in Europe, in conjunction with prior shortages, reduces our ability to mobilize by over 7 armored battalions. If we transfer the 1000 tanks Israel has requested, it could take 33 months to restore our inventory of October 6.
  • The transfer of 105mm armor piercing discarding sabot tank gun ammunition. This reduces our war reserve for Europe by 16% and cuts into our training capabilities. It will take approximately 10 months to replace these; about 30 months if the entire Israeli request is met.
  • The transfer of 81 TOW launchers. This reduces our antitank combat capability in Europe by the equivalent of 3 battalions, depletes our stocks in the United States and reduces our training base by 44%. It could take about 5 months to restore our October 6 stockage. If the Israeli request of 320 launchers were met, it would take 7 months to restore our prewar inventory.
  • The transfer of 400 Maverick missiles. This reduces our total inventory by 49%; they can be replaced in 3 months. Israeli requests for 800 missiles could be replaced in 6 months.
  • The transfer of 8 CH53 helicopters from the Marine Corps. This reduces the effectiveness of one of their 6 operational squadrons by about half. Replacement will take 11 months. It would take 33 months to replace the complete Israeli requests of 25 helicopters.
  • The transfer of 46 A4 aircraft. This reduced our naval inventory of this aircraft by 17% and will degrade our training. Replacement will take 30 months. The total Israeli request of 53 A4s could be replaced in approximately 48 months.

Оценка значения поставок из США и операции Nickel Grass в частности

По настоящему массовая американская помощь пошла с 15.10.73, до прекращения огня 24.10.73 прибыли примерно 39% авиаперевозок. Каково было влияние этой помощи на ход боёв? Пройдусь по некоторым пунктам.

В книге «Главы по Войне Судного дня» (стр. 122) сказано о боеприпасах ВВС и ВМС. ВВС имели 85% от запланированного штата боеприпасов, ВМС - чуть более 50%. При том в ходе войны не было нехватки боеприпасов и не было ощущения нехватки боеприпасов (а последнее очень важно для принятия решений). Тем не менее, как мы знаем, боеприпасы для ВВС поставлялись, более того, именно ракеты «воздух-воздух» были в первой партии поставок, прибывшей на самолёте «Эль-Аль» утром 11.10.73.

В уже упомянутой статье «Война 1973 г.: вооружение ВВС Израиля» указаны три цифры для каждого вида оружия: имелось на начало войны, прибыло из США, истрачено и потеряно. Из имевшегося были полностью израсходованы AGM-45A Shrike, AGM-62 Walleye и кассетные бомбы. По другим видам боеприпасов расход был половина - две трети и менее.

ПТУР «Тау» и УР «Маверик» стали новым вооружением для АОИ и были применены в последние дни войны. Однако, это применение носило форму полевых испытаний и не оказало никакого влияния на ход боевых действий.

Прибывшая авиатехника успела внести минимальный вклад войну. Так, боевая авиация ВВС до 24.10.73 включительно выполнила 11,054 (по другим данным 11,223) боевых вылетов, транспортная - 1,218 (3,760 лётных часов). Вновь прибывшие «Фантомы» успели выполнить около 200 самолёто-вылетов, «Скайхоки» - 85 (по другим данным - около 280, но 85 дают более солидные источники). Транспортные «Геркулес» налетали 180 часов, CH-53A в ходе войны ещё не использовались.

Что касается качества авиатехники, то ситуация следующая:
  • Половина «Фантомов» были новейшими образцами, вышедшими с завода в 1972-1973 гг., блоков F-4E-50-MC и F-4E-51-MC. Другие были более старые, примерно 1967-969 гг. выпуска, блоков F-4E-32-MC, F-4E-35-MC, F-4E-37-MC (возможно, список не полон). Но и они имели терпимое техническое состояние.
  • «Скайхоки» были куда более изношенными и приходилось тратить немалые усилия для их поддержания в рабочем состоянии. Особенно в плохом состоянии были А-4Е.
  • «Геркулесы» были производства 1962-1964 гг., в т.ч. блок C-130E-95-LM. Для транспортных самолётов возраст в 10 лет - относительно небольшой, особых нареканий на их техническое состояние небыло.
  • CH-53A поступили в плохом техническом состоянии, к тому же ранее Израиль имел более современную версию этих вертолётов (CH-53D). В ВВС было ощущение, что КМП США собрал и отправил в Израиль наиболее проблемные и изношенные образцы. Первый CH-53A из новых поставок поднялся в воздух в Израиле лишь через пол года после окончания войны.

Важное значение имели боеприпасы для полевых и танковых орудий. Я уже объяснял этот вопрос в статье «Боеприпасы танковых пушек АОИ, 50-70-е гг.», поэтому приведу здесь лишь общие цифры:
  • 105-мм танковые - имелось 304,000, истрачено 165 или 166 тысяч, в ходе войны получено 15,000 от IMI и 40,000 из США. Далее - прибыли ещё более 60 тысяч из США как указано выше (по IMI данных нет).
  • 155-мм - имелось 142 тысячи, заказано, но ещё не поставлено на 06.10.73 - 19 тысяч, получено в ходе войны 39 тысяч (в т.ч. 9 тысяч от IMI), истрачено ходе войны - 120 тысяч. Далее - прибыли ещё более 57 тысяч из США как указано выше (по IMI данных нет).
  • 175-мм - имелось 23 тысячи, заказано но ещё не поставлено на 06.10.73 - 5 тысяч, получено в ходе войны 6 тысяч (IMI этот калибр не производила), истрачено ходе войны - 25 тысяч. Далее - прибыли ещё более 11 тысяч из США как указано выше.

Важным пунктом стала поставка М72 LAW, их передавали в части сразу по прибытии. А вот М16 пошли пехоте уже после окончания боёв.

Основная масса ЗРК «Чапарель» поступила на вооружение в 1974 г. (и этот год значится как год их официального поступления на вооружение, несмотря на сказанное выше), причём 16.05.74 «Чапарель» был сбит сирийский МиГ-17. Данная победа стала первой и единственной для это системы не только в АОИ, но и «в мировом масштабе».

Если подытожить всё сказанное, отдача помощи в ходе боёв была минимальной и по-видимому без неё можно было бы обойтись. Но даже то, что считалось критически важным, - могло быть доставлено только самолётами «Эль-Аль», без организации Nickel Grass.

Так что в целом центральное значение Nickel Grass можно описать следующим образом: она никак не повлияла на боевые действия на Сирийском фронте (как, собственно и перевозки «Эль-Аль»), что касается Египетского фронта, то основное значение поставок было в уверенности правительства Израиля «в завтрашнем дне»: без этих поставок решение о форсировании Суэцкого канала в ночь 15/16 октября не было бы принято.

Второе значение помощи - быстрое восстановление боеспособности АОИ после окончания боёв 24.10.73. Тем более что началась «война на истощение», с Египтом она длилась до 18.01.74, с Сирией - до 31.05.74. Но тут уже можно было обойтись только морскими перевозками (с доставкой отдельных критических компонентов на самолётах «Эль-Аль»).

В любом случае, всё это - рассуждения «задним умом». На момент запроса помощи никто не мог точно спрогнозировать развитие войны, так что запросы были совершенно оправданы.

Приложение: ежедневные посадки транспортных самолётов в Лоде:



Фото и видео:

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view

























Выдача первых М16 в АОИ.

Ссылки:
  1. Исраэль Таль, Яир Таль «Исраэль Таль: Праким ле-Мильхемет Йом hа-Кипурим» («Исраэль Таль: главы по Войне Судного дня», иврит, 2019 г.). В тексте выше я называю эту книгу сокращённо «Главы по Войне Судного дня».
  2. Эльханан Орен «Тольдот Мильхемет Йом hа-Кипурим» («История Войны Судного дня», иврит, 2013 г.).Ронен Бергман, Гиль Мельцер «Мильхемет Йом Кипур - Зман Эмет» («Война Судного Дня - момент истины», иврит, 2003 г.).
  3. Итан hабер, Зеев Шиф «Лексикон Мильхемет Йом hа-Кипурим» («Энциклопедический словарь Войны Судного дня», иврит, 2003 г.).
  4. «Мильхемет Йом hа-Кипурим. Мапот вэ-Мивцаим» («Атлас войны 1973 г.», иврит, 2023 г.).
  5. Ицхак Штейгман «Мухрахим Леhамших Ленаген» («Обязаны продолжать играть», иврит, 2023 г.).
  6. Дани Шалом «Матосим бэ-Арафель hа-Крав» («Самолёты в тумане боя»), иврит, 2022 г.
  7. Marvin G. Goldman, El-Al. Sky in The Sky (США, англ., 1990 г.).
  8. Операция Nickel Grass, статья Википедии (плюс параллельные статьи на других языках).
  9. Поставки техники и вооружений из США, статья в Веб-Архиве.
  10. Воздушный мост 1973 г. из США, статья на сайте АОИ, 05.07.23.
  11. «Операция Nickel Grass», обсуждение на waronline.
  12. Статья «Логистика СВ в ВСД», журнал «Маарахот» 361, 21.11.98.
  13. Статья «Материально-техническая готовность СВ к Войне Судного дня», 21.04.17, сайт ISIW.Морской мост в 1973 г.
  14. Воздушный и морской мосты в 1973 г.
  15. Операция «Маноф», статья на сайте «Маркиа Шхаким».
  16. Memorandum From Secretary of Defense Schlesinger to President Nixon, сайт Госдепа США.
  17. Помощь США, обсуждение на Фреш.

Боеприпасы, Война 1973 г.

Previous post Next post
Up