Истребитель IAI «Нешер»

Sep 24, 2023 00:05


В 1966 г. Израиль заказал во Франции 50 истребителей «Мираж-5». Более того, самолёт был создан компанией «Дасо» (Dassault Aviation) по израильской спецификации, как упрощённая и удешевлённая, не всепогодная версия «Мираж-3». «Мираж-5» лишился РЛС, зато на 500 л возрос запас внутреннего топлива, а боевая нагрузка на внешней подвеске составила 4,000 кг против 1,800 кг на Mirage IIIC (впрочем, на более поздних моделях Mirage III эта цифра была также доведена до 4,000 кг). Число точек подвески выросло с 5 до 7. «Мираж-5» выполнил первый полёт 19.05.67.



«Нешер» над Голанскими высотами, Война судного дня 1973 г.


Модель «Мираж-5» для Израиля получила во Франции обозначение Mirage 5J, причём буква ‘J’в обозначении (также как та же буква в «Мираж-3» моделей Mirage IIICJ и Mirage IIIBJ), - от слова Juif, по французски - еврей. В Израиле самолёт получил название «Раам» («Гром», также как в 90-е годы F-15I), поступление на вооружение должно было начаться в июле 1967 г., темпом 4 машины в месяц. Однако, 03.06.67, т.е. за 2 дня до начала Шестидневной войны, президент Франции Шарль де-Голь ввёл эмбарго на поставку новых вооружений в Израиль. «Мираж-5» в Израиль так и не прибыл, а уже построенные самолёты поступили на вооружение Франции как Mirage 5F.

Тем не менее, при содействии главы компании «Дасо» Марселя Дасо (Marcel Dassault, при рождении Marcel Ferdinand Bloch, 1892-1986), в Израиль были доставлены необходимые детали и двигатели, была налажена сборка «Мираж-5» под новым названием «Нешер» («Гриф»). Какие-то детали видимо производили в Израиле, но уровень локализации был не велик. Например, авионику и вооружение производили в Израиле, самолёт получил катапультируемое кресло Martin-Baker Mk.6.

Создание сборочной линии «Нешер» на IAI началось в 1969 г. (завод «Лахав» в Лоде), проект сборки получил кодовое обозначение JCV. В этом же году совершил первый полёт «Раам Алеф» (т.е. «Раам А» или «Раам 1») - прототип нового самолёта. Может возникнуть вопрос, как прототип был собран так быстро? В книге Дани Шалома есть утверждение, что два Mirage 5J (сам Дани называет их Mirage 5CJ) таки были доставлены в Израиль целиком (добавлю от себя: возможно разобранными на крупные секции) и использовались как образцы для сборки и для лётных испытаний «Нешер». Возможно именно поэтому для прототипов было сохранено название «Раам», изначально запланированное ВВС АОИ для «Мираж-5».

Кстати, и в дальнейшем, когда название уже было изменено на «Нешер», о «Раам» не забыли. Во-первых, «Раам Алеф» (Б/Н 88) стал одним из прототипов «Кфир». На него был установлен американский двигатель J-79, с ним самолёт совершил первый полёт 04.06.73 (ранее этот двигатель получил Mirage IIIBJ, также Б/Н 88, первый полёт с ним выполнен 21.09.70; самолёт получил собственное имя «Технолог»). Далее на самолёт было установлено переднее горизонтальное оперение («Канард»), первый полёт с ним выполнен 23.03.75. Однако, 25.05.75 самолёт разбился в аварии (лётчик катапультировался). Ещё до этого, весной 1974 г., когда уже во всю шли работы над «Кфир», один из прототипов «Кфир» С.1 был переделан из «Нешер» Б/Н512. Самолёт поднялся в воздух 09.08.75, Б/Н был изменён на 712, сам же самолёт получил имя «Раам Бет» (т.е. «Раам Б» или «Раам 2»). Именно он стал первым «Кфир», показанным публике и переданным ВВС 14.04.75. Сейчас этот самолёт стоит в музее ВВС в Хацерим (как и «Технолог»).

Первый настоящий «Нешер» (т.е. полностью израильской сборки и с иными системами, отличающими его от Mirage 5J) был собран в начале 1971 г., совершил первый полёт 08.01.71 и был передан ВВС в мае того же года, вошёл в состав 101-й эскадрильи. Всего до февраля 1974 г. в ВВС были поставлены 51 одноместный «Нешер» (в т.ч. 12 в 1971 г. и 25 в 1972 г.), а до конца 1974 г. был завершён выпуск 10 двухместных «Нешер». Замечу, что в разных источниках можно встретить обозначение «Нешер А» или «Нешер S» для одноместных самолётов, и «Нешер В» (в смысле «Нешер Би») или «Нешер Т» для двухместных. Однако, источники на иврите обычно эти названия не используют и просто пишут об одноместных («Нешер Хад Мошави») или двухместных («Нешер Ду Мошави») самолётах.

Самолёты поступили на вооружение 101-й, 113-й, 117-й и 144-й эскадрилий, причём в 101-й и 117-й они были дополнением поредевшего парка «Мираж-3», две другие полностью состояли из «Нешер». Замечу, что наличие «Нешер» в 117-й эскадрилье подтверждают не все источники. Однако, самолёт в этой эскадрилье служил. Первой «Нешер» получила 101-я эскадрилья в Хацор («Каанф-4»), далее 117-я в Рамат-Давид («Канаф-1»), а после создания в сентябре 1972 г. новой 144-й эскадрильи на базе «Эцион» («Канаф-10») на Синае - «Нешер» из 117-й были выведены. Последняя эскадрилья, 113-я в Хацор, до 08.03.73 эксплуатировала самые старые истребители ВВС, «Ураган», и являлась эскадрильей курса оперативной тренировки пилотов (КААМ, O.T.U.). В марте 1973 г. «Ураган» были сняты с вооружения, КААМ перешёл на «Скайхок», эскадрилья закрылась и сразу после этого открылась вновь как эскадрилья «Нешер» (в тесном взаимодействии со 101-й скадрильей на той же базе).

К 06.10.73 в ВВС было более 40 «Нешер». В ВВС АОИ «Нешер» использовались в основном для воздушного боя, сбив 115 самолётов противника, в т.ч. 111 - в ходе Войны Судного дня (ВСД). Первая победа одержана 08.01.73 (капитан Йорм Гева из 101-й эскадрильи сбил сирийский МиГ-21 ракетой «Декер», т.е. AIM-9D Sidewinder). Самой результативной стала 144-я эскадрилья: без потерь она сбила 42 самолёта противника, использовались ракеты «Шафрир-2» компании «Рафаэль» и 30-мм пушки DEFA 552 (производились в Израиле компанией IMI). Т.е. на счету «Нешер» - почти половина всех воздушных побед ВВС в ВСД (227). В ходе ВСД было и несколько случаев использования «Нешер» для ударов по наземным целям, как на Голанах, так и в Синае. Боевые потери ВВС составили 5 «Нешер», в т.ч. 3 в воздушных боях. А всего за всю эксплуатацию (вместе с авариями) ВВС потеряли около 15 «Нешер».

Есть статистика применения в ВСД 113-й эскадрильи. Она выполнила 660 боевых вылетов, в т.ч. 600 для задач «воздух-воздух» и всего 60 ударных (по другим данным - 18 ударных). Эскадрилья сбила 56 самолётов противника (точнее, 55.5), потеряла 2 своих самолёта и 1 лётчика: капитан Менахем Каштан, его самолёт был сбит 16.10.73 над египетским аэродромом Деверсуар (Абу-Султан). Из сбитых ЛА два были египетские вертолёты Ми-8, остальное - самолёты, как египетские, так и сирийские (МиГ-17, МиГ-21, Су-7, Су-20), но также 3 ливийских «Мираж-5», воевавших на египетском фронте (все сбиты 18.10.73). Рекордсменом эскадрильи стал капитан Шломо Леви, сбивший 10 самолётов. В воздушных боях использовались те же виды оружия, что и 144-й эскадрильей, но также «Декер», последней были сбиты 6 самолётов.

Кстати, ведущий израильский ас Гиора Эвен (Эпштейн) 8 из своих 17 побед одержал на «Нешер». Первые 5 побед были одержаны в ходе Шестидневной войны и Войны на истощение на «Мираж-3» (все - с использованием пушек). К началу ВСД Гиора был на важной должности в штабе ВВС и его долго не отпускали летать. Так что все свои 12 побед в эту войну он одержал за 7 дней, с 18.10.73 по 24.10.73 включительно. Летал он в 101-й эскадрилье, сбив 4 цели на «Мираж-3» (2 из пушек, 2 - ракетами «Шафрир-2») и 8 - на «Нешер» (5 из пушек, 3 - ракетами «Шафрир-2»).

С лета по декабрь 1976 г. «Нешер» были сосредоточены в новой 253-й эскадрилье (создана в июле того же года), а уже в 1978 г. начали выводиться из состава ВВС. С одной стороны, в 1975 г. ВВС Израиля начала получать на вооружение истребители «Кфир», с другой - представилась удачная коммерческая возможность продать «Нешер» Аргентине. Последняя получила 39 «Нешер», получивших местное название Dagger, в т.ч. 35 одноместных (Dagger A) и 4 двухместных (Dagger B). 26 были поставлены в 1978 г., ещё 13 - в 1980 г. Также сообщалось о продаже 5 «Нешер» ЮАР (поставлены двухместные машины, для переоборудования в Cheetah D). В 1982 г. «Нешер» были официально сняты с вооружения ВВС Израиля, хотя уже к началу 1981 г. действующих эскадрилий с этим самолётом в ВВС не осталось. Так, 253-я перевооружилась на F-16A/B в 1981 г. В Аргентине же Dagger летали ещё долго, включая участие в Фолклендской войне 1982 г. При этом 11 Dagger были сбиты (9 самолётами Sea Harrier и 2 - ЗУР). Часть Dagger впоследствии была модернизирована IAI до уровня Finger (авионика от «Кфир», увеличен запас топлива), последние 4 Finger сняты с вооружения ВВС Аргентины в 2015 г.

Оценка «Нешер» в ВВС АОИ

На момент поступления на вооружения «Нешер», ВВС уже имели «Фантом», на фоне которого «Нешер» не впечатлял, разве что был предпочтителен для ближнего воздушного боя, как и «Мираж-3» («Шахак»). Впрочем, именно такой бой оставался основным и на момент ВСД. Так, «Фантомы» в ходе войны выпустили всего 12 ракет средней дальности «Спарроу» (AIM-7E Sparrow), сбив ими 3 самолёта противника (результативность 25%).

Если же сравнивать «Нешер» с «Шахак», первый получил более мощный и нажёдный двигатель Snecma Atar 09C (вместо Atar 09B), впрочем параллельно и «Шахак» переоснащался этим двигателем. «Нешер» получил более современную систему навигации, связи и управления огнём производства IAI, а также современное катапультируемое кресло Martin-Baker Mk.6 класса «0-0» (обеспечивает спасение лётчика на нулевой высоте и нулевой скорости). Кстати, параллельно и во Франции стали ставить такие кресла на свои Mirage III и Mirage-5, но израильские «Шахак» на тот момент всё ещё имели старые кресла Martin-Baker Mk.4.

При всех положительных моментах, самолёт стал тяжелее и его центр тяжести несколько сдвинулся назад. Это ухудшило манёвренность и разгонные характеристики, т.е. то, что очень важно для ближнего воздушного боя. Так что вначале израильские лётчики «Нешер» невзлюбили, тем более то это были лётчики, параллельно летавшие и на «Шахак». Однако, в дальнейшем стало ясно: повышение надёжности и дополнительные 500 л топлива дают самолёту значительные преимущества при реальном боевом применении. Как результат, в ВСД «Нешер» оказался эффективнее «Шахак».

Видеоролики о самолёте «Нешер»

Ниже - 5 роликов, связанных с «Нешер». Первый озаглавлен, «Визит на производственную линию самолётов ‘Кфир’, 1975 г.», но это - ошибка. В ролике виден Давид Бен-Гурион, а он скончался 01.12.73. Так что это «Нешер», видео сделано в период 1971-1973 гг.

image Click to view



Второе видео - «Передача ‘Нешер’ ВВС, апрель 1971 г.». На видео видны гендиректор IAI Эл Шваймер, министр обороны Моше Даян, помощник министра обороны Цви Цур (Чира), НГШ Хаим Бар-Лев, командующий ВВС Мордехай (Моти) Ход, бывшие командующие ВВС Эзер Вейцман и Дан Толковский и др.

image Click to view



Третий ролик посвящён роли Шимона Переса в создании и развитии IAI, там также показана церемония передачи первого «Нешер» ВВС и дана точная дата - 03.04.71 (02:56-03:16). Как было сказано выше, фактически первый самолёт был передан 101-й эскадрилье в мае ого же года (перелетел с завода IAI в Лод на место базирования 101-й эскадрильи в Хацор).

image Click to view



Ролик - свежее интервью с Гиорой Эпштейном.

image Click to view



И ещё один ролик - «Нешер» на канале «Кабарнит». Но тут, конечно, желательно знать иврит.

image Click to view



Ссылки:
  1. Дани Шалом «Матосей Хейль а-Авир. Ми-а-Тайгер Мот ад а-Суфа» («Самолёты ВВС. От ‘Тайгер Мот’ и до ‘Суфа’», иврит, 2006 г.).
  2. «Нешер», статья в Википедии.
  3. «Нешер» на сайте ВВС.
  4. «Нешер» в ВВС, сайт «Маркия Шхаким».
  5. «Нешер» Б/Н512 и «Кфир» Б/Н712, сайт «Маркия Шхаким».
  6. 113-я эскадрилья в ВСД, сайт «Маркия Шхаким».
  7. Победы в воздушных боях, сайт «Маркия Шхаким».
  8. «Нешер», статья на сайте «Калькалист», 12.10.18.
  9. Обсуждение на Фреш.

kfir, Война 1973 г.

Previous post Next post
Up