Во время Шестидневной войны 1967 г. (05-10.06.67) центральной ударной силой СВ АОИ стали бронетанковые части и их основа - собственно танки. В статье ниже я опишу развитие танкового парка АОИ в 1956-1967 гг. и какие, собственно, танки имела АОИ на 05.06.67. Статья не касается других вопросов строительства брт войск, таких как организационные структуры, подготовка кадров, боеприпасы к танковым пушкам и многое другое.
«Шерман» М-51 на базе М4А3.
Название танков указанного периода
В 2002 г. я написал статью
«Обзор бронетанковой техники АОИ. Танки и истребители танков», где вопрос названий подробно разбирается. Впрочем, там имеется ряд ошибок, на основании опубликованной к тому времени информации. Тут опишу вопрос крайне кратко, исправив эти ошибки.
Лёгкий танк АМХ-13 и истребитель танков (ИТ) М10 в АОИ названий на иврите не имели. М4 «Шерман» также не имел названия, но имелись обозначения по типам используемых пушек:
- «Шерман» М-1 - с 76.2-мм пушкой М1; при этом модификации Е8 (например М4А1Е8) с подвеской HVSS (с горизонтальными пружинами, гусеница шириной 24 дюйма), назывались «Супер Шерман»;
- «Шерман» М-3 - с 75-мм пушкой М3;
- «Шерман» М-4 - со 105-мм гаубицей М4;
- «Шерман» М-50 - с 75-мм французской пушкой CN75-50 (как на танке AMX-13, но с ручным заряжанием);
- «Шерман» М-51 - со 105-мм французской пушкой М-51 (CN-105-F1 с укороченным с 56 до 44 калибров стволом).
Британские «Центурион» получили название «Шот» («Бич», «Кнут»). Причём речь идёт о любых «Центурион», как с 20-фунтовым (83.8-мм) орудием, так и со 105-мм, вплоть до модернизации 1969 г. (но это уже выходит за рамки этой статьи).
Американские М48 получили название «Магах» («Таран»), при этом М48А1 стали именоваться «Магах-1», а М48А2С - «Магах-2». В 1967 г. заработала линия по их модернизации до уровня М48А3 (а точнее, почти что до М48А5), модернизированные машины получили обозначение «Магах-3».
В те годы Израиль рассматривал и вопрос закупки нового европейского танка. «Чифтен» успел даже получить название «Абир» («Рыцарь»), а «Леопард-1» - «Барак» («Молния»), впрочем эти танки на вооружение так и не поступили.
Ситуация к войне 1956 г. и результаты войны
На 23.07.56 АОИ располагала 264 танками (206 «Шерман» и 60 АМХ-13), но всего 149 боеспособны: 89 «Шерман» (77 М-3 и 12 М-4; по другим данным - 94) и 60 АМХ-13. Причём оставшиеся танки не просто требовали ремонт, их нужно было пропустить через серьёзный процесс восстановления и стандартизации под нужды АОИ, т.е. в ближайшее время шансов на их ввод в строй не было. А боеспособные танки нередко были не исправны, остро стояла проблема нехватки запчастей.
26.07.56 Египет национализировал Суэцкий канал, а уже 27.07.56 правительства Англии и Франции приняли решение о военной операции против Египта. Франция, близкий партнёр Израиля в тот период, рассчитывала на участие Израиля в кампании и начала предоставление беспрецедентной по объёму военной помощи. С конца июля 1956 г. и до начала войны (29.10.56) среди прочего в Израиль прибыли 120 АМХ-13 и 40 «Супер Шерман», а с начала октября и до конца ноября 196 г. - ещё и 100 «Шерман» М-1. В результате на конец ноября 1956 г. АОИ располагала уже 520 танками (340 «Шерман» и 180 АМХ-13). Кроме того, был в разгаре и проект модернизации «Шерман» до уровня М-50, к началу войны АОИ имела 25 таких танков.
Точных цифр безвозвратных потерь танков во время войны 1956 г. (29.10-05.11.56) у меня нет. В одном источнике сказано, что АОИ потеряла подбитыми до 100 танков и БТР, из них около 30 - уничтожено, но доверия данный источник не вызывает. Точно известно, что безвозвратных потерь среди АМХ-13 небыло (хотя значительное число АМХ-13 вышло из строя из-за поломок, а 31.10.56 два AMX-13 получили повреждения из-за ошибочной атаки на них израильской авиации), что касается «Шерманов», примерно 30 из них получили боевые повреждения, но был ли хоть один танк потерян безвозвратно - не ясно. Наиболее тяжёлые потери были причинены «дружественным огнём». 02.11.56, примерно 12:00-13:00, рота танков «Шерман» М-3 из 37-й бригады, приданная 10-й пехотной бригаде, двигалась в сторону Абу-Агила, и попала под огонь танков «Шерман» М-50 из состава 82-го батальона 7-й бригады, принявшей тех за египтян. 8 танков были подбиты.
В то же время среди трофеев, захваченных АОИ на Синае, имелись (подробнее - в статье 2017 г.
«Трофейные танки и истребители танков Синайской войны» на ЖЖ «Пишет Давид (david_2)»:
- Т-34-85 - 27 (в т.ч. 1 командирский);
- «Шерман» - 41 (все модели М4А2, с 75-мм пушкой М3);
- «Шерман» с башней от AMX-13 (т.н. М4/FL-10) - 12;
- Су-100 - 6;
- «Арчер» (на базе «Велинтайн», с 17-фунтовой пушкой) - 40-41;
- «Велинтайн» или «Арчер» без пушек (использовались как артиллерийские тягачи) - 15;
- БРЭМ на базе «Шерман» - 3;
- танки-бульдозеры на базе «Шерман» - 3.
Танки «Шерман»
Общие закупки «Шерман» (без БРЭМ, тралов и бульдозеров) с 1948 г. составляли 595 машин:
- 1948-1949 - 51;
- 1951-1953 - 61;
- 1954 - 120;
- 1955 - 10;
- 1956 - 140;
- 1957 - 40;
- 1958 - 8;
- 1963 - 49;
- 1964 - 113;
- 1965 - 3.
Ещё в начале 1954 г. было принято принципиальное решение сосредоточиться на закупках «Шерман» в состоянии металлолома с последующим их ремонтом и модернизацией в Израиле. К апрелю 1955 г. общее количество неисправных «Шерман» в Израиле составило 121, а в конце августа 1955 г. - 131. Таким образом, вместе с 76 боеспособными танками, Израиль имел 207 «Шерман».
К середине 1956 г. были отремонтированы и переданы в войска 12 «Шерман» с гаубицей М4 (на 26.10.56 их было 13). Кроме того, в АОИ имелось около 70 «Шерман» на ходу, но без пушек - они ожидали модернизации, включавшей установку 75-мм французских пушек М-50. Число танков с пушками М3 выросло незначительно - до 80-82 (на 26.10.56 их было 79, только исправных). А летом-осенью 1956 г. в Израиль из Франции прибыли крупные партии техники, как описано выше.
Важнейшей программой модернизации «Шерман» середины 50-х гг. было создание модели М-50 с пушкой CN75-50 (именуемой в Израиле М-50). Изначально планировалось перевооружить на эту пушку 175 «Шерман». Кроме того, эти пушки были установлены на 21 ИТ М10. Из-за высокой стоимости (10,000 за штуку) и падения их значения с 1957 г. (см. ниже) дополнительные закупки М-50 не планировались. Однако был вариант снять пушки с М10 и модернизировать в М-50 ещё несколько «Шерманов».
Технические трудности 1955-1956 гг. привели к тому, что к войне 1956 г. в АОИ были лишь 25 «Шерман» М-50. Но в 1957 г. проблемы были решены, на август этого года было уже 84 «Шерман» М-50, а на конец года - 110. К концу 1958 г. планировалось завершить модернизацию запланированных 175 машин (на практике это произошло лишь в мае 1959 г.). Впрочем, есть и другие цифры: лишь 71 на конец 1957 г. или 66 на 07.01.58 (и ещё 110 в процессе модернизации, что даёт в сумме 176, а не 175, разве что цифра 110 - округлённая).
Для модернизации в М-50 были использованы и все 41 М4А2 «Шерман», захваченные в 1956 г. у Египта. При этом на 21 из них дизельные двигатели были заменены на бензиновые «Континентал», а снятые дизели поставили на те истребители танков М10, которые прибыли в октябре 1957 г. с бензиновыми двигателями: 18 из 30 прибывших. Остальные М4А2 (то ли 17, то ли все 23) остались с дизелями и их сосредоточили в одном батальоне (182-м).
В 1957 г. было принято решение прекратить любые закупки. Однако, подвернулась возможность купить по дешёвке 40 «Шерман» М-1 и 30 М10 в Италии и ею воспользовались. Эта техника прибыла в Израиль до конца года.
В том же 1957 г. стало ясно, что М-50 уже не удовлетворяет потребности АОИ. Арабские страны начали получать ИС-3, «Центурион» и М47, с которыми М-50 в лоб не справлялась. А на подходе были и М48 и Т-54 (Сирия начала получать Т-54 в 1957 г., Египет - в 1961 г.). Закупка нового танка казалась слишком дорогой, а о собственном производстве в тот период было говорить рано. Поэтому единственным возможным решением было продолжение модернизации «Шерман».
Было известно, что в тот период во Франции разрабатывают 105-мм орудие с начальной скоростью снаряда 1000 м/с (речь о CN-105-F1). Также стало известно, что у данного орудия буде укороченный вариант (с 56 до 44 калибров). Начальная скорость снаряда у этого варианта упала до 800 м/с, однако на бронепробиваемость это не влияло: в отличии от американцев и англичан, французы сделали основным бронебойным снарядом для своей новой пушки кумулятивный снаряд, пробивавший 400 мм брони. Ожидалось, что в 1958 г. разработка будет завершена и вот тогда можно будет купить 50-70 орудий для модернизации «Шерман» (оценочные сроки - декабрь 1958 г., на практике работы завершились в 1960 г. и первые 6 орудий прибыли в Израиль в декабре 1960 г., далее поставки шли темпом 10 штук в месяц).
Для установки новой пушки (получившей обозначение М-51 в АОИ) использовалась башня Т-23, ранее использовавшаяся на «Шерманах» с пушкой М-1, т.е. «Шерман» М-1 и «Супер Шерман». Именно это объясняет исчезновение «Супер Шерман» из списков танков АОИ и снижение числа «Шерман» М-1. Другие вопросы модернизации М-50 и М-51 (замена подвески, гусеницы и двигателя) я в этой статье не рассматриваю.
Серийная модернизация «Шерман» в М-51 началась в 1961 г. Уже к началу июня 1962 г. была завершена первая партия из 90 машин. А в ноябре того же года было решено модернизировать в М-51 все оставшиеся «Супер Шерман» (44) и «Шерман» М-1 (48) с началом работ в апреле 1964 г. Это должно было полностью ликвидировать парк танков с пушкой М1 в АОИ, однако в конце 1963 г. представилась возможность купить за границей «Шерман» М-1 на ходу по цене всего 2,400 долларов за танк. Были решено воспользоваться этим и купить 100 танков, первые 60 из них прибыли до апреля 1964 г. Этот шаг позволил в дальнейшем снять с вооружения ИТ М10.
В дальнейшем число М-51 было доведено до 178. Использование 75-мм пушек, снятых с М10, позволило увеличить число М-50 до 185. Кроме того, имелось 146 М-1 (плюс ещё 5, обозначенных как «Мифлецет», что это - описано ниже), итого - 514 «Шерманов». Исправными на день начала войны были 505: все М-1, 179 М-50 и 175 М-51.
Лёгкие танки АМХ-13
Как было сказано выше, к войне 1956 г. АОИ имела 180 танков AMX-13, из них 61-65 участвовали в боях, безвозвратных потерь эти танки не имели. В 1962 г. Израиль купил ещё 4 AMX-13 - итого, 184.
На момент закупки АМХ-13 были новейшими, однако они не подходили для действий в условиях пустыни, к тому же страдали от отсутствия запчастей. Постепенно с проблемами справились (чехлы для защиты от пыли, замена сухих фильтров мокрыми и др.), наладили поставки запчастей. К войне 1967 г. все 184 АМХ-13 были на вооружении, в т.ч. 178 были исправны на 05.06.67.
Истребители танков М10
В 1951 г. в Великобритании куплены 21 ИТ М10 «Вульверин» («Росомаха»). Они прибыли в Израиль в январе-апреле 1952 г., в боевые части переданы с конца 1955 г. Дополнительные 30 М10 куплены в Италии в 1957 г. (прибыли в октябре того же года), ещё 50 - также в Италии, в середине 1960 г., итого 101 М10.
М10 первой партии были вооружены американскими 76.2-мм пушками М7. В Израиле их перевооружили на 75-мм французские М-50. Следующие 30 М10 были с 17-фунтовыми (76.2-мм) английскими пушками (в Великобритании такой вариант назывался «Ахиллес»). Из последних 50 М10 всего 10 имели 17-фунтовые пушки, остальные были вообще без пушек. Для их вооружения использовались 17-фунтовые пушки, снятые с трофейных египетских ИТ «Арчер».
Однако, техническое состояние всех М10 было крайне проблематичным, к тому же при ремонте предпочтение отдавалось танкам. В итоге, М10 никогда не участвовали в боевых действиях, а уже в 1966 г. были сняты с вооружения. Пушки М-50 с 21 М10 были сняты и использовались для производства дополнительных 10 «Шерман» М-50 и как запасные орудия для этих танков.
Танки «Центурион»
Израиль предпринимал попытки купить «Центурион» в Великобритании с начала 50-х гг. На практике первый контракт был подписан в декабре 1958 г. Речь шла о закупке 60 машин (16 Мк.5 и 44 Мк.8) за 14 млн долларов, с опцией на ещё 30 (цена нового Мк.8 на 20,000 фунтов стерлингов превышала цену подержанного Мк.5). В 1959 г. договор был пересмотрен и число закупаемых танков было снижено до 30 (16 подержанных Мк.5 и 14 новых Мк.8, в некоторых источниках упоминаются Мк.7, но по-видимому это не верно), а уже в мае 1960 г. подписан договор на поставку ещё 60 подержанных Мк.5. Первые 16 «Центурион» (Мк.5) прибыли в Израиль в апреле 1959 г.
Вот, данные по поставкам «Центурион» в Израиль до 1967 г. включительно. В 1959-1966 гг. прибыли 338: 1959 г. - 16, 1960 г. - 26, 1961 г. - 40, 1962 г. - 57, 1963 г. - 0, 1964 г. - 40, 1965 г. - 35, 1966 г. - 124. В 1967 прибыли ещё 90, из них 20 до начала войны, так что на май 1967 г. АОИ имела 358 «Центурион», из них 90 ещё не прошли ремонт и стандартизацию, т.е. фактически на вооружении ещё не стояли.
По другим данным, после доставки первых 16 машин в апреле 1959 г. поставки прекратились и возобновились только в декабре 1960 г., темпом 5 машин в месяц, все 34 машины (в т.ч. 14 новых Мк.8 и 20 подержанных Мк.5) прибыли до апреля 1961 г. Далее было куплено ещё 90 подержанных Мк.5, прибыли в Израиль до конца 1962 г. двумя партиями (40 и 50 штук). В сумме это даёт 140 машин (16+34+90), однако этот же источник подтверждает прибытие до конца 1962 г. 139 «Центурион», что совпадает с цифрами, указанными выше (16+26+40+57).
До 1962 г. все «Ценутрион» Мк.5 перед отправкой в Израиль проходили восстановительный ремонт в Великобритании. За 3 прошедших года (1959-1961) Служба вооружений АОИ накопила большой опыт в ремонте и обслуживании «Ценутрион», поэтому для экономии средств было решено: танки новых партий, закупаемых с 1962 г. включительно, будут проходить ремонт в Израиле, темп - 6 штук в месяц начиная с марта 1963 г. Известно, что на октябрь 1963 г. ремонт прошла половина машин, полученных в 1962 г. (т.е. 45 танков).
В 1963 г. в Великобритании возникли задержки с производством новых «Ценутрион» для местных нужд, поэтому новых продаж в Израиль подержанных машин в этом году не было. Число «Центурион» на вооружении составляло 139 и не менялось в течении всего 1963 и почти всего 1964 гг.
Все «Центурион», поставленные в Израиль до 1962 г. включительно, были вооружены британской 20-фунтовой (83.8-мм) пушкой. В 50-е гг. она считалась достаточно мощной, но к началу 60-х гг. устарела: была способна пробить лобовую броню современных танков противника лишь на относительно коротких дистанциях. Поэтому уже в 1961 г. начались переговоры с Великобританией о закупке новейшей тогда 105-мм L7А1 («Шарир» в Израиле), для замены 20-фунтовых пушек на всех ранее закупленных «Центурионах». Тем более что эта замена была относительно проста с технической точки зрения.
Летом 1961 г. с Великобританией был заключён контракт, а в августе того же года АОИ подготовлен рабочий план по перевооружению танков темпом 10 штук в месяц. Для облегчения работ один из Мк.5 прибыл из Великобритании с уже установленной 105-мм пушкой и служил образцом. С одной стороны сказано, что работы начались сразу после завершения ремонта последних 45 танков поставки 1962 г., а это означает 1964 г. С другой стороны приведены такие цифры: уже в апреле 1963 г. в АОИ было 6 «Центурион» с «Шарир», в январе 1964 г. - 75, в апреле 1964 г. - 90. Так что установка пушек началась ещё в ходе ремонта Мк.5 поставки 1962 г., а по его завершению перешли к ранее введённым в строй танкам.
В 1964 г. поставки «Центурион» в Израиль возобновились. До июня 1967 г. прибыли ещё 219 штук, так что к Шестидневной войне Израиль имел 385 «Центурион» (139+219), из них 293 прошли ремонт (26.3% всего танкового парка), 283 были со 105-мм пушками. Лишь 10 машин, воевавших на Центральном фронте (против Иордании), всё ещё имели 20-фунтовые пушки.
Танки М48
В начале 60-х гг. в рамках уплаты репараций крупную военную помощь Израилю оказала Германия. Среди прочего ФРГ (с разрешения США) обязались бесплатно поставить с 1964 по 1968 г. 150 танков М48 «Паттон-3» модели М48А1. В 1964 г. Израиль получил первые 40 танков этого типа (прибыли в Хайфу 10-14.12.64). К тому времени информация о военных связях Германии с Израилем просочилась в газеты и арабские страны начали угрожать признанием ГДР и свёртыванием торговых связей с ФРГ. Немцы прекратили военную помощь, но их обязательства по поставкам оставшихся 110 танков взяли на себя США. Более того, американцы решили поставить ещё и 100 дополнительных. В 1965 г. Израиль получил 91 М48, в 1966 г. - 119. Итого, в 1964-1966 гг. АОИ получила 250 М48: 140 М48А1 и 110 М48А2С («Магах-1» и «Магах-2» соответственно).
Сразу было решено модернизировать поступившие танки до уровня «Магах-3» (М48А3 плюс 105-мм пушка), причём М48А2С временно использовать в оригинальном виде, а М48А1 - принимать на вооружение только после модернизации. Работы на первом танке начались 15.12.66, а к 03.06.67 в войска были переданы 15 «Магах-3». Из 250 М48 к началу Шестидневной войны боеготовыми были 117: 102 «Магах-2» и 15 «Магах-3».
Вспомогательные машины на базе танков
В 50-е - 60-е гг. АОИ использовала 3 типа вспомогательных машин на базе «Шерман»:
- БРЭМ М32;
- Танки-бульдозеры («Шерман» с бульдозерным отвалом);
- Танки-минные тралы («Шерман» с бойковым минным тралом, т.н. «Шерман Мораг» или Flails).
Замечу, что если М32 использовались Службой вооружений, то бульдозеры и тралы совокупно называли «Штурмовые танки» («Танкей Саар») и стояли на вооружении инженерных войск.
10 «Шерман Мораг» прибыли из Англии в начале 1955 г., ещё 2 таких танка были получены из другого источника. В ноябре-декабре 1956 г. из Франции прибыли 10 танков-бульдозеров и 10 БРЭМ М32. С учётом других поставок имелись:
- на декабрь 1956 г. - 10 М32 (в т.ч. 7 исправны), 12 бульдозеров (в т.ч. 2 исправны), 12 «Мораг» (не исправны);
- на 07.01.58 - 12 М32, 12 бульдозеров, 8 «Мораг».
- на апрель 1960 г. - 20 М32, 12 бульдозеров, 8 «Мораг».
Два бульдозера были на базе «Шерман» М-3, остальные - «Шерман» М-4. При этом использовались корпуса танка модели М4А4. В 60-е гг. один из танков-бульдозеров был переделан в «Мифлецет» («Чудовище») - башня и бульдозерный отвал сняты, а на борта были наварены дополнительные бронеплиты, срезанные с трофейных Т-34-85. Данная машина использовалась как самоходная мишень для тренировок танкистов ведения пулемётного огня с танков.
Что касается М32, то точно известно только о закупке 10 таких машин во Франции в 1956 г. и захват 3 трофеями у Египта в ходе войны 1956 г. В литературе на иврите обычно пишут не М32, а «Танк Хилуц» («Эвуакационный танк»), что может означать и другие машины. Так, ещё в 1956 г. было решено переоборудовать 5 «Шерман» в эвакуационные танки. 4 из них были М4А2 с дизельными двигателями, 1 - М4А4, с заменой оригинального двигателя на дизели от М4А2. Пушек не было, только пулемёты для самообороны. Получили эти машины и подъёмные краны.
На 05.06.67 в составе 7-й брт бригады значилось 5 неких М-1 «Мифлецет». Насколько это известно, речь идёт о М-1 в варианте тральщиков мин.
Обобщённая таблица по количествам танков в 1956-1967 гг.
Примечания:
- На 23.07.56 в АОИ было 264 танка, в т.ч. 206 «Шерман», но лишь 94 (по другим данным 89, как в таблице) оборудованы для боя.
- На 01.10.56 в АОИ было 88 исправных «Шерман» (75 М-3 и 13 М-4), а 26.10.56 - уже 144 (79 М-3, 13 М-4, 12 М-50 и 40 «Супер Шерман»). К 29.10.56 добавилось ещё 25 (13 М-50 и 12 М-1), а ещё 36 М-1 были в стадии приёмки. При этом подготовленных экипажей хватало на примерно 120 танков.
- Большинство из 60 АМХ-13 на 23.07.56 были не исправны. На 26.10.56 были исправны 109 АМХ-13, но экипажей хватало только на 104. На ноябрь 1956 г. из 180 АМХ-13 на ремонте были 70.
- Данные ноября 1956 г. не учитывают трофеи.
- На конец 1956 г. число закупленных с 1948 г. «Шерман» достигло 383 (без трофеев), на вооружении значилось 340 (включая машины до стандартизации).
- На конец декабря 1956 г. из 340 «Шерман» исправными были 115, из 180 АМХ-13 - 77, из 21 М10 - 11.
- На конец 1957 г. кроме 180 АМХ-13 и 51 М10 имелось 405 «Шерман», в т.ч.: 37 М-3, 13 М-4, 175 М-50, 83 М-1 и 97 «Супер Шерман». 21 АМХ-13, 34 М10 и 133 «Шерман» (в т.ч. 71 М-50) находились на базах Службы вооружений, т.е. в ожидании или в процессе ремонта (или модернизации в М-50).
- По другим данным, на 07.01.58 число «Шерман» - 406 (а не 404), в т.ч. 247 исправные. Из 180 АМХ-13 исправны 117, из 51 М10 исправны 13. 110 М50 в скобках - в процессе (или до начала) модернизации в М50, реально - не боеспособные.
- На апрель 1960 г. имелось 460 средних танков (при штате в 372) и 48 исправных М10.
- По другим данным, на середину 1961 г. 404 «Шерман» делились на 36 М-3, 14 М-14, 63 М-1, 117 «Супер Шерман» и 174 М-50. Цифры по АМХ-13, М10 и «Шот» - те же.
- 268 «Шот» на май 1967 г. включают 234 со 105-мм пушками и 34 с 20-ф пушками. 90 в скобках - до модернизации, т.е. не боеспособные, тем не менее, включены в итоговые 1,301. На 05.06.67 число боеспособных «Шот» выросло до 293 (283 со 105-мм пушками и 10 с 20-фунтовыми), число не боеспособных сократилось до 65.
- 140 «Магах-1» на май 1967 г. и 125 «Магах-1» на 05.06.67 - не боеспособные, тем не менее, включены в итоговые 1,301.
Итоги - ситуация к Шестидневной войне
На октябрь 1956 г. в АОИ было 3 брт бригады (7-я, 27-я и 37-я) и 2 отдельных окружных брт батальона (181-й и 182-й). К июню 1967 г. число брт бригад выросло до 6 (7-я, 37-я, 60-я, 200-я, 401-я и 520-я, правда 401-я была в начале формирования и реально в войне не участвовала), кроме того было создано 6 мех бригад (8-я, 9-я, 10-я, 14-я, 45-я; замечу, что 9-я была вначале формирования и реально воевала как пехотная), число же отдельных окружных брт батальонов (т.н. ГАШАП - «Гдуд Ширъон Пикуди») выросло до 4 (86-й, 181-й, 182-й и 226-й).
На начало мая 1967 г. имелось 1,301 танков, в т.ч.:
- 358 «Центурион» (234 со 105-мм пушками, 34 с 20-фунтовыми пушками и 90 до модернизации);
- 250 М48 с 90-мм пушками (140 М48А1 и 110 М48А2);
- 509 «Шерман» (146 М-1, 185 М-50 и 178 М-51);
- 184 лёгких АМХ-13.
А в середине мая 1967 г. началось то, что в израильской историографии получило название «период ожидания» («Ткуфат hа-hамтана», 15.05-04.06.67). 15.05.67 Египет ввёл войска на Синай, 17.05.67 потребовал от войск ООН покинуть линию границы, а 20.05.67 начал возврат войск из Йемена и их переброску на Синай. Израиль ответил поднятием боеготовности, а затем и призывом резервистов.
В период ожидания все ремонтные подразделения АОИ, усиленные резервистами, работали в максимально интенсивном режиме. Завершилась модернизация 15 М48А1 в вариант М48А3, число «Центурион» со 105-мм пушками выросло до 283, а с 20-фунтовыми пушками сократилось до 10. Неисправные танки были в основном отремонтированы. Если на 17.05.67 в АОИ было 954 исправных боеготовых танков, то к 05.06.67 их число выросло на 139 и достигло 1,093 (293 «Шот», в т.ч. 283 со 105-мм пушками, 102 «Магах-2», 15 «Магах-3», 179 М-50, 175 М-51, 146 М-1, 178 АМХ-13).
Таким образом, исправный танковый парк (1,093 машины) на 46% состоял из «Шерман» времён Второй Мировой войны и на 16% - из лёгких АМХ-13. Относительно современных танков было всего 38%: 27% «Шот» и 11% «Магах». В то же время АОИ успела завершить или почти завершить ряд важных модернизационных программ:
- снятие с вооружения «Шерман» М-3 и М-4, ИТ М10;
- завершить модернизацию большей части «Шерман» до уровня М-50 и М-51;
- почти завершить перевооружение «Шот» на 105-мм пушки;
- была начата программа модернизации «Магах-1/2» до уровня «Магах-3».
Ниже удёт список танков по округам, бригадам, отдельным батальонам и даже ротам на 05.06.67.
ЮВО - 717, в т.ч.:
- 7-я бригада - 131, в т.ч. 58 «Шот», 66 «Магах-2», 2 «Шерман» М-50 (командирские) и 5 «Шерман» М-1 («Мифлецет»);
- 200-я бригада - 77 «Шот»;
- 520-я бригада - 79 «Шот»;
- 14-я бригада - 104, в т.ч. 38 «Шот», 18 «Шерман» М-50, 28 «Шерман» М-51 и 20 АМХ-13;
- 60-я бригада - 87, в т.ч. 52 «Шерман» М-51 и 35 АМХ-13;
- 8-я бригада - 61, в т.ч. 33 «Шерман» М-50 и 28 «Шерман» М-51;
- 46-й батальон 401-й бригады - 51, в т.ч. 15 «Магах-3» и 36 «Магах-2»;
- 86-й отдельный батальон (ГАШАП-86) - 36 АМХ-13;
- 226-й отдельный батальон (ГАШАП-226) - 44 «Шерман» М-1;
- район Эйлат - 15 АМХ-13;
- ложная 49-я дивизия - 4 «Шот»;
- подразделение «Коах Эшколёт» - 28 АМХ-13.
ЦВО - 154, в т.ч.:
- 10-я бригада - 73, в т.ч. 12 «Шот» и 61 «Шерман» М-50;
- 182-й отдельный батальон (ГАШАП-182) - 71, в т.ч. 5 «Шерман» М-50 (с 06.06.67), 8 «Шерман» М-51 и 58 «Шерман» М-1;
- рота Мецгера - 10 «Шот» с 20-фунтовыми пушками (с 06.06.67).
СВО - 222, в т.ч.:
- 37-я бригада - 113, в т.ч. 15 «Шот», 26 «Шерман» М-50, 28 «Шерман» М-51 и 44 АМХ-13;
- 45-я бригада - 65, в т.ч. 34 «Шерман» М-50 и 31 «Шерман» М-51;
- 181-й отдельный батальон (ГАШАП-181) - 44 «Шерман» М-1.
Ссылки:
- Моше Даян «Йоман Маарехет Синай» («Девник Синайской компании»), 1965 г.
- Амиад Брезнер «Зарождение бронетанковых войск» («Ницаней hа-Ширъон», иврит, 1995 г.).
- Амиад Брезнер «Рыцарские кони» («Сусим Абириим», иврит, 1999 г.).
- Амиад Брезнер «Эш Лефанав Телех» («Пред Ним идет огонь. Развитие и применение бронетанковых войск с конца Синайской войны и до Шестидневной войны.»), 2017 г.
- «Тольдот Хейль Химуш» 1948-1967 («История Службы вооружений в 1948-1967 гг.»), 2004 г.
- АОИ к началу Шестидневной войны 1967 г.
- АОИ на 1973 г. Часть 3. Вооружения Сухопутных Войск.
- Обзор бронетанковой техники АОИ. Танки и истребители танков.