Обзор израильской военной промышленности

Jun 27, 2023 01:01


Среди моих статей немалую долю составляют материалы о предприятиях военной промышленности Израиля, экспорте тех или иных видах вооружений и создании новых или модернизированных образцов оружия. Здесь же я хочу поговорить о возможностях израильской военной промышленности (ИВП) в целом.



Танк «Меркава-4 Мем».


Производственные возможности

Израиль относится к небольшому числу стран, чья военная промышленность способна разработать и выпускать в необходимом для армии количестве и на соответствующем качественном уровне практически все виды вооружения, боевой техники, боеприпасов и снаряжения, необходимые для нужд АОИ. Исключения конечно же есть, но их немного - это истребители 5-го поколения, подводные лодки, вертолёты, средние и тяжёлые военно-транспортные самолёты, средние и тяжёлые армейские грузовики, тяжёлая инженерная техника (бульдозеры, экскаваторы и т.п.).

Под «необходимые для нужд АОИ» я подразумеваю, что в Израиле, например, нет верфи, способной построить фрегаты, эсминцы, крейсера и авианосцы, но корабли данных классов всё равно не нужны ВМС Израиля. Авиационные фирмы нашей страны никогда не строили стратегических бомбардировщиков, но у ВВС Израиля всё равно нет нужды в данном классе самолётов.

Под «способна выпускать» я имею в виду не просто теоретическую возможность разработать что-либо, а имеющийся опыт, кадры, производственные мощности и технологии. С другой стороны, я не говорю о возможности выпуска всего изделия от первого до последнего винтика, т.е. полной локализации производства продукта. Так, в Израиле не выпускаются двигатели большинства типов, хотя в некоторых случаях имеется опыт производства моторов по лицензии. В Израиле в прошлом производились армейские джипы и лёгкие грузовики (да и сейчас есть производство некоторых специализированных машин), но значительная часть агрегатов для них закупается за границей.

Вопрос «в необходимом для армии количестве» довольно сложен. Есть потребности военного строительства в мирное время, когда нет потерь боевой техники и колоссального расхода боеприпасов. Для Израиля «мирное время» - это постоянная текущая боевая активность на разных ТВД, а время от времени - те или иные операции, иногда достаточно крупные и продолжительные. Подобные потребности ИВП покрывает. В случае же особо крупных конфликтов, таких так Война Судного дня 1973 г., возникнут потребности крупных поставок боеприпасов из США, вопросы же поставок оружия и военной техники будут зависить от уровня потерь. В принципе, Израиль запрашивает боеприпасы и после любой крупной операции, но это - для быстрого восстановления довоенных запасов и не желания резко наращивать собственное производство, которое уже через несколько лет придётся вновь свёртывать.

Вопрос локализации производства я проиллюстрирую на примере танка «Меркава». Для «Меркава-1» в Израиле производили 85% деталей танка, 57% прибавочной стоимости. Далее последний процент вырос до 70%, далее до 82.3%, а для «Меркава-4» составляет уже 90%. Исраэль Таль любил приводить следующий пример для «Меркава-1». Все детали и системы танка можно разделить на 124 агрегата (kits). Из них 100 полностью производятся в Израиле, 12 производятся в Израиле из своих и импортных частей, 2 собираются в Израиле из импортных частей и 10 целиком импортируются. Двигатель на всех моделях танка - импортный, трансмиссия на первой модели была импортной, на второй и третьей - израильская, на четвёртой - производится в Израиле по лицензии. Пушка на первых двух моделях производилась в Израиле по лицензии, на следующих двух - израильской разработки и производства.

Важно подчеркнуть, что невозможно разработать и производить все виды вооружения и военной техники одновременно. Любой крупный проект требует усилий сотен, а то и тысяч квалифицированных специалистов, не говоря уже о необходимом финансировании, поэтому в каждый отдельный момент времени ИВП способна заниматься достаточно ограниченным числом проектов. К тому же есть системы, состоящие на вооружении в небольшом количестве. Если есть возможность купить их за границей, так и следует поступить, не разбазаривая силы на не рентабельные с экономической точки зрения проекты.

Приведу следующий пример. ВВС Израиля сейчас имеют на вооружении 2 типа лёгких транспортных самолётов, 3 типа учебных самолётов, а в недавнем прошлом имелись и самолёты пожаротушения (переданы Полиции Израиля). С учётом предыдущего опыта, Израиль мог бы разработать и наладить серийное производство 2 образцов из вышеназванных одновременно. Но и не более 2. А с экономической точки зрения компании «Израильской Авиационной Промышленности» вообще не рентабельно заниматься подобной продукцией.

Современная продукция ИВП

Возможности производства - это теория, но в чём ИВП реально специализируется, т.е. выпускает в немалом количестве, как для нужд АОИ, так и на экспорт? Итак:
  • БПЛА всех типов и классов (кроме реактивных), включая ударные БПЛА и барражирующие боеприпасы;
  • Военная электрооптика и электроника всех видов (РЛС, системы наблюдения и разведки, системы навигации и связи, системы управления огнём, системы боевого управления, системы РЭБ, симуляторы и системы обучения), включая авионику и корабельные системы;
  • Разведывательные спутники, включая возможности их самостоятельного запуска для АОИ;
  • Технологии бронирования и защиты бронетехники (в т.ч. ДЗ и КАЗ);
  • Турели и башни для бронетехники;
  • Системы ПВО и ПРО;
  • Ракеты «воздух-воздух» различных классов;
  • Авиационное оружие «воздух-земля» различных классов (ПТУР, УАБ, КР, кассетные и бетонобойные АБ);
  • Высокоточное оружие «земля-земля», в т.ч. БР, ПТРК, корректируемые ракеты для РСЗО, снаряды и миномётные мины;
  • Морское вооружение (оружейные турели, ПКР, ЗРК);
  • Танки и тяжёлые БТР (пока только для нужд АОИ; замечу, что производство танка «Меркава» началось в 1979 г., в том же году в США были заказаны 300 М60А3, полученные в 1980-1985 гг.; таким образом, с 1985 г. Израиль не закупает иностранных танков; последние М60 были сняты с вооружения в 2014 г., т.е. с этого момента весь танковый парк АОИ, включая резерв, состоит из «Меркава»);
  • БА различных классов (как для АОИ, так и на экспорт);
  • Все типы артвооружения (миномёты различных калибров, 155-мм буксируемые орудия и колёсные САУ, РСЗО; замечу, что АОИ в категории «ствольная артиллерия» с конца 90-х гг. имеются только 155-мм орудия; сейчас это американские САУ М109, но следующим поколением станут израильские «Роэм»);
  • Стрелковое оружие и оружие поддержки (подствольные гранатомёты, РПГ);
  • Сухопутные роботы;
  • Сторожевые, ракетные и беспилотные катера, причём размеры некоторых катеров приближаются к уровню корветов;
  • Боеприпасы различных типов, от патронов для стрелкового оружия и до ракет РСЗО;
  • Услуги по ремонту, модернизации и конверсии авиационной, морской и сухопутной техники, включая создание на базе административных, пассажирских и транспортных самолётов различных самолётов спецназначения: ДРЛОиУ, РТР, базовых патрульных, заправщиков;
  • Услуги обучения персонала и эксплуатации парков авиатехники;
  • Системы кибербезопасности и киберразведки.

Краткая история ИВП

Для понимания истории ИВП следует напомнить об эмбарго и ограничениях, вводимых иностранными государствами на поставки вооружений в Израиль. Именно они способствовали развитию ИВП в разных областях, от стрелкового оружия и до танков и боевой авиации. Итак:
  • Война за Независимость началась ещё 30.11.47, но до окончания Британского мандата (полночь 14/15.05.48) легальный ввоз оружия был невозможен.
  • 05.12.47, т.е. сразу после голосования в ООН (29.11.47) по разделу Британской подмандатной Палестины на 2 государства, США ввели запрет на поставку вооружений на Ближний Восток. А 29.05.48 СБ ООН по инициативе США и Великобритании ввели эмбарго на поставки оружия и любую военную помощь ближневосточным странам.
  • После завершения Войны за Независимость (20.07.49) США ещё длительное время отказывали в поставке оружия в Израиль. Только в конце 50-х гг. началась поставка оборонительных вооружений (безоткатные орудия), в 1962 г. были проданы ЗРК «Хок», в середине 60-х - танки М48, в 1966 г. - штурмовики «Скайхок». Однако, последние были проданы в упрощённой модификации, без возможности применения УР, без кассетных и напалмовых бомб. Но и далее США время от времени не продавали те или иные вооружения в Израиль, например в 90-е гг. было отказано в поставках КР «Томагавк».
  • Франция, главный поставщик АОИ с начала 50-х гг., наложила частичное эмбарго на поставки вооружений в Израиль 03.06.67 (т.е. за 2 дня до начала Шестидневной войны), а 03.01.69 эмбарго стало полным.
  • В ноябре 1969 г. Великобритания отказала Израилю в поставках танка «Чифтен», наиболее подходящего для нужд АОИ из имевшихся тогда на рынке. «Чифтен» проходили испытания в Израиле с 1966 г. и в конструкцию танка по израильским рекомендациям были внесены многочисленные изменения для работы в условиях пустыни.
  • В начале 2000-х гг. Германия отказала Израилю в продаже колёсных БА Dingo, а далее - Dingo-2. Данный шаг способствовал развитию производства собственных БА в Израиле.

Военное производство началось в 30-е гг., т.е. задолго до провозглашения Независимости 14.05.48. Причём подобное производство имела не только крупнейшая вооружённая организация еврейской общины («Хагана»), но и ЭЦЕЛь и ЛЕХИ. Военное производство «Хагана» уже тогда носило название ТААС («Таасия Цваит», т.е. «Военная промышленность», официальный год создания - 1933), после выхода из подполья производство было объединено в то, что позднее стало госкомпанией «Военная промышленность Израиля» («Таасия Цваит ле-Исраэль», IMI - Israel Military Industries), но сокращение ТААС осталось. В 2016 г. название изменено на «ТААС Маарахот» (IMI Systems).

В период Войны за Независимость военное производство включало 4 компонента:
  • ТААС;
  • Военные заказы у гражданских фирм (т.н. «ТААС Хуц», т.е. «Внешний ТААС»);
  • Постройка БА на базе коммерческих грузовиков, а также джипов и командкаров силами гражданских гаражей и компаний;
  • Научная служба «Хаганы» и далее - ХАМАД (см. ниже).

В 1946 г. в составе «Хагана» был создан научный отдел, сотрудничавший с 3 основными академическими центрами Эрец Исраэль того времени - Еврейским университетом в Иерусалиме, Технионом в Хайфе и Институтом Зив в Реховоте (впоследствии - Институт Вейцмана). С созданием АОИ (а точнее ранее, в апреле 1948 г.) на его базе была создана Научная служба АОИ (ХАМАД - «Хейль hа-Мада», дословно - «Научные войска»). В 1952 г. ХАМАД был выведен из состава АОИ, на его базе был создан уже гражданский АМАТ («Агаф Михкар вэ-Тихун») в составе МО (т.е. Управление НИОКР МО).

В 1958 г. АМАТ был преобразован в РАФАЭЛь («Решут ле-Питуах Эмцаэй Лехима», т.е. «Управление разработки вооружений»). По-сути этом был НИИ, занимавшийся разработками и опытным производством, далее для серийного выпуска образцы передавались различным государственным или частным компаниям, в первую очередь ТААС. Однако уже в 60-е гг. на РАФАЭЛь началось собственное серийное производство, в 2001 г. он стал госкомпанией (РАФАЭЛь -Решут ле-Питуах Эмцаэй Лехима БААМ), а в 2007 г. название было изменено на «Рафаэль - Маарахот Лехима Миткадмот БААМ» («Рафаэль - продвинутые системы вооружения ООО»), т.е. «Рафаэль» стало просто названием, а не сокращением, как ранее. Далее я буду называть РАФАЭЛь компанией, хотя до 2001 г. она официально таковой не являлась.

Но ХАМАД стал основой не только АМАТ. При создании ХАМАД был использован опыт Великобритании при создании научной службы в ходе Второй Мировой Войны. В 1943 г. вышла новелла британского писателя Ниджела Балчина (Nigel Balchin) The Small Back Room, а в 1949 г. - фильм с тем же названием (в американском прокате - Hour of Glory). Книга и фильм рассказывают об одном эпизоде работы учёных (кстати, советский фильм 1980 г. «Аллегро с огнём» - возможно навеян тем же сюжетом). На практике, в Великобритании действительно использовалось не официальное название Back Room, а его работа была разделена на 3 основных сегмента, обозначаемых буквами A, B и C (от Atomic, Biological, Chemical), т.е. вопросы атомного, биологического и химического оружия и средств защиты. Соответственно ХАМАД имел 3 отделения: ХАМАД-Алеф, ХАМАД-Бет и ХАМАД-Гимель, первое занималось вопросами химии (взрывчатка и боеприпасы, огнемёты, слезоточивый газ), второе - биологическими исследованиями, третий - поиском полезных ископаемых и ядерной физикой. И в 1952 г. на базе ХАМАД были созданы 3 организации: АМАТ на базе ХАМАД-Алеф, Израильский институт биологических исследований («hа-Махон ле-Михкар Биологи бэ-Исраэль») на базе ХАМАД-Бет, Комиссия по ядерной энергии («hа-Веида ле-Энергия Атомит») на базе ХАМАД-Гимель.

В 1953 г. была создана «Израильская Авиационная Промышленность» (ТАА - «hа-Таасия hа-Авирит ле-Исраэль», IAI - Israel Aerospace Industries). Первоначальное название - Государственный институт проверки самолётов («hа-Махон hа-Мемшальти ле-Бедек Матосим»), более известная как просто «Бедек Матосим» или кратко «Бедек». Первоначальный статус был как у РАФАЭЛь (организация в подчинении МО), с 1965 г. - госкомпания «Бедек Теуфа БААМ», далее название изменено на ТАА.

Параллельно в Израиле создаются другие государственные и частные военные компании. Вот несколько примеров, о которых я уже писал в отдельных статьях:
  • 1950 г. - «Солтам» (совместное предприятие израильской «Солель Боне», принадлежащей концерну КУР Израильской федерации профсоюзов и финской «Тампелла»);
  • 1959 г. - «Израильские судоверфи» (госкомпания, приватизирована в 1995 г.);
  • 1966 г. - «Эльбит» (на начальном этапе на 50% принадлежала МО).

Из других компаний можно как пример привести «Тадиран», создан в 1960 г. слиянием заводов «Тадир» (производство электроники, создан в 1951 г.) и «Ран» (производство батареек, создан в 1933 г.). На первом этапе на 50% принадлежал МО, на 50% - концерну КУР.

В 60-е - 80-е гг. ситуация была следующая: 3 крупные госкомпании (ТААС, ТАА и РАФАЭЛь) и большое количество мелких компаний в разном владении (частные, государственные, общественные). Далее «Эльбит» начинает покупку различных компаний, например «Хец hа-Кесеф» в 1992 г., «Эль-Оп» в 2000 г., «Солтам» в 2010 г. Процесс описан в статье по истории «Эльбит». А в ноябре 2018 г. «Эльбит» купила приватизированную ТААС. Лишь производство ракетных двигателей было выделено в отдельную госкомпанию «Томер» («Томер Хевра Мемшальтит БААМ», создана в 2015 г.). 15 годами ранее (в 2005 г.) был приватизирован завод стрелкового оружия ТААС, став «Таасийот Нешек ле-Исраэль БААМ» (IWI - Israel Weapon Industries, т.е. «Израильская оружейная промышленность»).

Типы предприятий ИВП

По принадлежности военные фирмы Израиля можно разделить на три группы:
  • 1-я - производство внутри АОИ. Служба вооружений, ВВС и ВМС имеют в своём распоряжении предприятия, занимающиеся ремонтом и модернизацией военной техники. В некоторых случаях данные предприятия выпускают запчасти, агрегаты и оборудование. Однако, это не всё. Так, танк «Меркава», тяжёлый БТР «Намер» на его базе, колёсные БТР «Эйтан» и «Пантер» выпускаются Службой вооружений.
  • 2-я - три государственных военных компании: ТААС, ТАА и «Томер».
  • 3-я - гражданские военные фирмы, такие как «Эльбит Маарахот», IWI, «Израильские судоверфи», «Мепролайт» (3 последних входят в состав промышленной группы Сами Кацава - SK Group) и др. (общее количество компаний военпрома - не менее 120).

Этапы производства вооружений

Производство оружия можно разделить на две категории: изготовление вооружения и систем и создание платформ. «Платформа» - это танк, БТР, самолёт, вертолёт, корабль и т.п. «Вооружения и системы» - различное лёгкое оружие, электроника, боеприпасы, ракеты, оборудование и т.п. По данному критерию история израильской военной промышленности делится на 3 этапа.

На первом (со времён подполья в дни британского мандата и до Шестидневной войны 1967 г.) производились вооружения и системы, причём часто копировались иностранные образцы или же использовались лицензии. Постепенно росла сложность выпускаемой продукции, всё больше и больше становилось собственных разработок. Платформы в тот период почти полностью были иностранного производства, исключений было немного - например строились собственные десантные корабли.

Второй этап начался после Шестидневной войны (эмбарго Франции и отказ Великобритания в поставке танка «Чифтен», как описано выше). В Израиле было принято принципиальное решение: создать основные боевые платформы собственной разработки. Т.е. ракетные и сторожевые катера для ВМС, истребитель для ВВС, танк «Меркава» для сухопутных войск. Параллельно продолжалось производство вооружений и систем.

С 1971 г. Израиль начинает получать крупную (более 100 млн долларов в год) военную помощь от США, на первом этапе в форме льготных кредитов. С 1974 г. часть помощи предоставляется на безвозмездной основе, а с 1985 г. вся американская помощь, достигшая к тому времени немалых размеров (1.4, затем 1.8 млрд долларов в год) становится безвозмездной. Одновременно экономические трудности середины 80-х гг. приводят к сокращению собственного («шекелевого») бюджета АОИ почти на 20%. С учётом того, что основной объём американской военной помощи Израиль обязан тратить в США, возникает проблема «дорогого шекеля и дешёвого доллара». В 1987 г. Израиль прекращает разработку собственного истребителя 4-го поколения «Лави» (серийное производство должно было начаться в 1989 г.) и с этого момента начинается третий этап - отказ от разработки пилотируемых авиационных платформ и возврат к производству в первую очередь вооружений и систем. При этом сложность систем возрастает (крупные БПЛА, ЗРК и системы ПРО). Производство и развитие платформ для СВ и ВМС продолжается. Например, для СВ кроме новых моделей танка «Меркава» создаются тяжёлые гусеничные и колёсные БТР, колёсные САУ, различные БА.

Обзор выпускаемой продукции на 2006 г.

В 2006 г. в я уже написал статью со схожей тематикой и в ней я кратко описал номенклатуру продукции основных существовавших на тот год компаний. Приведенный список далеко не полон, как по фирмам, так и по выпускаемой ими продукции.
  • ТАА - крупнейшая в Израиле и 33-я в мире военная фирма. В 2006 г. доходы составили 2.813 млрд долларов, из них 62.1% (1.746 млрд долларов) - оборонная продукцию. Фирма производит беспилотные самолёты (БПЛА), ракеты (ПТУР, противоракеты «Хец», ракету-носитель «Шавит»), УАБ, спутники, военную электронику (РЛС, СУО, системы связи, электронной разведки и РЭБ), сторожевые катера, разведывательные бронеавтомобили RAM. Модернизирует и ремонтирует авиатехнику. Занимается бронированием сухопутной техники и системами разминирования. Строит административные (директорские) самолёты, которые могут служить базой для военных самолётов различного назначения. В прошлом ТАА производила транспортный самолёт «Арава», учебный «Фуга Магистер», истребители «Нешер» и «Кфир», разработала «Лави».
  • «Эльбит Маарахот» - 39-е место в мире, доходы в 2006 г. 1.52 млрд долларов, из которых 92.2% (1,402 млрд долларов) пришлись на оборонный сектор. Выпускает СУО для бронетанковой техники (БТТ), компьютеры, нашлемные прицелы и другую авиационную электронику, УАБ, БПЛА.
  • РАФАЭЛь - 49-е место в мире, доходы в 2006 г. 1.056 млрд долларов (вся продукция фирмы - оборонная). Производит ракеты («воздух-воздух» и «воздух-земля», зенитные, ПТУР), УАБ, гранатомёты, военную электронику (системы РЭБ, связи и электронной разведки, навигационно-прицельные системы, электрооптика), дистанционно управляемые турели для пушек и пулемётов, занимается технологиями бронирования и защиты БТТ, в т.ч. создала колёсные БТР «Голан» и «Зеев». Строит БПЛА и беспилотные катера. Занимается системами дистанционного разминирования.
  • ТААС - 84-е место в мире, доход в 2006 г. 481.6 миллиона долларов (вся продукция - оборонная). Выпускает ВВ и пиротехнику, боеприпасы различных типов (включая кассетные и авиационные), РСЗО, ракеты различных типов (ПТУР, ракеты «воздух-земля» и «земля-земля»), гранатомёты, БПЛА, танковые пушки калибра 105 и 120 мм, занимается технологиями бронирования и защиты БТТ. Модернизирует БТТ. Выпускает роботы, танковые мостоукладчики и понтоны.
  • «Тадиран» - системы связи, управления и контроля, СУО, в прошлом - БПЛА.
  • IWI - выпуск стрелкового оружия. Среди продукции - варианты пистолета-пулемёта «Узи», штурмовая винтовка «Тавор», ручной пулемёт «Негев», пистолеты «Иерихон-941» и «Барак».
  • «Солтам» - 60-, 81-, 120-, 160-мм миномёты, 155-мм артиллерийские орудия и боеприпасы для них. Создание самоходных орудий и миномётов на различном шасси.
  • «Израильские судоверфи» - производит ракетные и сторожевые катера, буксиры, в прошлом - десантные корабли.
  • «Эль-Оп» - оптика и электрооптика, в т.ч. СУО для БТТ (совместно с «Эльбит»), приборы ночного видения, индикаторы на фоне лобового стекла (HUD) для боевых самолётов, лазерные дальномеры и целеуказатели, роботика, телекамеры для спутников, системы помех.
  • «Элисра» - морские и авиационные системы РЭБ, связи, электронной разведки.
  • «Автомобильная промышленность», г. Назарет - джипы и лёгкие грузовики.
  • «Аэронаутикс» - БПЛА и беспилотные катера.
  • EMIT - БПЛА.
  • «Плазан Саса» - технологии бронирования БТТ.
  • «Урдан» - броневые детали для БТТ (в т.ч. для танка «Меркава»), колейные минные тралы (КМТ), бульдозерные отвалы.
  • «Кинетикс» - элементы подвески БТТ, приводы башен, тормозные и гидравлические системы.
  • «Азимут» - прицелы, навигационные системы и системы наблюдения.

Возможности ИВП находят своё отражение в экспорте - поставки на сумму более 4 млрд долларов и новые контракты на 4.3 млрд долларов в 2007 г. По этому показателю Израиль обошёл Великобританию и занял 4-е место в мире после США, России и Франции.

Экспортные успехи ИВП примечательны по ряду причин. Во-первых, экспорт не опирается на параллельные массированные поставки внутри страны. Так, военный бюджет на 2008 г. равен 51.3 млрд шекелей, из которых на закупку вооружений и оборудования будет израсходовано 23.5%, т.е. примерно 12 млрд шекелей, или чуть более 3 млрд долларов. Но не вся эта сумма тратится в Израиле и не всё идёт на закупку вооружений. Т.е. закупки АОИ значительно меньше размеров военного экспорта. Во-вторых, как уже было сказано, Израиль почти не поставляет за границу платформы. А ведь именно продажа платформ приносит по настоящему большие деньги, ведь вместе с ними продаются системы и вооружение, услуги по ремонту, а в последующем - по модернизации. В-третьих Израиль не экспортирует оружие на Ближний Восток, страны которого по совокупности являются крупнейшим в мире импортёром вооружений. Кроме того, Израиль не может продавать вооружение большинству не арабских мусульманских стран (из-за их солидарности с арабами), а ряд других стран бойкотируют военную продукцию Израиля (например, Норвегия). Из-за американского давления практически прекратился экспорт вооружений в КНР.

Успехи экспорта на фоне вышеуказанных трудностей подчёркивают хорошие ТТХ и отличное качество выпускаемой в Израиле военной продукции, а значит - высокий уровень военной промышленности в целом.

Ситуация на 2023 г.

В статье «Израильский оборонный экспорт в 2022 г.» указано, что военный экспорт достиг 12.546 млрд долларов (по объёму новых заключённых контрактов). Причём уже есть поставки и в арабские страны и не малые - 24% всего экспорта (т.н. «страны Соглашения Авраама», т.е. ОАЭ, Бахрейн и Марокко, возможно что-то и в Судан). 75-80% производства израильского военпрома направлено на экспорт.

Ссылки:
  1. Оборонная промышленность в Израиле, статья Википедии.
  2. ХАМАД, статья Википедии.
  3. Институт Вайцмана, статья Википедии.
  4. Компания «Рафаэль», статья Википедии.
  5. Израильский институт биологических исследований, статья Википедии.
  6. Израильская комиссия по атомной энергии, статья Википедии.
  7. «Израильская Военная Промышленность», статья Википедии.
  8. «Израильская Оружейная Промышленность», статья Википедии.
  9. «Израильская Авиационная Промышленность», статья Википедии.
  10. «Госкомпания Томер», статья Википедии.
  11. Промышленная группа SK, статья Википедии.
  12. Французское эмбарго против Израиля, статья Википедии.

Военпром

Previous post Next post
Up