Среди подразделений ВВС, участвующих в операции «Маген у-Хец» («Щит и стрела»), - 101-я и 105-я эскадрильи ВВС с авиабазы «Рамат-Давид». Эскадрильи вооружены самолётами «Барак» - F-16C и F-16D соответственно.
Планирование любого полёта в эскадрильи начинается с оперативной комнаты («Хедер Мивцаим»). Это штаб эскадрильи, входить сюда с сотовым телефоном строго запрещено. Здесь работают сержанты разведки и навигации («МАШАКит МАНАТ», МАНАТ - «Модиин вэ-Нивут») и сержанты разбора полётов («МАШАКит Тихкур»). Первые готовят самолёто-вылет, вторые - разбирают его результаты.
Данные о цели поступают из оперативного штаба ВВС («hа-Мате hа-Мивцаи»). Далее эти данные загружаются на специальную кассету, далее подсоединяемой к бортовой электронике (авионике) самолёта. В полёте информацию видят и пилот, и штурман (в случае F-16D) самолёта.
В ходе полёта данные записываются на видеокассету (самолёты производства начала 90-х гг., так что всё ещё используется эта технология). Далее на земле лётчики и сержанты разбора полётов совместно изучают данные: что было хорошо, что можно улучшить, какие ошибки были. Причём такой разбор проводится как во время учебных, так и после боевых вылетов. Также составляются отчёты для оперативного штаба ВВС.
Ещё одна профессия в эскадрильи - оперативный сержант (ПАКМАЦит - «Пкида Мивцаим»). Как и две предыдущие специальности она - чисто женская. Оперативные сержанты помогают в оперативном управлении работы эскадрильи.
101-я эскадрилья должна была быть на Кипре, в рамках международных учений «Иниохус». Более того, часть людей и самолётов уже были на Кипре. Но с началом операции все вернулись в Израиль. Персонал же технического отдела эскадрильи («Гаф Техни»), те, кто оставался на базе, были подняты по тревоге в 2 часа ночи в день начала операции и приступили к подготовке самолётов. Некоторые после этого не спали по 38 часов, лишь подрёмывая прямо у самолётов в коротких перерывах между вылетами.
105-я эскадрилья:
101-я эскадрилья:
Ссылки:
- Статья на сайте ВВС, 10.05.23.
- Статья на сайте ВВС, 12.05.23.