Танки «Тиран» - трофейные Т-54, Т-55 и Т-62 в АОИ. Часть 2.

Apr 30, 2023 01:35


Начало - часть 1.



«Тиран-6» в музее брт войск АОИ в Латруне.


Подразделения танков «Тиран»

В составе брт войск АОИ было создано 4 бригады танков «Тиран», в т.ч. три - после войны 1973 г. Все бригады были резервные, хотя были периоды существования регулярных рот и взводов для переподготовки танкистов для этих бригад.

274-я бригада «Уцбат Йерушалаим» (т.е. «Иерусалимское соединение»). Первая бригада «Тиран» АОИ. Была создана в 1969 г. (т.е. как раз когда была завершена стандартизация 146 Т-54/55), первым командиром был полковник Гидеон Альшор (Альтшулер). Кстати, номер 274 был не случайным: по гематрии эти цифры соответствуют выражению «Коах Мор» («Сила Мор»), в честь Мор Альшор, дочери Гидеона.

Как было сказано выше, бригада имела усиленный штат, 4 батальона. Их номера - 25, 225, 227 и 228. А в 1971 г. в состав бригады был введён и 88-й батальон «Дов Ляван» («Белый Медведь») - амфибийный разведбат на ПТ-76 и БТР-50 (создан в 1969 г., первым командиром был подполковник Йоэль Гонен, см. ниже). Также в бригаду входили разведрота на джипах, рота связи, медицинская рота и собственные структуры технического обеспечения (что было связано с использованием бригадой оригинальной трофейной техники, отсутствующей в других частях АОИ). Автотранспорт бригады также был трофейным.

В 1973 г. бригадой командовал полковник Йоэль Гонен (Городиш), младший брат генерала Шмуэля Гонена (Городиш), командующего ЮВО. Мобилизационные склады бригады находились на базе «Махане Хаса» (она же «Махане Йеhудит» и Мем-Куф 419, к северо-востоку от Ашкелона) и на юге Синая (район МАРШАЛ - «Мерхав Шломо»).

После войны 1973 г. номер 274-й бригады был изменён на 691-й. Бригада вошла в состав 440-й дивизии. В июне 1974 г. был расформирован 88-й батальон, а сама бригада приведена к обычным штатам брт бригад АОИ. В 1986 г. расформировали и саму бригаду.

Кстати, в Википедии сказано, что в 2010 г. бригада была воссоздана под номером 274, под командованием Рафи Авирам. Но в какой роли - данных нет.

265-я бригада была сформирована сразу после войны 1973 г. на основе 225-го батальона 274-й бригады. Два других батальона были сформированы из танкистов, прошедших переучивание на «Тиран». Первым командиром был полковник Яаков Лапидот. Бригада вошла в состав 440-й дивизии и успела принять участие в противостоянии с египетским войскам до 18.01.74. Известно, что в составе 265-й бригады имелись и БТР ОТ-62 «Топаз». Бригада просуществовала всего 12 лет и была расформирована в 1985 г.

889-я бригада «Уцбат Адирим». Создана в январе 1974 г., первым командиром был полковник Сасон Шило. Бригада была подчинена 194-й резервной дивизии «Уцбат Лаhав» ЦВО, отвечавшей за Иорданскую долину, позже вошла в состав 440-й дивизии.

Бригада была создана на базе «Махане Шивта», в её состав вошли солдаты, завершившие срочную службу, но всё ещё не демобилизованные в связи с Войной Судного дня и почти 7-месячным противостоянием после её окончания, резервисты и одна рота солдат срочной службы. Позже эта рота была переведена в другую часть и 889-я бригада стала полностью резервной. Из «Махане Шивта» бригаду перевели в Бейт Дарас, далее в Нахаль Сорек, далее в «Басис Офер» и «Маханот Рафиах».

В состав бригады вошли 96-й батальон (Т-62), 574-й и 575-й батальоны (оба Т-54 со 100-мм пушками). При переводе в 440-ю дивизию 96-й батальон был переведен в 320-ю бригаду, а в 889-й был создан 453-й батальон («Тиран-5» с 105-мм пушками). Позже на этот танк перешёл и 574-й батальон. 453-й батальон оригинально состоял из пехотинцев НАХАЛь, прошедших переподготовку в танкисты. 575-й батальон оставался с «Тиран-4». Разведрота бригады состояла из 2 взводов джипов и взвода БТР ОТ-62 «Топаз».

До 1982 г. бригада находилась на базе «Маханот Рафиах». В бригаде была регулярная рота солдат НАХАЛь, осуществлявших охрану Нахаль Ям, а далее проходивших тренировки на полигоне возле кибуца Керем Шалом. Рота служила источником пополнения личного состава для всей 440-й дивизии. После вывода сил АОИ с Синайского полуострова в 1982 г. бригаду перевели в Кцийот, а в 1986 г. расформировали.

320-я бригада стала последней бригадой «Тиран», сформированной в АОИ - в 1977 г. Первым комбригом был полковник Ами Мораг. В состав бригады вошли 2 батальона Т-62 (в т.ч. 96-й, первоначально входивший в 889-ю бригаду) и батальон танков «Тиран-5» со 105-мм пушками. В бригаде был регулярный взвод для переподготовки танкистов на «Тиран-6». Основная масса переподготовки шла в 1977-1978 гг., на базе «Нафах Тахтон» на Голанских высотах. Персоналом были бойцы 7-й и 188-й бригад, ранее служившие на «Шот». Бригада просуществовала 13 лет и была расформирована в 1990 г. Поскольку все прочие бригады «Тиран» были сосредоточены в 440-й дивизии ЮВО, а данная бригада подчинялась СВО, её называли «Северной бригадой Тиран» («Хативат Тиран Цфонит»). В отличии от прочих бригад «Тиран», 320-я бригада была отдельной.

440-я дивизия «Уцбат Халамиш». Создана в мае 1973 г. как штаб дивизии (т.е. не имела собственных частей). После войны 1973 г. превращена в дивизию постоянного состава - 691-я, 889-я и 265-я бригады. Базой дивизии были «Маханот Рафиах», а с начала 80-х гг. - «Басис Кцийот». Дивизия расформирована в 1985 г. (частично влита в состав 252-й дивизии «Уцбат Синай»). В ходе своего существования в качестве дивизии постоянного состава 440-я была полностью оснащена трофейной техникой. Дивизия была резервной, но в её составе был один регулярный батальон не полного состава, а позже - одна регулярная рота, т.н. рота 141 в Нир-Ицхак для тренировок резервистов, проходивших переподготовку на трофейную технику. Для техобслуживания техники в составе дивизии был создан 762-й батальон Службы вооружений (ГАШАХ-762, ГАШАХ - «Гдуд Ширутей Химуш»).

880-я дивизия «Уцбат Идан» (впоследствии 340-я). Дивизия создана в 1974 г. с базой в «Махане Хаса». Первоначально планировалось, что дивизия станет второй после 440-й, вооружённой танками «Тиран» («История Службы вооружений, 1967-1985 гг.», стр. 163). Возможно отсюда и номер 880 - «вторая 440-я». Однако позже от этих планов отказались и данная дивизия получила танки других типов.

А вот как описывает завершение службы «Тиран» в АОИ Давид: Тиранов никогда не было в кадровых бригадах. Сначала была кадровая рота при 274-й резервной бригаде, для обучения экипажей, потом при 440-й резервной дивизии тоже была кадровая рота для обучения. 440-я резервная дивизия из трех бригад на Тиранах-4 и Тиранах-5 была расформирована в 1986. Отдельная 320-я резервная бригада, которая не входила в эту дивизию и вообще была в другом округе, в составе одного батальона на Тиранах-5 и двух батальонов на Тиранах-6, начала сокращаться в том же 1986: сначала расформировали батальон на Тиранах-5, потом два батальона на Тиранах-6 свели в один, а в 1992 этот один батальон закрыли окончательно, и на этом история Тиранов в АОИ закончилась. ... Я еще в 1994 бывал на старой базе 440-й дивизии, например, там сквозь Тираны разве что баобабы не росли, но если захотеть, то можно было их взять и на что-нибудь переделать, корпуса-то есть. Но никакой дивизии уже не было, танки просто стояли и ржавели...

И ещё одно свидетельство. В 2012 г. ситуацию описал gilad, участник форума waronline, а в 80-е гг. - офицер-танкист (впрочем, за давностью лет он мог и ошибаться в датах): Т-62 никогда не было в 440-й дивизии. Они (вернее 2 батальона из 3-х) были только в 320 бригаде Северного Округа. Бригада была расформирована в 1992 г. - хотя особый батальон Т-62 протянул после этого ещё 2-3 года. Прочие бригады «Тиранов» расформировали в 1987-89 гг., хотя сама дивизия - только в 1993 г.

Боевое применение

Танки «Тиран» участвовали в Войне на Истощение 1969-1970 гг. В т.ч. для обстрела египетских позиций через канал огнём непрямой наводкой из оригинальных 100-мм орудий. А самым знаменитым эпизодом стала операция «Равив» 09.09.69, о ней я писал в отдельной статье.

Как уже было сказано выше, к войне 1973 г. «Тиран» (уже перевооружённые на «Шарир») составляли 7% танков АОИ. Центральным планом использования данных танков была операция «Ор Ярок» («Зелёный свет») - высадка бронетанковой дивизии АОИ на западный (африканский) берег Суэцкого залива. План был подготовлен в 1972-1973 гг., отработан на учениях 21-24.11.72 и 02.08.73. В ходе войны 1973 г. 440-я дивизия (а в её составе - и 274-я бригада) готовилась к осуществлению операции, 4 раза силы получали приказ на немедленную готовность к осуществлению, но в конце-концов операция так и не была проведена, окончательная отмена была 22.10.73.

Основные силы 274-й бригады (без 225-го и 88-го батальонов) были сосредоточены в районе Рефидим и являлись резервом ЮВО. Лишь 12.10.73 бригада впервые вступила в бой, далее участвовала в отражении египетского наступления 14.10.73. С 15.10.73 бригада подчинялась импровизированной дивизии «Коах Намер» под командованием Сасона Ицхаки, вела бои в районах «Хамуталь» и «Махшир» на восточном берегу Суэцкого канала. 225-й и 88-й батальоны воевали отдельно, на юго-западе Синая. Впоследствии 88-й батальон под командованием 14-й бригады переправился через канал и вёл бои на его западном берегу. Бригада потеряла 52 человека убитыми и (безвозвратно) 7 танков «Тиран». Самые тяжёлые потери понёс 88-й батальон - из 126 его бойцов 18 погибли и 32 были ранены.

После окончания боёв (24.10.73) и до подписания договора о разъединении сил с Египтом (18.01.74) 225-й батальон был официально выведен из состава 274-й бригады и послужил основой создания 265-й бригады, занимавшей позиции к западу от Суэцкого канала у подножия Джабль Атака и к западу от города Суэц, против сил 3-й египетской армии. Сама же 274-я бригада занимали позиции в северо-западной Синае, против сил 2-й египетской армии.

К войне 1982 г. 440-я дивизия не привлекалась. Батальон танков «Тиран-5» из состава 320-й бригады был мобилизован как резерв СВО, планировалось его участие в десантной операции к северу от Бейрута. Операция так и не состоялась, однако после начала осады Западного Бейрута некоторое количество «Тиран-5» было переброшено по морю в христианские районы, для усиления блокады контролируемых палестинцами районов с востока.

Как мы видим, в целом боевое применение «Тиран» было небольшим, почти всё - в период 1969-1974 гг. Поскольку танки весили 36 тонн (по сравнению с примерно 51 для «Центурион», 45 для М48 и 46-49 для М60), именно их сделали основными машинами АОИ для проведения десантных операций. Тем не менее, в ходе единственной реальной крупной десантной операции АОИ в ходе Первой Ливанской войны (в устье реки Авали, началась в ночь 06/07.06.82) использовались танки «Магах».

Программа «Самовар»

После войны 1973 г. Служба вооружений АОИ извлекла следующие выводы по эксплуатации «Тиран» в условиях полномасштабных боевых действий («История Службы вооружений, 1967-1985 гг.», стр. 372):
  • необходимость замены ряда систем на западные из-за нехватки запчастей и оборудования для техобслуживания;
  • необходимо найти решение высокому износу двигателей;
  • необходимо улучшить тренировки водителей для снижения износа трансмиссий, а если можно - заменить трансмиссию на улучшенный вариант;
  • увеличить запасы запчастей для системы управления башней, а если можно - заменить её на западную;
  • улучшить пылезащитный кожух пушки;
  • улучшить системы поворота башни;
  • сконструировать улучшенную систему рулевого управления и тормозов;
  • обновить местное производство ряда деталей (штифты, кольца), поскольку ранее выпущенные образцы не соответствуют требованиям.

Ещё в 1969 г. была утверждена замена двигателя «Тиран» на западную модель, но тогда это сделано небыло. Рост числа «Тиран» в АОИ и постоянная нехватка запчастей вновь привели к поднятию вопроса замены ряда компонентов танка на западные. Всё это вылилось в масштабную программу создания т.н. «Западного Тиран» («Тиран Маарави»), получившую название «Самовар». Программа длилась 8 лет.

У танка менялся мотоблок, устанавливалась система управления башней американского производства, СУО израильского производства. Практически полностью была заменена электросистема. Была улучшена эргономика, облегчено техобслуживание. Танк стал более быстрым, маневренным, лучше управляемым. За счёт новой системы рулевого управления и тормозов резко снизилась нагрузка на водителя. Был возвращён гирокомпас, ранее с танка снятый. В 1983 г. танк получил пассивный ночной перископический прицел наводчика NV-40 и пассивный перископ водителя NV-39, лазерный дальномер, интегрированный с телескопическим прицелом наводчика, систему управления огнём 3000 компании «Тадиран».

В 1984 г. «Самовар» был представлен публике. Проект считался очень успешным, при этом довольно дешёвым и соответствовавшим утверждённому графику работ. Однако, в то время уже было решено о снятии «Тиран» с вооружения и серийно модернизация не проводилась. Часть наработок использовались при создании «Ахзарит», например - мотоблок.

В том же 1984 г. израильская фирма «Нимда» получила разрешение начать маркетинг «Самовар» на мировом рынке, т.н. «Т-54/55/62 серии S». Например танки, проданные в Уругвай и Руанду (см. ниже), были модернизированы по этому проекту.

Судьба Т-54/55/62 после снятия с вооружения

Как было сказано выше, 3 бригады «Тиран» были расформированы в 1985-1986 гг., последняя - в 1990 г. Кстати, в конце 2005 г. газета «Хадашот Бамахане» (за 30.12.05) упомянула «Тиран» в одной из статей. Было сказано, что АОИ меняет танки «Тиран» в подразделениях ЮВО на «Магах», а старые «Тиран» будут переоборудованы в тяжёлые БТР. Скорее всего, данная статья была сознательной дезинформацией.

Открытые источники, т.е. различные справочники институтов стратегических исследований, продолжали приводить данные о «Тиран» ещё 20 лет после снятия танка с вооружения, т.е. до 2010 г. Несколько примеров:
  • Справочником IISS в разные годы сообщал о 250-488 для Т-54/55, 70-150 для Т-62. С 1999 г. оценка шла как 200 для Т-54/55 (на хранении) и 100 Т-62. В справочнике 2012 г. данных по наличию этих танков уже небыло.
  • Справочник JCSS/INSS для модернизированных Т-55 давал цифру 250 в 1983-1986 гг., затем началось их снятие с вооружения, завершившееся в 1993 г. Число Т-62 оценивалось в 150 в 1983-1991 гг., 140 1992-94 гг., 70 в 1994-95 гг., 50 с 1996 г. и до начала 2000-х гг.
  • Global Security давал цифру в 110 для «Тиран-6» на 1990 г., далее 100 до 2010 г. Что касается «Тиран-4/5», то цифры были 488 на 1990 г., 400 в 1995-2000 гг., 287 в 2005-2010 гг.

На базе Т-54/55 в Израиле был создан тяжёлый БТР «Ахзарит». Работы по проекту были начаты в 1977 г., подготовка к производству на «МАША-7200» началась в 1986 г., производство прототипов шло с середины 1987 г., два прототипа были готовы в мае 1988 г. Цена серийного образца составляла около 0.6 млн долларов за штуку (в ценах 1984 г.). Серийное производство началось в январе 1989 г. План был только на первом этапе закупить 300 машин, однако из-за нехватки средств ограничились меньшим количеством: до декабря 1995 г. АОИ было поставлено 220 серийных БТР. Уже в начале 90-х гг. «Ахзарит» была вооружена бригада «Голани», а далее - резервная «Александрони». Общая стоимость программы, включая разработку и постройку прототипов, составила 163 млн долларов. Хотя выпуск «Ахзарит» не означал обязательную переделку в них танков «Тиран» (в запасе имелось большое количество корпусов подбитых и разукомплектованных на запчасти машин), какое-то количество «Тиран» также пошло на эту переделку.

Что касается реэкспорта Т-54/55, то их поставляли ливанской христианской милиции Ливанские силы, а также Армии Южного Ливана (АЮЛ). Известно о следующих поставках:
  • 18 Т-54 Ливанским силам в 1987 г.
  • 10 Т-54/55 АЮЛ в 1986 г. и ещё 24 в 1987 г. С конца 80-х гг. АЮЛ постоянно имела примерно 30 Т-54/55. 03.12.99, менее чем за полгода до вывода АОИ из Зоны безопасности в Южном Ливане, журнал «Бамахане» сообщал о намерении Израиля передать АЮЛ ещё 15 таких танков (правда не сообщалось, состоялась ли передача). После развала АЮЛ в мае 2000 г. часть танков вернулась в Израиль, часть была уничтожена (включая бомбардировки израильской авиации), несколько попали к «Хизбалле». Причём на фото видно, что это - Т-54/55 с оригинальными 100-мм пушками.
  • 30 Т-55 Эфиопии в 1990 г.
  • 15 (или 11) Т-55 в Уругвай в 1997 г.
  • 10 в Руанду в 2013 г.
  • В 90-е гг. 30 Т-55 были модернизированы компанией «Эльбит» для Словении в вариант M-55S. Однако, насколько это известно, использовались Т-55 из наличия самой Словении, а не бывшие израильские «Тиран». В 2022 г. Словения передала 28 M-55S Украине.

Названия танков в АОИ

В АОИ танки Т-54/55, а затем и Т-62, получили название «Тиран». В «История Службы вооружений, 1967-1985 гг.» (стр. 55) сказано, что название связано с тем, что с одной стороны оно начинается на букву «Тет» (т.е. так, как на иврите записывают индексы советских танков), а с другой - это название пролива и острова на выходе из залива Эйлат (Акаба) в Красное море. Блокада Тиранского пролива (между южной оконечностью Синайского и Аравийским полуостровами) Египтом для израильского судоходства, т.е. блокада порта Эйлат, стала одной из причин начала Шестидневной войны.

Однако, в книге «Тиран», изданной в 1983 г., её автор Яир Амикас так описывает возникновение этого названия: В конце июля 1967 г. в кабинете Исраэля Таля [в 1964-69 гг. - Командующий бронетанкового корпуса («Гайасот hа-Ширъён») АОИ, имел прозвище Талик - О.Г.] состоялось совещание по вопросу абсорбции в Израиле трофейных танков Т-54/55... На этом заседании был решён вопрос и об имени танка. В тот период много говорилось о проливе Тиран и островах Тиран. Талик сказал: «Он [танк Т-54/55 - О.Г.] похож на русского тирана» [на иврите написано так: «Еш Лё Цура Шель Тиран (Шалит, Родан) Руси» - О.Г.]. Присутствующие рассмеялись и танк получил имя «Тиран».

Различали:
  • «Тиран-4» - Т-54;
  • «Тиран-4Ш» - Т-54 со 105-мм пушкой;
  • «Тиран-5» - Т-55;
  • «Тиран-5Ш» - Т-55 со 105-мм пушкой;
  • «Тиран-6» - Т-62.

Здесь «Ш» (буква «Шин» на иврите) - от слова «Шарир» («Сильный»), т.е. 105-мм английская пушку L7 и её варианты. Иногда писали полностью: «Тиран-4 Шарир» и «Тиран-5 Шарир».

А как именовались «Тиран» в западной прессе?
  • Ti-67 для Т-54/55 (т.е. «танки серии Ти, 1967 г.»); поскольку Ti-67 часто записывают как TI-67, некоторые приняли вторую букву за ‘l’ (Эл) или за ‘1’ (единицу), в результате появились обозначения Tl-67, TL-67 и T1-67. Соответственно для «Самовар» - Ti-67S.
  • T-62I для Т-62 (т.е. «Израильский Т-62»).
  • Начиная с 90-х гг. в западной литературе начало встречаться и имя «Тиран», правда иногда его пишут неправильно, например «Тирдан» (Tirdan).
  • В Global Security для «Тиран-4/5» указаны ‘Tiran 4 Alon’ и ‘Tiran 5 Brosh’. «Алон» и «Брош» на иврите означают «Дуб» и «Кипарис» соответственно, но для «Тиран» никогда не использовались.

Фотогаллерея

Большое количество фото «Тиран» и другой упомянутой в статье техник есть на ЖЖ «Пещера злобного Буквоеда»:Ссылки:
  1. Моше Гивъати «В их руках закалялась сталь» («Бэ-Ядейhем Хушля hа-Плада»), 1997 г.
  2. Амира Шахар «История Службы вооружений в 1967-1985 гг.» («Хейль hа-Химуш ки-Макпиль hа-Коах. Тольдот Хейль hа-Химуш бэ-Шаним 1967-1985»).
  3. Амикас Яир. Тиран. 1983 (иврит).
  4. Рассел Аллан. Танки современных армий. М., Эксмо-Пресс, 2000.
  5. «Танки и истребители танков АОИ», статья 2002-2006 гг. в вебархиве.
  6. Танки «Тиран», статья Википедии.
  7. Танки на службе АОИ, статья Википедии.
  8. Статья «Импровизированные силы и штабы», сайт «Маарахот».
  9. Israel Army Equipment, сайт globalsecurity.
  10. База данных SIPRI.
  11. «Трофеи на службе АОИ», обсуждение на waronline.
  12. «Танки ‘Тиран’ (Т-54/55/62) в АОИ», обсуждение на waronline.

Война на истощение, Война 1967 г., БТТ, Трофеи, Война 1982 г., Война 1973 г., БТР Ахзарит

Previous post Next post
Up