Три эвакуации боевыми вертолётами

Apr 08, 2023 15:12


Вертолёты способны садиться и взлетать практически с любой точки местности, и даже если посадка невозможна - можно зависнуть на небольшой высоте. Эти возможности широко используются для поиска и спасения, эвакуации раненных и т.п. задач. Но выполняют их транспортно-десантные вертолёты, имеющие грузовой отсек. Так же происходит и в ВВС Израиля. При этом, в истории ВВС было 3 случая, когда спасательные операции выполняли боевые вертолёты - AH-1 Cobra («Цефа»). Замечу, что «Цефа» стала первым боевым вертолётом ВВС. И хотя их поставка в Израиль началась уже в 1975 г. (было закуплено 6 AH-1G), реальное боевое применение «Цефа» стартовало только в 1979 г., после модернизации в вариант AH-1Q.




Случай первый - 11.06.82

Первый случай произошёл во время Первой Ливанской войны 1982 г. Рассказал о нём полковник (рез.) Моше Коэн, на 1982 г. бывший майором, 2-м заместителем командира («САМАТ Бет») 160-й эскадрильи.

Первая Ливанская война - первый случай в АОИ, когда бронетанковые силы взаимодействовали с боевыми вертолётами. Моше рассказывает: «Задача состояла в том, чтобы помочь с воздушным прикрытием сухопутных войск, которые находились в глубине Ливана. Мне пришлось пересечь силы бригады, которая сражалась подо мной, и подняться в гору, чтобы искать сирийские силы. Мы летели на очень малой высоте, и я сказал заместителю командира бригады сообщить его силам, что мы пройдём над ними, и что если он не известит всех, то я не войду. Мы двинулись к цели, и вдруг мой задний пилот закричал: ’Он выстрелил в него! Танк выстрелил в него!’».

«Вполне вероятно, что сообщение о том, что мы входим, не дошло до нижестоящих уровней, поэтому другой вертолёт в моей паре был сбит нашими бронетанковыми силами. Они благополучно приземлились на местности недалеко от нашей позиции, а мы спустились с горы в долину недалеко от места под названием Кефр Кук. Мы искали их, достигли и провели спасение в первый раз в истории ВВС. Открыли двери вертолета направо и налево, один пилот сел, а другой стоял под наклоном».

Далее мы вернулись к поврежденному вертолёту, при этом наш хвостовой винт был повреждён, зацепившись за камни. Мы ждали, пока придут починить хвостовой винт и спасти вертолет. Время было около десяти утра, а другой вертолет застрял там, на горе. Мы посмотрели вверх и увидели, что прибыли ‘Ясъур’ (СН-53) и ‘Анафа’ (Bell 212), но без сменного хвостового винта для нашего вертолёта. Бортмеханик ‘Ясъур’ посмотрел и сказал: ‘С этой неисправностью можно лететь в Израиль, не легкий полет, но можно’. Я поднялся в воздух на ‘Ясъур’ для поиска другого вертолёта, а пилот, который был со мной, остался охранять наш вертолет. Далее я вернулся к нему и мы отступили в Израиль».

От себя замечу, что я описывал этот случай в статье 2003 г. «Потери ВВС Израиля в Ливане»: 11 июня 1982 г. - в ходе атак целей сирийцев к востоку от деревни Кефар Кук, огнём своих танков был повреждён и совершил вынужденную посадку вертолёт «Кобра» (экипаж - Нисан и Арье Луи). Лётчики были эвакуированы другой «Кобры» (экипаж - Моше Коэн и Таль Равив). При эвакуации лётчики подбитого вертолёта открыли крышки оружейного отсека второй «Кобры» (расположены с двух сторон носовой части фюзеляжа) и в ходе полёта к своим Нисан сидел на крышке с одной стороны, Арье - стоял с другой стороны. За подбитой «Коброй» прилетел транспортный вертолёт «Ясъур» (CH-53D). «Кобру» подцепили к «Ясъур» на внешнюю подвеску и он начал транспортировать её в Израиль на скорости 30 узлов. Над территорией Израиля лётчик «Ясъур» совершил ошибку - увеличил скорость до 50-70 узлов и «Кобра» начала раскачиваться, угрожая транспортному вертолёту. Бортмеханик «Ясъур» был вынужден сбросить «Кобру». Та упала с высоты 500 футов и разбилась («Журнал ВВС Израиля», №130, октябрь 1982 г., стр. 23; №169, стр. 54-57; №186, июнь 1992 г., стр.18-21; №232, февраль 2000 г., стр. 29; «50 лет превосходства в воздухе», стр. 187).

Случай второй - 16.10.86

После успешной эвакуации 11.06.82 обсуждался вопрос создания упорядоченной тактики подобных эвакуаций. Но вопрос как-то остался за кадром. И вот наступил 1986 г., когда произошло спасение лётчика с самолёта «Фантом» («Курнас»), штурманом которого был Рон Арад. Рассказывает полковник (рез.) Ави Хахмон.

«Был выходной день, эскадрилья была совершенно пустой. Я был резервистом, мы прибыли в эскадрилью на очередной тренировочный полёт, который должен был состояться во второй половине дня. Итак, прямо перед выходом на тренировку нас подняли по тревоге. Нам сказали, что ‘Курнас’ (‘Фантом’) покинут экипажем в Ливане. Сразу после взлета нам сказали присоединиться к спасательному вертолету ‘Анафа’. Наступила ночь, полнолуние».

«Мы соединились у береговой линии. Вначале переговоры по связи звучали как разговор с пилотом в кабине. Этот пилот, Ишай Авирам, покинувший ‘Фантом’ вместе с Роном Арадом, был совершенно спокоен. Вокруг него летали и наносили удары самолеты ВВС, а он указал нам своё направление. Мы видели, что обстановка в порядке, я не помню какой-то серьёзной стрельбы в нашу сторону. Мы сказали ‘Анафа’ выполнить эвакуацию, но она не пришла - наверное, заблудилась в пути, и направление было не совсем удачным. Авирам сказал, что слышал приближающиеся голоса. Вертолет ‘Цефа’ в нашей паре, которым управлял смелый молодой пилот, сообщил мне, что просит разрешения у диспетчера вывезти его самостоятельно, и получил разрешение немедленно. Это было невероятно, без колебаний: ‘Берите его немедленно, если можете’. Это то, что было сказано, и то, что сделал второй вертолет, а мы остались прикрывать. Вади было очень глубоким и тенистым. Через несколько секунд он сообщил, что повреждён. Пока он докладывал, в нашей кабине погасло приборное освещение. Мы сопроводили их вертолет обратно к береговой линии и вернулись к местонахождению Авирама. Он спокойно и мужественно руководит нами, можно было бы подумать по его спокойствию, что это был обычный тренировочный полет. ‘Чуть правее, теперь на восток’, и наконец он нас увидел. Мы поняли, что наш вертолёт открыт для наблюдения и для врага».

Мы вдруг увидели большую скалу, и думали, как мы туда доберемся, ведь лыжи вертолёта могут быть повреждены. Мы не были уверены, как будем проводить спасение. Как только позволяла высота, Авирам просто повис на лыжах. Пилот, сидевший сзади, не видел, что происходит, в кабине было много криков и шума, доносившегося из открытой двери. Мы взлетели и полетели к морю. Я видел Авирама все время. Мы остановились в чуть более безопасном районе, чтобы Авирам мог занять более безопасное место, и вдруг недалеко от нас падает бомба. Мы не пострадали, но свет позволяет нам увидеть лицо Авирама. Мой второй пилот взволнованно закричал: ‘Я знаю его, он был моим почитаемым инструктором на отделении боевых самолётов в Летной школе’». Так вертолёт и вернулся в Израиль, на низкой скорости для большей безопасности полёта, и за все это время экипажу ничего не сказали о другом катапультировавшемся члене экипажа, Роне Араде.

Этот случай отозвался эхом в эскадрильях и после него была создана упорядоченная тактика эвакуации боевыми вертолётами. На вертолёты были нанесены специальные значки и надписи, был разработан порядок операций на случай будущей эвакуации с помощью таких вертолётов.

Данный случай также описан в статье «Потери ВВС Израиля в Ливане»: 16 октября 1986 г., 16:40 - в ходе атаки «Фантомов» 69-й эскадрильи («Молотки») на цели террористов в районе Сайды, один из самолётов потерпел аварию - сброшенные им бомбы взорвались в воздухе, в непосредственной близости от самолёта, из-за неисправности взрывателя одной из бомб. Экипаж катапультировался. Лётчик, майор Авирам, смог спрятаться в вади от разыскивавших его террористов, установить связь с прилетевшими вертолётами «Кобра», а затем и эвакуироваться, ухватившись за «лыжи» одной из «Кобр». Штурман, капитан Рон Арад, попал в плен к шиитской организации «Амаль» (а через два года - к «Хизбалла») и так и не вернулся в Израиль. С 1989 г. о его судьбе нет подтверждённых сведений. Предполагается, что он находится в Иране («Журнал ВВС Израиля», №155, ноябрь 1986 г., стр. 6-11; №160, сентябрь 1987 г., стр. 26; №219, декабрь 1997 г. - январь 1998 г., стр. 72; «Противоперегрузочный костюм», стр. 315-324).

image Click to view


Эвакуация лётчика (3:39-3:53).

Случай третий - 09.12.88

Третий случай относится к операции «Кахоль вэ-Хум» («Синий и коричневый»), совместной операции 13-й флотилии и бригады «Голани» против базы НФОП-ОК («Народный фронт освобождения Палестины - Общее командование») Ахмада Джебриля. Операции в Южном Ливане, проведенной в ночь 08/09.12.88. Вновь рассказывает Моше Коэн, тогда - подполковник, командир 160-й эскадрильи в 1987-1989 гг.

«Мы должны были быть в этом районе только для прикрытия ‘Ясъур’, но было слишком опасно для безоружного ‘Ясъур’ входить и эвакуировать оттуда солдат - там осталось 4 бойца «Голани». Нас обстреливали со всех сторон. Нас было 4 вертолёта и ещё пара осталась над морем. Мы приблизительно знали, где находятся силы, но они прятались от врага в скалах и кустах и мы их не видели. Я сказал, что после того, как мы точно узнаем, где они, быстро войдём, ведя огонь, и вытащим их. Там были истребители, сбрасывавшие дымовые бомбы, поэтому первой мыслью было пролететь сквозь дым. Мы стали сближаться. Их командир, который и по сей день остается моим хорошим другом, сказал: ‘В вас стреляют’. Мы не могли достичь их, поэтому мы сказали им, чтобы они приблизились к нам. Когда они вышли из укрытия, по ним стреляли, а мы вели огонь по врагу. Они вышли и стали направлять нас дальше на запад».

«Мой вертолет подбили, и мы были не уверены, что делать. Оказывается, Ицхак Рабин, который в то время был министром обороны, хотел, чтобы мы вышли, а не эвакуировали силы, потому что боялся, что мы не справимся и тоже упадем. Начальник штаба ВВС, руководивший операцией, сказал отдать решение летчикам, а мне сообщил, что право решать - в моих руках. Это был единственный полет в моей жизни, во время которого мне было действительно страшно, я был уверен, что мы попадём в плен. Хотя на некоторых вылетах мне было страшно несколько мгновений, может быть, я был немного напряжен раньше, но я никогда в прошлом не боялся во время полета. Я попросил четвёрку прийти к нам на помощь для прикрытия, и они это сделали. Двое вернулись в море для прикрытия, еще двое вели огонь с нашей стороны, пока я и еще один вертолет спасали группу. Далее пара вертолётов зашла сверху, остановилась и вела огонь. Солдаты сели на вертолёты и вывезли их, 2 солдат на каждом из пары вертолётов. Далее вы все благополучно вернулись в Израиль».

За свои действия в ходе операции «Кахоль вэ-Хум» полковник Коэн получил «ЦАЛАШ РАМАТКАЛь». По его словам, он сделал то, что должен был сделать как комэск и командир задания, и что настоящую храбрость проявили спасаемые бойцы на земле.

К сказанному добавлю, что эвакуация и в этот раз проходила на открытых крышках оружейного отсека «Кобры». Данный случай стал последней подобной эвакуацией в ВВС. «Кобры» сняты с вооружения в 2014 г., но на вооружении есть вертолёты «Апачи», так что нельзя исключать нового подобного случая в будущем.

image Click to view


Эвакуация после операции «Кахоль вэ-Хум».

См. также фото по ссылке.







Ссылки:
  1. Статья на сайте ВВС, 21.03.23.
  2. Статья на сайте ВВС, 27.03.23.

Зона Безопасности 1985-2000, ah-1, Война 1982 г.

Previous post Next post
Up