Вот, оказыается, гнев Господа на Ерма, не из-за него только, а за его дом, т.е.чтобы спастись и жить с Богом, не достаточно иметь личное благочестие, надо чтобы праведное слово было ежедневно(!) внушаемо близким.
И далее необычные слова о церкви, можно было бы сказать догматические, но они сказаны на мистическом языке Писания без догматических богословско-философских терминов таких как "единосущный". "Пастырь" передает тот аромат христианского миросозерцания "экклесиоцентричного". Творение Божие сотворено ради церкви, все состворенное должно войти в Церковь, это смысл и задача твари, а Церковь должны вобрать в себя все. Вспомним самое начало "Пастыря": "Бог, живущий на небесах, сотворивший из ничего все сущее и умноживший ради святой Церкви своей". Именно поэтому разговор с Ермом о домашних. Нет иной задачи у христианина перед домашними, как свидетельствовать о спасении во Христе и в Церкви. Христос и Церковь нераздельны. Слово о спасении живет полнокровной жизнью только в собрании верных, в церкви. Можно не сомневаться, что это свидетельство крестное, через слезы, страдание, кровь. Иногда мы лукаво думаем, что спасение приходит через все хорошее: знание языков, образование в светском его смысле, хорошую физическую форму и здоровье, профессионализм, достаток в доме. Это ложное (хоть и глубоко внутреннее) понимание спасение. Из-за него часто человек прогибается под агрессивную суету мира и идет на поводу у мира сего, забывая о своих домашних, служа их похотям, а не их спасению. Желая более комфортных отношений, внешней поверхностной близости (пространственной, сексуальной), а не подлинного соединения в любви Христовой. Как архим. Борис (Холчев): "То что любовию называет падшее человечество, это - или чувственно-животные привязанности, ии сентиментальная настроенность, или отвлеченный гуманизм".
А нам надо не так, а как учит Ерма его собеседница, Имя которой мы знаем: "Ты только не колеблись, но будь благодушен и укрепляй свое семейство. Как кузнец, усердно работая молотом, совершает свой труд, так и праведное слово, ежедневно внушаемое, победит всякое зло. Поэтому не переставай вразумлять детей своих, ибо Господь знает, что они покаются от всего сердца своего и будут написаны в Книге жизни (Откр. 20:15)"
Ерм.1:3 "Впрочем, не ради тебя, собственно, гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие перед Господом и своими родителями. И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но позволил им сильно развратиться. За это и гневается на тебя Господь, но Он исправит все, что прежде сделано худого в доме твоем. За их грехи и беззакония ты подавлен мирскими делами. Но милосердие Божие сжалилось над тобою и семейством твоим и сохранило тебя в славе. Ты только не колеблись, но будь благодушен и укрепляй свое семейство. Как кузнец, усердно работая молотом, совершает свой труд, так и праведное слово, ежедневно внушаемое, победит всякое зло. Поэтому не переставай вразумлять детей своих, ибо Господь знает, что они покаются от всего сердца своего и будут написаны в Книге жизни (Откр. 20:15). Когда она окончила эти слова, то сказала мне: "Хочешь послушать, что я читать буду?" Хочу, госпожа, - ответил я. "Итак, слушай". И, раскрыв книгу, она читала величественные и дивные слова, которых не мог я удержать в памяти, ибо были они страшны, так что человек не мог вынести их. Впрочем, самые последние слова я запомнил, так как были они краткими и отрадными для нас: "Вот Бог Сил, который невидимою Силою и великим Своим Разумом сотворил мир, и славным Светом Своим благоукрасил тварь, и всесильным Словом Своим утвердил небо, и землю основал на водах, и всемощною Силою Своею создал Свою святую Церковь, которую и благословил. Вот Он изменит небеса и горы, холмы и моря, и все уравняется для избранных Его, чтобы исполнить обещание, которое Он дал, с великою славою и торжеством, если они соблюдут заповеди Божий, полученные ими с великою верою".