О такой разновидностей кавалерии Речи Посполитой, как пятигорцы, можно прочитать много, но… Кто же они такие? Наиболее распространённое сейчас представление о них, в частности продвигаемое польским историком Сикорой - промежуточная кавалерия между гусарами и панцирными казаками. Но, захотелось немного разобраться - собрал, на что удалось натолкнуться
Казаки. Начать нужно с самих панцирных казаков. Это историографический термин, а изначально это были просто «козаки» (казачьи почты, роты, хоругви). Вооружение их изначально (1550-60-е гг.) хорошо известно по польским и литовским пописам: панцирь, шлем (шишак или прилбица), саадак, сабля, рогатина. При Батории вместо саадака их стали перевооружать огнестрельным оружием. У Гейденштейан в описании похода Батория 1580 г. видим: казакам даны вместо луков карабины и пистолеты, а из прежнего вооружение остались сабли и копья.
Постановление сейма 1620 г., предписывало казакам вооружение: «в панцырях, мисюрках, с карабинами, пистолетами и рогатинами». Впервые термин «панцирная хоругвь» появилась в польском компуте в 1654 г. - видимо отображая те казачьи хоругви, которые продолжали полностью оснащаться кольчугами.
Именно всадников казачьих хоругвей имел ввиду Жак Маржерет, несколько путаясь: казаки "в данном сочинении - пешие воины, а не кавалеристы, как Казаки, живущие в Подолии и Черной Руси под властью Польского короля, встречающиеся в войсках в Трансильвании, в Валахии и Молдавии и в других местах, каковые Казаки с древности были конными и вооружались, как Татары, и продолжают также, разве только с недавнего времени большинство их пользуется аркебузами, но они не носят никакого оборонительного оружия, если не считать таковым кривую саблю"
Шарль Ожье, наблюдая польское войско в Пруссии в 1635 г., описывал вооружение казаков из кольчуги, ружья или лука. Затем Боплан описывал вооружение казака: карабин или лук, пистолет, сабля, шлем, кольчуга. Грамон в 1664 г. - кольчуга, мисюрка, лук и пистолеты. Себастьян Цесхали в 1665 - кольчуга, мисюрка, лук (в первую очередь, на парадках) или карабин. На акварели Стефано Белла показано вступление в Париж в 1645 г. хоругви маршала Опалинского - казаки показаны без копий и луков, с карабинами.
Шимон Старовольский в 1628 г. описывал вооружение казаков - панцирь, шишак (часть без доспехов), карабин, два пистолета, сабля. Перед про казаков сказано, что они не имеют панцирей, вместо карабина могут иметь луки, им противопоставлены «черемисы», отличием которых названо наличие рогатин и панцирей. В другом сочинении автор о вооружение «черемисов» писал: панцирь, тарч, карабин, пистолет, сабля, рогатина в 4 локтя (238 см).
«Черемисы» происходили от марийцев, которых после строительства Васильсурска (1523 г.) переселили (1525 г.) под Торопец, а они оттуда в 1527 г. сбежали в Литву. Их поселили в Подолии в качестве пограничной лёгкой конницы. Только у Старовольского видим черемисов как тип всадников с определённым комплексом вооружения - это скорее утрирование данного нарратива.
Можно понять, что в начале 17 в. казаков стремились вооружать карабинами, но многие продолжали пользоваться луками. С 1620-х гг. видим уход из обихода рогатины, панцирями стали снабжаться всё меньше.
Пятигорцы первой трети 17 в. Происхождение «пятигорцев» бесспорно связано с появление в Великом княжестве Литовском, ещё до Люблинской унии, пятигорских черкесов, т. е. кабардинцев.
Это не было формирование только из черкесов - в основном были татары и славяне. Растирожированный
текст о приезде в 1562 г. к королю 5 кабардинских князей с 300 дружинниками - современная придумка.В 1600-20-е гг. пятигорские хоругви встречаются в большом числе, как в литовской, так и в коронной армии рядом с казацкими хоругвями. В чём было отличие - из источников сложно понять. Сикора в доказательстве «гусарскости» пятигорцев (с гусарскими копьями) приводит пример от 1609 г., когда роту пятигорцев Косовского в декабре 1609 г. описывали, как «с древами, а половина с рогатинами». Однако тут не указано, насколько эти копья (древы) походили на гусарские, а главное, неясно, данное описание дано, т. к. 1)обычно пятигорцы имели только древы 2) обычно пятигорцы имели рогатины 3) пятигорцы могли не иметь ни копий, ни рогатин, а здесь подчёркивается их наличие 4)пятигорцы могли иметь и рогатины, и древы, а это показана обычная картина.
В писмьме от 20 (30) июля 1610 г. Лжедмитрий II бывшим тушинским полякам видим размеры жалованья: "на кажду четверть года гусарам на коня п 70 злотых, пятигорцам по 55, казакам по 40". (Русски архив Яна Сапеги. 2012. с. 77) Также есть указание о плате тушинцам: гусар по 60 злотых, пятигорцам - по 50. (c. 218), гусармм по 30 злоотых, пятигрцам - по 25, казакам поо 20 (с. 550, 555)
В дневнике похода Сизизмунда под 1609 г. про две казачьи и одну пятигорские роты особо отмечено «с рогатинами» (rohatynami). Из этого получается, что как казаки, так и пятигорцы могли иметь рогатины, а могли и не иметь.
В расспросе литовских пленных в 1614 г. было выявлены данные по отряду Александра Сапеги и Лисовского:
«гусар сбруйных копейных… да пятигорцов копейных же безсбруйных с Лисовским 300 человек, да с Соколовским 200 человек, да Лисовскаго же казаков поляков 200 человек, да гетманских Хоткеева казаков 100 человек». «Да Сапега же де к себе ждал в сход под Кадин острожок на прибавку Львовых Сапегиных рот конных копейных 400 человек, да Кишкины роты 300 человек» Если буквально, то пятигорцы имели копья, но не имели доспехов. Тут неясно, подразумевались длинные копья или короткие рогатины. И нет характеристики про казаков - ни про зброю, ни про копья (что намекает на соответствие в этом пятигорцам). В другой части этого документа можно узнать о составе «конных копейных людей» у Л. Сапеги и Кишки: «Да к себе же они ждут из Литвы Кишки, а слышал он про Кишку, что он пришел и перевозится... шею, а с ним двести гусар, пехоты двести человек, пятигорцов сто человек, а письма от него не было; а сказывали про него мужики Оршане. Да к Горам же ждали Льва Сапеги людей, сто человек гусар и пятигорцов сто человек, казаков сто человек, пехоты сто человек. (На полях отмечено: «гусар 400 чел. да пеших 400 же человек»).» Т. е. по изначальному счету было 200 гусар Кишки и 100 Л. Сапеги, а по уточнённому - всего 400, т. е. ещё было 100 гусар у Сапеги. Т. е. 400 копейных людей Сапеги - 200 гусар, 100 пятигорцев и 100 казаков, а 300 таких людей Кишки - 200 гусар и 100 пятигорцев.
Если, например, в польской-литовских войсках при Лжедмитрии II численность пятигорцев резко превышало численность казачьих рот (и число пятигорцев обычно было существенно больше числа гусар), то
в королевской армии под Смоленском на 300 пятигорцев было 2310 казаков, а гусар 6250. Нередко пятигорцев в других крупных армиях нет, только казаки (гусар обычно больше). Например,
у Жолкевского в 1610 г. ,
у Владислава и Ходкевича в 1617 г. ,
под Хотиным в 1621 г. Последний раз пятигорцы названы
в коронной армии в 1633 г. . При этом в
литовской армии они тогда не значатся. (в этой войне казаков было больше гусар).
Т. о. пятигорские хоругви с одной стороны не устойчиво показаны в росписях. С другой - нет ни документов, ни нарратива, показывающих пятигорский комплекс вооружения (максимум, можно предположить, что Старовольских под «черемисами» подразумевал «пятигорцев»). Тогда в вооружение казака могла входить и рогатина, и лук, и панцирь - поэтому сложно предполагать, что могло составлять особенность пятигорцев. Мое предположение: так в ряде случаев «почётно» называли более «статусные» (в среднем лучшем вооружении) казачьи хоругви.
Пятигорцы последней трети 17 в. В росписях 1648-66 гг. пятигорцы не значились. Первые две пятигорские роты появляются в литовском компуте 1667 г. (панцирные хоругви в нём не значатся).
В качестве различия пятигорцев и панцирных казаков приводят много свидетельств. У пятигорцев месячных оклад был 46 злотых, у гусар - 51, у казаков - 41, у казаков с джидами - 44.
В трактате 1675 г. А. Максимилиана Фредро "Организация военной выправы под названием посполитое рушенье" записано, что типичное вооружение пятигорца это копье 7 локтей (417 см) без флажка, шлем, панцирь, карабин (бандальет со стволом в 4 пяди в длинну), 1-2 пистолета; при этому у гусар копьё в 8-8,5 локтей (476-506 см). На коронации Яна Собеского в 1676 г. присутствовала пятигорская хоругвь великого литовского маршалка «с копьями», и иностранцы путали там гусар и пятигорцев. В 1676 г. Ян Собесский указал про вооружение конницы: все хоругви, как казацкие, так и легкие, должны быть с дзидами, так как такое оружие кажется лучшей, более подходящей и более удобной, чем пятигорская. А для службы пятигорцев требуется хорошая подготовка и кони, т. к. у них такие копья, как гусарские. Франсуа поль Далерак, посещавший Польшу в 1670-е гг., о пятигорцах в литовской армии: «оснащены доспехами, как панцерные, и имеют копья, как у гусар, но, по правде говоря, не столь длинные и с флажками поменьше».
Однако тут нужно обратиться к организации армий Польши и Литвы в 1670-1700 гг. В польской армии с 1673 г. вместо татарских и волошских хоругвей значатся лёгкие (хоте термины "валашские" и "татарские" по отношению к ним породолжают употребляться). До 1676 г. в польской армии зачались панцирные и казачьи хоругви, потом только панцирные. В Польше пятигорцев практически нет (разве что, в некоторых магнатских формированиях).
В 1672 г. мы видим, что у Михаила Казимира Радзивилла одновременно была гусарская, пятигорская и панцирная хоругви. Однако затем в компутах литовского войска видно, что кавалерия состояла из гусарских, пятигорских, казачьих и татарских хоругвей (например,
1683 ,
1686 г., в
1684 - 23 пятигорских и 1 казацкая хоругви). Т. е. видим соответствие пятигорцев польским панцирным хоругвям, а казачьих - лёгким. При этом в литовских компутах 1682,
1700 , 1702 гг. вместо пятигорцев видим панцерные хоругви (при казачьих хоругвях). Наименования пятигорцы сохранились и позднее, но вместо казачьих хоругвей потом видим «лёгкие». Т. е. термин «пятигорцы» и «панцирные» к началу 1680-х гг. стали синонимом в литовской армии.
Сикора цитирует, как заблуждение, свидетельство современника Ежи Китовича («Opisu obyczajów za panowania Augusta III», т. е. 18 в.) - «в литовском войске пятигорские хоругви означали то же самое, что в войске коронном панцирные». Однако так оно и есть. Приведённая выше разница в оплате пятигорцев и казаков, получается это как разница между оплатой панцирных и лёгких хоругвях.
Не берусь судить, появились ли копья у пятигорцев при их формировании в 1667 г., или ещё до этого подобные эксперименты происходили в литовской армии. Видим, что в 1676 г. король ввёл дзиды (фактически, прежние рогатины) в казачьих и лёгких ротах, ориентируясь на использования укороченными гусарскими копьями литовских (дзидами польская конница была оснащена ещё в кампании 1673 г.). Однако про отличительную черту пятигорцев - длинные копья - мы узнаём только на 1670-е гг. С 1680-х гг., когда пятигорцы стали синонимом «панцирные» и стали составлять большую часть литовской кавалерии, имеющиеся данные говорят о вооружение пятигорцев дзидами.
По итогу, такие впечатления о пятигорцах. Хоругви из черкесов никогда не существовали (были смешанные формирования). Пятигорцами в первой трети 17 в. иногда «почётно» называли лучшие польско-литовские казачьи хоругви. С литовскими пятигорцами, появившимися через треть века их связывало только название. От панцирников их отличало наличие длинных копий. Однако в таком виде пятигорцы существовали только в 1670-е +- гг. Потом литовские пятигорцы стали тем же, чем панцирники в польской кавалерии, и нередко их также именовали.