Роман Беспалов в статье «
Литовско-московские отношения 1392 - 1408 годов в связи со смоленской, черниговской и рязанской политикой Витовта и Василия I» отметил такой момент в кампании 1406 г. московско-литовской войны (стояние на Плаве). Когда орденские силы выступили на помощь Витовту, то «жмудь не хотела идти на войну, ссылаясь на то, что никогда не участвовала в таких далеких походах. Об этом жмудский фогт Михаэль Кюхмайстер фон Штернберг сообщал великому магистру Немецкого ордена еще 29 и 30 июня. В итоге комтур Рагнита Фридрих фон Цоллерн и жмудский фогт Михаэль Кюхмайстер отправились в поход только 7 августа - на 12 дней позже Витовта». Напомню, что Жмудь была передана Ордену по союзному договору 1398 г., а до этого жмудь вела постоянную войну с крестоносцами.
Получается, что во второй половине 14 в. жмудины воевали только с крестоносцами. Но в летописном своде 1418 г. и Троицкой летописи упоминает жмудинов не только в составе войска Витовта на Угре 1408 г. (литва, ляхи, немци, жемот), но и в битве на Ворксле 1399 г. (литва, немци, ляхи, жемот, татарове, волохи, подоляне), в описании литовского походе 1372 г. на Переяславль называется «литва, ляхи, жемот». Однако в Рогожском летописце, отражающий изначальный текст, в этих событиях нет перечисление национального состава. В своде 1418 г. войско Ягайло в 1380 г. описывается «со всею силою литовскою и лятскую» (в симеоновской летописи - рать литовская). Т. о. можно говорить, что ситуацию московской-литовской войны 1406-08 гг., когда в литовском войске были поляки и жмудины, летописи начала 15 в. перенесли на 1372 и 1399 г. Отсюда и ляхи в войске Ягайло (немцев, которые в 14 в. был постоянными противниками литвы, уже так просто поставить не получалось).
Если про немцев и поляков в 1399 г. есть однозначные источники, то про жмудь, входившую тогда в состав Ордена, вроде нет.