18 мая 2013 года.
Расскажу немного об одной из самых запоминающихся игр. В рамках Турнира Белого города проекта Encounter сыграли в замечательную схватку
"Осколки истории" . Даже не схватку, а кешинг.
Авторами было обещано, что пробег будет не менее 400 км., потому старт решили не откладывать и уже 8 утра выехали на первую локацию. А именно в село Пристенное Курской области. Объектом поиска была давно заброшенная усадьба.
Усадьбой, возведенной примерно к 1829 году, как и окрестными землями, долгое время владел древний дворянский род Веревкиных. Они были людьми служилыми. По преданию, сохранившемуся у носителей этой фамилии, их родоначальник получил прозвище «Веревка» от Великого князя Иоанна Васильевича. Говорят, когда служилый представлял князю свою дружину, вытянул ее в длинную линию - как по веревке. Отсюда и пошла фамилия.
Дворец был построен при полковнике Андрияне Михайловиче и его сыне Василии Андрияновиче. Первый был женат на Капитолине Васильевне, которая также владела собственным имением в Курской губернии, а потом ей перешло и село Пристенное с 159 душами, и окрестные деревни с 204 душами. Возводился дворец как крепость. Толщина стен на нижних этажах доходит до 2,5-3 метров, тогда как верхних - всего 30-40 сантиметров. Под зданием были вырыты подземные ходы к церкви и реке, которые в случае нападения врага позволяли незаметно скрыться. Так что «графский замок» был сам по себе отдельно стоящим городом-крепостью.
Василий Андриянович Веревкин, как свидетельствовали селяне, после смерти был похоронен в стеклянном гробу на висячих цепях. Возможно, был бальзамирован, поскольку тело оставалось нетленным, по словам очевидцев, «граф лежал как живой». В советские годы селяне часто проникали в склеп и воровали украшения. По этой причине местные органы власти приняли решение предать тело земле. Подобная история, кстати, имела место и в Коренной пустыни, где селяне находили прозрачный гроб с нетленным телом девушки. Легенды о «хрустальных гробах», быть может, совсем и не легенды, поскольку сюжеты о них находили свое отражение в старых книжных произведениях. Героини Александра Пушкина - в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» и европейской сказки «Спящая красавица» усыпают именно в них.
Усадьба Веревкиных позднее перешла к графу Петру Клейнмихелю, сын которого, Константин Петрович, позднее владел и усадьбой Ивня в Обоянском уезде. Петр Андреевич был важной персоной в правительстве при императоре Николае I. В начале 1842 года Клейнмихель занимал должность военного министра. А в конце того же года был назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями, оставаясь в этой должности до октября 1855-го. За время управления Клейнмихелем этим ведомством был окончен постоянный мост через Неву в Санкт-Петербурге (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа и проведена первая в России (Николаевская же) двупутная железная дорога - из Санкт-Петербурга в Москву. Бытовало мнение, что казенные объекты во времена Клейнмихеля строились быстро, но стоили государству огромных денег, а многим людям - жизней. Поэтому у Петра Андреевича была очень двойственная репутация.
В советское время в пристенской усадьбе располагалась школа. Ученики занимались в здании с большими залами, высокими потолками и винтовыми лестницами. Во время войны в ней размещался военный госпиталь, а когда она закончилась, занятия были возобновлены. Но когда в селе построили современное здание школы, усадьба была заброшена.
Второе задание называлось "Родник". Это был источник "Святой Колодезь" все в том же селе.
Очень чистое и ухоженное место.
Источник в поселке Пристени Пристенского района был освящен в 2007 г. во имя преподобного Серафима Саровского.
«Святой колодезь» облагораживали сами жители: собирали средства на стройматериалы, занимались строительством. Родник оформили срубом, рядом построили открытую купель с навесом, раздевалку, тропинки выложили тротуарной плиткой, установили поклонный крест и скульптуру самого чудотворца.
Поселок Пристень - давно населенное место и православные традиции здесь весьма крепки. Его жители дважды в год отмечают праздники, посвященные Серафиму Саровскому. Празднуют 1 августа, в день рождения и обретения мощей Преподобного, и 15 января, когда преставился отец Серафим, и произошло второе обретение мощей.
В поселке ежегодно также 1 августа, в день памяти Серафима Саровского, проходит традиционный Крестный ход к почитаемому святому источнику, в котором с каждым годом принимает участие всё больше верующих. По окончании хода на источнике проходит служба и освящение его вод.
День Крестного хода не случаен. Согласно бытующему преданию, в десятилетнем возрасте Серафим Саровский тяжело заболел. Ему приснилась Пресвятая Богородица, которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Проснувшись, он рассказал это видение своей матери. И вскоре, действительно, в одном из Крестных ходов несли по городу Курску чудотворную икону Знамения Курской Коренной Божией Матери по той улице, где был его дом. Пошёл сильный дождь. Чтобы перейти на другую улицу, крестный ход, направился через его двор. Пользуясь этим случаем, Агафья (мать) вынесла больного сына на двор и приложила к чудотворной иконе. С того времени Серафим стал выздоравливать.
Святое место почитается не только местными жителями, но и жителями соседних районов Курской области. Паломники отмечают, что вода в роднике поистине целебная. Многие окунаются в купель с просьбой о помощи от недугов душевных и телесных, набирают святой воды с собой.
Набрав воды поехали на следующую локу в село Красниково на водяную мельницу.
Построена мельница в 1861 году и еще до революции мельницу, по «официальной версии», выкупил у семьи строителей батрак Фома Тетянец, по другой, более красивой легенде, Фома был влюблен в дочь хозяев, молодые тайно встречались именно на мельнице, а когда открылось, что у девушки будет ребенок, отцу ничего не оставалось, как отдать дочери в приданое мукомольню.
Местные жители говорят, когда мельница работала, гул стоял на всю округу. За мукой приходили со всех окрестных деревень. Люди уверяют, здесь царила особая атмосфера тепла и домашнего уюта. И даже сейчас кажется, до сих пор пахнет хлебом.
Мельник умер шесть лет назад. В маленьком селе больше не нашлось никого, кто бы так же, на одном только энтузиазме, согласился следить за уникальной постройкой. За это время дубовые сваи просели, стены кое-где дали трещины.
На обратном пути расспросили местного жителя, который оказался внуком последнего мельника Георгия Красникова. Как оказалось, в прошлом году местными властями были выделены средства для восстановления мельницы, но 6 миллионов рублей хватило лишь на ремонт кровли и усиления фундамента. Удивительно! Наверное, в Курской области уж оооочень дорогие расценки на строительство...
Следующим местом был Сахарный завод в поселке Ивня Белгородской области.
Завод был заложен летом 1853 года в 22-х верстах от Обояни в живописной впадине между двух холмов. Первыми рабочими завода были крепостные крестьяне. В документах за 1859-1860 годы говорится: «…за сезон выработано 3330 пудов сахара», а в следующем сезоне сахароварения (1860-1861 годы) выработано уже 5040 пудов, на 1710 пудов больше, чем в предыдущем сезоне. До вступления К. П. Клейнмихеля в имение (1879 год) завод был прессовым, затем, после пожара, переделан в диффузный. Механизм завода приводился в движение паром и отапливался дровами. На сахарный завод свекла доставлялась со своих ивнянских плантаций, часть же заказывалась по контракту окольным помещикам (239 десятин) и крестьянам Круглика (Нового Посёлка) (32,5 десятин). Свеклосахарный завод в дореволюционные времена состоял из главного корпуса, крытого железом, каменной печи для выпалки извести и добывания углекислого газа, костопальни. На территории завода было 3 каменных и 7 деревянных жилых построек, а также 1 каменный и 6 деревянных сараев - складов материалов и продуктов.
В данный момент завод является дважды банкротом...
Как только мы подъехали, откуда ни возьмись, незамедлительно примчался начальник охраны завода (редкостное быдло) и с криками, что вызвал полицию, преградил нам выезд своей машиной. И хотя до территории завода было еще несколько десятков метров, мы не стали с ним спорить, так как просто не хотелось терять время, наша нива с ловкостью объехала преграду через кусты. =)
Следующей нашей целью была Церковь Николая чудотворца, что в селе Студенок, построенная в 1826-ом году.
Она была заброшена еще в советские годы и сейчас находится в полуразрушенном состоянии.
Это небольшое, полностью кирпичное здание, которое находится в довольно пристойном виде. Крыша, хоть и худая, но на месте, а внутри сохранились остатки фресок.
Двинемся дальше. Мы вернулись в Курскую область, в село Долгий Колодец. Здесь нас ожидал заброшенный храм.
Преображенский храм построенный дворянином Шагаровым в 1871 году в честь дочери Варвары.
Церковь была построена для попа Василия, за которого вышла замуж дочь Шагарова Варвара. Он получал приход и средства к существованию, рядом с храмом была построена церковно- приходская школа, в которой отец Василий и Варвара обучали грамоте и Закону божьему сельских детишек.
В 60-е годы в начальной школе села преподавала Варвара Васильевна дочь отца Василия. Место усадьбы батюшки напротив храма. В нем и поныне живут потомки отца Василия по уличному Поповы.
По поводу постройки храма были большие торги между сельским миром и Шагаровым. Территориальные изменения закрепились в названиях -Корочкинский луг и Корочкинская горка. При рассмотрении рва, которым были отделены владения Шагарова и села Долгий Колодезь можно утверждать, что к Шагарову отошли пахотные земли и выпас. Долгому Колодезю частично заболоченный луг и в знак компенсации или по договоренности Шагаровым был построен храм.
Затем мы побывали в разрушающейся Преображенской церкви (Церковь Спаса Преображения) в селе Кондратовка Беловского района Курской области. Построена она была в 1823 году, почти двести лет назад. Каких-то сто лет назад она возвышалась над выбеленными хатами, звонил колокол, поп венчал, крестил и отпевал. Скорее всего уже никто не знает, где этот поп похоронен, колокол переплавили, а церковь постепенно разрушается. Шли разговоры о восстановлении церкви, на разговорах и остановились... Особо ничего, привлекающего внимания, я не увидел, поэтому фотографий нет.
Дальше были развалины еще одной водяной мельницы в селе Крупец. На этот раз сохранность было практически нулевая.
Последние два места были самыми зрелищными.
Мы прибыли в Суджанский район, в поселок Гуево и на его окраине сквозь лес устремились к затерявшейся средь деревьев усадьбе.
В 1910-х был построен дом усадьбы, занявший наиболее выгодное положение на склоне холма. Он был выполнен в строгих неоклассических формах. Предпочтение классическим формам в архитектуре здания было типично для эпохи символизма, то есть своеобразной ностальгии по ушедшему. Фасады здания строго симметричны и имеют общее композиционное решение.
Строгость классических форм усилена широкими лестницами, cоздающими впечатление пьедестала, это усиливается разбивкой фасадов пилястрами, завершенными фронтонами. Один из фасадов украшен четырехколонным портиком тосканского ордера. По проекту количество комнат в здании должно было ровняться 365 по числу дней в году. Безусловно, в архитектуре здания угадывается работа великого мастера. Некоторые исследователи считают, что автором дома в Гуеве мог быть известный мастер петербургской неоклассики архитектор Владимир Щуко (1878-1939), который отличался наиболее творческим претворением принципов классических архитектуры.
В неплохой сохранности прибывают парк на холме, прямоугольный пруд, здание бывшей паровой мельницы, а остатки огромного дворца сегодня, увы, полностью запущены. Стоит усилий, чтобы найти остатки бывшего дворца, настолько большую площадь занимает парк на холме.
В той же деревушке находится и последняя локация. Это остатки каменной пятиэтажной паровой мельницы, построенной для нужд усадьбы "Гуево" князем П.Д. Долгоруким. Мельница работала вплоть до 1975 года.
Собственно, на этом наш урок истории закончился. Мы двинулись в обратный путь.
На последок хочется добавить, что ко всем прелестям игры было очень приятно узнать на следующий день результаты и искренне обрадоваться победе!=)