По сути, всеобщее образование в Российской империи так и не было введено

Apr 20, 2024 07:30

По приказу Петра I в уездных городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий, а ещё так называемые цифирные школы, в которых учили основам арифметики


Российское общество начала XVIII века приняло эту идею в штыки

Духовные школы не желали терять учеников ради каких-то новомодных наук, а сами учителя в вопросах воспитания были людьми простыми, выходцами из низов, и придерживались традиционалистских взглядов

Например, они считали самыми эффективными методами битьё батогами, сажание на цепь и патрулирование классов с хлыстом для унятия крика и бесчинства юношей

Более того, ремесленники и купцы (то есть подавляющее число городского населения) были против обучения своих детей в школе

Все профессиональные навыки передавались непосредственно от мастера к подмастерью или от отца к сыну, а школы отрывали ребёнка от производства и прерывали эту традицию

В итоге цифирные школы быстро утратили популярность и вскоре закрылись

А светские науки вроде математики и геометрии остались только в гарнизонных школах, где учились дети военных офицеров

В середине XIX века возможностей стало больше
Появились одноклассные земские училища, где преподавали основы арифметики, русский язык и закон Божий для всех детей вне зависимости от их сословной принадлежности

Тогда же открылись классические гимназии и реальные гимназии

Они были платные, но бессословные и недорогие - от 3 до 10 рублей
В первых учили древние языки, во вторых - естественные науки

По сути, всеобщее образование в Российской империи так и не было введено
Оно существовало только в форме законопроекта, подготовленного в начале XX века.

Разумеется, у дворянских детей возможностей было намного больше
Первая гимназия, в которой могли учиться дети из богатых семей, была открыта в Санкт-Петербурге в 1726 году

Вторая была создана в Москве при только что открывшемся Московском университете в 1755 году

Здесь изучали фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, даже стихосложение и красноречие были в числе обязательных предметов.

Одной из таких гимназий был знаменитый Императорский Царскосельский лицей, в котором учился Александр Пушкин

Он считался самым привилегированным светским образовательным заведением в Российской империи

Изначально предполагалось, что там будут учиться младшие братья Александра I - Николай (будущий император Николай I) и Михаил
Но к открытию лицея 19 октября 1812 года его программа изменилась и теперь была рассчитана на подготовку чиновников высших рангов
Первый набор состоял из мальчиков 10-14 лет
Кстати, самому Пушкину тогда было 13 лет

Лицей был пансионом в том смысле, что мальчики жили там же, где и учились

Несмотря на высокий статус учебного заведения, жили ученики в строгости: никакой роскоши, из мебели были только железная кровать, комод, письменный столик-конторка, небольшое зеркало, стул и стол для умывания
Сам поэт называл комнаты лицеистов «кельями», намекая на аскетичность условий

Одним из первых и самых престижных учебных заведений, созданных в Российской империи, была московская Школа математических и навигационных наук, где дворянских детей учили на инженеров, артиллеристов и архитекторов

До появления Морской академии в Санкт-Петербурге здесь же обучали будущих моряков
Параллельно стали открываться гарнизонные школы для детей военных, гимназии и пансионы, а для обучения будущих военных в 1731 году был создан Первый кадетский корпус

Мальчиков брали туда в пятилетнем возрасте и обучали на протяжении 15 лет

Военные дисциплины были по факту не в приоритете: помимо языков, здесь учили театральному искусству, танцам и музыке
Кадетские корпуса были реформированы императором Павлом I, известным любителем военных смотров, парадов и учений
Теперь гражданские лица больше не допускались к преподаванию, а их место должны были занять офицеры
Также при Павле в его любимой гатчинской резиденции было открыто первое военное училище

У женщин в Российской империи возможностей получить образование было прямо-таки совсем мало
В 1860-е годы открылись Мариинское женское училище, Женский медицинский институт и одноклассные земские школы

А вот высшие курсы появились только после отмены крепостного права, в 1869 году
Это было связано прежде всего с общеевропейскими тенденциями женской эмансипации

До этого девочек не брали ни в школы, ни в гимназии
Богатые семьи приглашали учителей на дом, но чаще всего это ограничивалось уроками французского, пения, танцами и игрой на фортепиано - о точных науках речи не шло
А девушка из бедной семьи могла выучиться разве что на акушерку

Исключение составляли Институты благородных девиц
Самый первый и самый известный из них - Смольный, который открылся при Екатерине II
К концу XIX века в Санкт-Петербурге было десять таких гимназий, в Москве - четыре и ещё 16 - в губерниях
Это были закрытые учебные заведения, в которые принимали девочек-сирот или детей из богатых семей в возрасте от 10 до 12 лет
Они учились там на протяжении 9-12 лет

Выпускницы институтов считались самыми завидными невестами: они говорили на нескольких языках, знали географию, арифметику, историю, музыку, танцы, различные виды рукоделия и домоводство
А ещё выпускницы Смольного института получали золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II

Попасть в такие институты было крайне сложно, но невероятно престижно
Большинство девушек по-прежнему оставались безграмотными
Только в конце XIX века женщины получили доступ к общему образованию и наукам
Во многих городах открывались женские курсы, которые стали не только оплотом женской эмансипации, но и рассадником революционных настроений в крупных городах
Previous post Next post
Up