Второе пришествие Киселёва (сага в резолюциях)

Nov 10, 2019 15:27



Юрий Неретин

РЕЗОЛЮЦИЯ, ПРИНЯТАЯ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ.

В. А. СТЕКЛОВА АКАДЕМИИ НАУК СССР 1 ноября 1936 г.

....Лишь полное отсутствие сколько-нибудь добросовестного и серьезного контроля может обусловить то, что стабильный учебник по геометрии является безграмотной халтурной книгой, выпуск которой отнюдь не диктовался необходимостью, поскольку на русском языке имеется целый ряд лучших, во всяком случае, добросовестных и грамотных учебников геометрии.

Мы считаем, что за все, что выходит под маркой „утверждено Наркомпросом", отвечают органы Наркомпроса, а в отношении математической литературы - персонально лица, руководящие преподаванием математики в средней школе....

Коллектив института им. Стеклова охотно придет навстречу Наркомпросу в деле составления рецензий на учебники....

Пред.собрания член-корр. Академии наук СССР, Проф. С.Л.Соболев.

http://www.mathnet.ru/links/7a1bc4b4d7e094de6f79042e7b43bea5/mp772.pdf

РЕЗОЛЮЦИЯ, ПРИНЯТАЯ НА СЕССИИ ГРУППЫ МАТЕМАТИКИ АКАДЕМИИ НАУК СССР 20-21 ДЕКАБРЯ 1936г. ПО ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И ПЕДВУЗАХ

Озабоченная общим состоянием математического образования в стране группа математики Академии наук СССР посвятила специальную сессию, имевшую место 20 и 21 декабря 1936 г., изучению этого вопроса. Заслушав доклады проф. Г. М. Фихтенгольца „О программах по математике и о постановке преподавания математики в средней школе", члена- корреспондента Академии наук Л. Г. Шнирельмана „О стабильных учебниках математики в средней школе", проф. Л. А. Люстерника „О подготовке преподавателей математики в педвузах *) и учитывая годичный опыт специально созданных при группе комиссий по средней школе, группа вынесла следующие постановления.....

7. Переходя к учебникам, прежде всего необходимо отметить вопиющее положение вещей со стабильным учебником геометрии. Учебник Гангнуса и Гурвица совершенно неграмотен и в математическом, и в логическом отношении, и даже в отношении языка. Он не способен научить учащихся логически мыслить и может лишь развратить и дезориентировать их в этом отношении. Этот учебник совершенно неисправим и давно уже осужден математической наукой и педагогической общественностью.

Безграмотный учебник арифметики Попова представляет собой в лучшем случае пустое место и не может принести никакой пользы при преподавании арифметики.

Важно отметить еще непригодность задачников по арифметике Поповой и Березанской. Они по существу являются не задачниками, а „примерниками", но и подбор примеров в них явно недостаточен для создания навыков в счете.

8. Несомненно, ответственность за указанное положение вещей в основном несет Наркомпрос. Постановление партии и правительства о перестройке работы в средней школе в отношении математики выполнено неудовлетворительно. Формально отменив осужденные этим постановлением методы работы, Наркомпрос не дал продуманных новых установок для преподавания арифметики. Точно так же и в отношении стабильных учебников постановление партии и правительства по существу не выполнено. Смысл введения стабильных учебников заключается, между прочим, в поднятии уровня школьных учебников и изгнании халтурных учебников. Вместо этого Наркомпрос в ряде случаев канонизировал в качестве стабильных безграмотные и халтурные учебники даже по тем предметам, по которым уже имелись на русском языке грамотные учебники (например по геометрии).

Наркомпросом ничего не сделано для изменения указанного положения вещей, несмотря на многочисленные сигналы как со стороны практических работников школ, так и со стороны отдельных ученых и научных учреждений.

Приходится признать, что часть вины все же несет и научная общественность, которая слишком поздно и недостаточно энергично реагировала на положение преподавания математики в средней школе..........

9. Группа математики Академии наук СССР надеется, что Наркомпрос сделает все необходимые оргвыводы из сказанного выше и что лица, виновные в грубых ошибках в области руководства начальной и средней школами, будут заменены людьми, способными справиться с огромными задачами, стоящими перед советской школой.

В частности, необходимо произвести расследование всех обстоятельств, при которых в качестве стабильного учебника по геометрии были утверждены книги Гангнуса и Гурвица, и установить всех лиц, виновных в этом преступлении перед советской школой.

Математическая общественность страны должна оказать Наркомпросу активную помощь в деле поднятия нашей школы на высшую ступень. Особенно следует приветствовать участие математической общественности в работах математического комитета Наркомпроса, которому теперь Наркомом поручено рассмотрение принципиальных вопросов, связанных с преподаванием математики и в начальной и средней школах.

http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=mp&paperid=771&option_lang=rus

РЕЗОЛЮЦИЯ ОБ УЧЕБНИКАХ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Математический комитет НКП [Народный комиссариат просвещения] РСФСР в своем заседании от 16/XI 1936 г. обсудил вопрос о качестве стабильных учебников по математике для средней школы. Комитетом были рассмотрены следующие учебники." Гурвиц и Гангнус, Систематический курс геометрии, ч. I и II (докладчик Л.А.Люстерник), Попов, Арифметика для 5-х классов (докладчик Л. Г. Шнирельман); Задачники по арифметике (докладчик В.А.Тартаковский); Киселев, Алгебра (докладчики Л.А.Люстерник и М.К.Гребенча). Рассмотрев представленные материалы, комитет пришел к следующему заключению.

1. Учебник Гурвица и Гангнуса как халтуру и безграмотное изложение основ геометрии признать подлежащим немедленному изъятию из школ. Исправление этой книги в последующих изданиях комитет признает невозможным и предлагает в качестве временной меры издание одного из существующих в русской и иностранной литературе или имеющегося в рукописи учебника геометрии. Рекомендацию и последующее редактирование одной из книг комитет принимает на себя.

2. Учебник Попова как халтуру и бессодержательное соединение отдельных арифметических правил, разъясненных на весьма неубедительных, а иногда неправильных примерах, изъять уже в 1937 г. из школ. Принимая во внимание сравнительно малую роль учебника арифметики для начальной школы, комитет признает возможным пока не издавать никакой замены.

3. Учебник Киселева (алгебра) комитет признает в общем удовлетворительным, но требующим при переиздании тщательной редакции и исправления многочисленных (до 200) ошибок......

Пред. комитета проф. В. В. Степанов

http://www.mathnet.ru/links/1381cb94465904e67cc8326e5d5808df/mp773.pdf

О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (РЕЗОЛЮЦИЯ, ПРИНЯТАЯ ПРАВЛЕНИЕМ МОСКОВСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 16/XII 1936г.

........ После утверждения стабильных учебников Московское математическое общество на основе широкой дискуссии об учебниках, предпринятой педагогической секцией общества, пришло к выводу, что некоторые стабильные учебники являются совершенно негодными. Учебник геометрии Гурвица и Гангнуса оказался явно безграмотной и халтурной книгой. Московское математическое общество сигнализировало об этом Наркомпросу, направив специальную делегацию. К сожалению, в Наркомпросе противопоставили точке зрения Математического общества точку зрения „своих собственных математиков", одобривших такие „шедевры" математической педагогики, как учебник геометрии Гурвица и Гангнуса, учебник арифметики Попова и др. Резко отрицательное отношение к этим учебникам математической общественности Москвы, научной и педагогической, с тех пор неоднократно подтверждалось. Математическое общество приветствует поручение Математическому комитету Наркомпроса функции контроля над учебниками и программами и выражает лишь сожаление, что до сих пор накакого квалифицированного контроля не было. Ясно, что если бы такой контроль был осуществлен раньше, то учебники, вроде упоминавшихся выше, ни в коем случае не были бы утверждены в качестве стабильных.

Математическое общество обещает свою полную поддержку Математическому комитету Наркомпроса в его борьбе за высококачественные учебники, против халтуры, за высококачественные программы.

Общество хотело бы знать фамилии тех недобросовестных экспертов, по отзывам которых были утверждены упомянутые выше стабильные учебники.....

Математическое общество считает необходимым улучшить работу Учпедгиза, который в области математики работает неудовлетворительно. Необходимо наряду со стабильными учебниками выпустить хотя бы небольшими тиражами другие учебники и учебные пособия для расширения педагогического кругозора учителя и для оживления творческой педагогической работы в области математики. Необходимо покончить с положением, когда небольшая группа лиц с сомнительной квалификацией полностью монополизировала педагогическую математическую литературу (например, монопольными авторами всей педагогической литературы по геометрии являются те же Гурвиц и Гангнус, которые являются авторами как систематического курса геометрии, так и пропедевтического курса и методики геометрии).

Математическое общество основной причиной отмеченных недостатков работы по математике в средней школе считает отгороженность соответственных органов Наркомпроса от математической общественности, которая не привлекается им к разрешению важных вопросов нашего массового математического образования. Математическое общество готово оказать всемерную помощь Наркомпросу в деле изжития отмеченных недостатков.

Президент о-ва, проф. П.С.Александров,

секретарь правления А.Р.Эйгес http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=mp&paperid=774&option_lang=rus

ИЗ ПИСЬМА Л.С.ПОНТРЯГИНА И,И.ГОРДОНУ, 1 апреля, 1937

...Никаких особых событий на математическом фронте в Москве за последнее время не произошло, если не считать статьи Шнирельмана о Гангнусе, а также статьи о книге Кольмана. Вы, вероятно, читали и то, и другое. Статья Шнирельмана появилась в результате длительной борьбы математиков и представляет собой большой успех. Как это ни странно, искоренить неграмотный учебник оказалось делом трудным, но это, конечно, благодаря тупости и недобросовестности наркомпросовских чиновников. Рассказывают что-то даже о взятках в связи со стабильными учебниками...

Историко-математические исследования", Вторая серия. Выпуск 44.

[статья Л.Г.Шнирельмана, видимо, была в "Правде", статья о Э.Я.Кольмане - скорее всего, А.А.Максимова, тоже в "Правде", интересно бы обе статьи найти и посмотреть, что там на самом деле написано. На статью Шнирельмана в "Правде" были какие-то отклики]

Рецензии на этот учебник и на пособие для учителей в математических изданиях

http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=rm&paperid=8924&option_lang=rus

http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=mp&paperid=795&option_lang=rus

В каталоге РНБ присутствуют издания учебника 1933, 1934, 1935, 1936

В МОСКОВСКОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Два заседания (3 и 9 апреля 1937 г.) Московского математического общества были посвящены обсуждению вопроса о создании нового учебника по геометрии для средней школы. М.Ф.Берг в своем докладе охарактеризовал наиболее распространенные до революции учебники геометрии. Н.А.Глаголев доложил о той работе, которую он проделал над рукописью учебника Киселева, подготовляя ее к новому изданию (41 издание). О.К.Житомирский (Ленинград) высказал целый ряд соображений, которыми следует руководствоваться при создании нового учебника геометрии. В прениях выступило большое число присутствующих. Бросалась в глаза неясная позиция Наркомпроса. Присутствующий на заседаниях методист Наркомпроса С.С.Бронштейн не имел полномочий выступать со сколько-нибудь определенными заявлениями. Из выступления представителя Учпедгиза М. 3. Таль можно было понять, что в будущем году школы будут работать опять по учебнику геометрии Гурвица и Гангнуса; учебник Киселева предполагается издать лишь для техникумов. По-видимому Наркомпрос до сих пор не сделал никаких выводов из многочисленных выступлений математической общественности против этого халтурного учебника. Позиция Наркомпроса получила должную оценку в резолюции, принятой собранием.

http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=mp&paperid=809&option_lang=rus

РЕЗОЛЮЦИЯ, ПРИНЯТАЯ НА ЗАСЕДАНИИ МОСКОВСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 9 АПРЕЛЯ 1937 г.

По вине невежественного руководства со стороны Управления средней школы Наркомпроса, в частности по вине А.И.Абиндера, учебная литература по математике находится в настоящее время на чрезвычайно низком уровне. Управление средней школы Наркомпроса, получая в течение ряда лет и со стороны научных организаций и со стороны учительства сигналы о безграмотности стабильного учебника геометрии Гурвица и Гангнуса, никакой подготовительной работы для замены этой безусловно вредной книги не вело. Книги Гурвица и Гангнуса должны быть изъяты и ни в каком случае не переиздаваемы. Временно стабильным учебником геометрии должен быть объявлен курс Киселева под редакцией Н.А.Глаголева. Учитывая, что составление оригинального учебника геометрии потребует времени и что курс Киселева нй ближайшее время может удовлетворить потребности преподавания (книга написана безусловно грамотно и усовершенствовалась на протяжении 40 изданий), собрание считает необходимым объявление конкурса с длительным сроком (не менее трех лет) на 1) стабильный учебник по геометрии, 2) курс элементарной геометрии для учителей. Собрание высказывает пожелание о переиздании Учпедгизом различных учебников по всем отделам математики, в частности курсов геометрии Давыдова и Извольского, а также о переводе ряда иностранных учебников. Вместе с тем собрание считает своевременным поставить вопрос о пересмотре учебной программы средней школы по курсу геометрии.

Председатель И.И.Привалов

Секретарь: В.Л.Гончаров

http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=mp&paperid=809&option_lang=rus

ИТОГИ

Киселеву Андрею Петровичу (1852-1940) во время всей этой катавасии было 85 лет, и едва ли он мог в этом принимать участие. Его первый учебник, по арифметике, вышел в 1884 году, дальше он издал "Алгебру"(1888) и "Геометрию"(1892). К началу XX века эти учебники стали основными школьными учебниками математики в России. Они продолжали интенсивно использоваться в 20 годы (к ним еще добавились "Элементы алгебры и анализа"). После 30ого года учебники Киселёва были вытеснены (но, как мы видим из резолюций, "Алгебра" оставалась в ходу, кажется, был еще учебник алгебры Шапошников-Вальцов).

В итоге катавасии "Арифметика", "Алгебра" и "Геометрия" Киселёва были переработаны: "Геометрия" Глаголевым, "Алгебра" Барсуковым, а "Арифметика" аж самим Хинчиным. Все три книги пошли в РСФСР в дело в 1938-40гг как стабильные учебники и оставались таковыми до 1956 года. Тогда перешли на "Планиметрию" Никитина, "Алгебру" Барсукова, "Арифметику" Шевченко (5-6 класс, 1-4 еще кто-то), с 1965 года появилась "Алгебра и элементарные функции" Кочетковых для старших классов. Я не пойму судьбу Стереометрии. Учебник Киселёва продолжал еще использоваться (последнее издание многостотысячным тиражом - 1975 год), но я не уверен, что использовался только он.

В 70х годах все эти учебники накрылись колмогоровской реформой. Но вплоть до весны 1977 года использовалась какая-то дореформенная "Стереометрия", возможно, что именно киселевская.
Previous post Next post
Up