Родин Н.
В.
Помощник директора НИИ Антропогенеза
Ежедневно мы осознанно произносим сотни слов, тысячи различных звуков. Мы беседуем с друзьями, ругаемся с начальством, поучаем детей и ведём разговоры сами с собой, ведомым только нам, внутренним голосом. Мы путешествуем по миру и учим языки других народов, расширяя возможности и границы своего мышления. Мы всё это делаем в нашей повседневности, но при этом даже не задумываемся об одном важном факте- речи когда-то не было. И если допустить в свою голову данный тезис и задуматься над этим утверждением, то уже вскоре можно отметить, что умение осознанно говорить-сложнейший навык, делающий человека уникальным существом на планете Земля. Но все же: когда и в связи с чем появилась способность разговаривать? Почему человек имеет предрасположенность к определенной группе языков от рождения? Как общались между собой предки человека?-на эти вопросы пытаются ответить главные умы человечества уже не одну сотню лет. При этом, язык остаётся последним, на сегодняшний день, ароморфозом, произошедшим в человеческом сообществе в ходе эволюции.
Для чего появился язык? Существует множество предполагаемых причин, выделяемых исследователями: навигация, планирование, потребность коммуникации, совершенствование навыков пения, средство для обмана, средство обмена информацией о своём статусе и т.д. Но все же, вероятнее всего, язык стал необходимым для предков человека механизмом мышления. Эту точку зрения поддерживает огромная группа учёных разных лет, например С. Лурия, Ф. Жакоб. Первичным при этом, соответственно, считается так называемый внутренний язык, язык мысли, «создающий возможные миры в уме».[1] Происхождение этого механизма произошло, судя по всему, из-за увеличения объёма мозга и усложнения структуры нейронных связей. Тем самым формировалась языковая способность, которая является наследуемым компонентом. Могло ли это произойти само-собой? -Нет, не могло. Ведь не секрет, что мозг-орган, отличающийся максимальной адаптивностью в силу своей энергозатратности. Максимальная экономия энергии-главная цель мозга. Но есть одно «Но»: энергия экономится до тех пор, пока перед ним не встаёт более важная задача-сохранения своей жизни. Соответственно-любой ароморфоз-следствие максимально стрессовой ситуации, в которой вынужден сохранять жизнедеятельность организм. Появление языка-не исключение. В этой связи более актуальной выглядит «северная» теория эволюции мозга, которая предлагается многими современными учеными, в частности, Дорониным А.И.. В северных условиях наблюдаются очевидные предпосылки к развитию мозга предков человека: 1) холод (стрессовая среда, вынуждающая действовать в условиях сохранения жизнедеятельности организма, поиска жилищ, аккумуляция организмом тепла, путём задействования печени и формирования уникального метаболизма); голод (труднодоступность «легкой» еды, основу рациона составляет охота); химический мутагенез (потребление большого количества жирной пищи в условиях холода способствовало росту мозга). Соответственно, в критических условиях, для организма наших предков необходимым стал механизм мышления нового поколения, дающий виду преимущество над другими живыми существами.
Внешнее выражение речи-это следующий этап эволюции. Само по себе данное явление является сложнейшим координационным действием для организма, сочетающимся в себе сенсомоторную и ментальную системы. Сенсомоторную функцию речи наиболее полно представил советский физиолог Н. А. Бернштейн, представивший читателю речь как двигательный акт. В этом случае, речи(ее сенсомоторной части), соответствуют основные этапы формирования двигательного навыка, рассмотренные тем же автором. Представляется, что именно по данному пути были постепенно объединены две системы речи. Начальные этапы объединения звука и двигательного акта мы можем проследить у шимпанзе, во взаимоотношениях материнской особи и детеныша. Мать успокаивает детёныша подобно человеку, используя звуковые сигналы и мимику. В этом наши виды очень похожи.
Координальным отличием же отличием является подкрепление звуков эмоциями. Согласно исследованиям Д. Гудолл: «произвести звук в отсутствие подходящего эмоционального состояния-для шимпанзе почти непосильная задача». [3] Человек же, в силу имения более сложного строения мозга и тормозящей низлежащие функции высшей коры, способен контролировать лимбическую систему и автоматически не привязывать использование звуков к эмоциям.
Учеными принято считать, что существует языковая способность, как базовая функция языка. Она едина для всех людей и имеет истоки в генотипе человека. Н. Хомский говорит о том, что «есть все основания думать, что этот «ментальный орган», человеческий язык, развивается в соответствии со своими генетически предопределёнными характеристиками, и лишь небольшие модификации дают в результате тот или иной язык».[4] То есть разнообразие мировых языков, является лишь формой небольших отклонений от единого сформированного эволюционного «шаблона». Но именно эти «небольшие модификации» становятся преимуществами отдельных языков в области структурообразования мозга. Чем сложнее по структуре язык-тем более разнообразно он формирует и развивает человеческий мозг. В этой связи русский язык имеет видовое преимущество. Опять таки, это преимущество вырастает из стрессовой языковой среды, вынуждающей мозг развиваться.
Возможен ли вариант, что человек «откатится» в развитии назад? Вопреки многим мнениям-да, это возможно. Даже не возможно, а неизбежно при определенных обстоятельствах. В подтверждение, исследователи Н. Хомский и Р. Бервик говорят о том, что преимущество, приобретенное индивидом в процессе эволюции, легко может быть как усилено, так и утрачено уже за одно поколение. [5]
Какие это обстоятельства? Это условия минимизации воздействия стресса путём максимальной адаптации, наблюдаемые в наши дни. Мы создаём себе максимальный комфорт, совершенно забывая о развитии, которое кроется за его пределами. Человек никогда не получал развитие в идеальных условиях. Основные ароморфозы произошли не благодаря чему-либо, а вопреки стрессовому воздействию окружающей среды. Соответственно, если брать во внимание, что развитие бесконечно, в силу трубчатой структуры нервной системы, то человечество способно сделать ещё не один эволюционный скачок. Но он возможен только при стремлении к выходу из зоны комфорта, за границу ареала. В данный же момент, люди превращаются в идеальных потребителей и способны «откатиться» в развитии назад буквально на считанных поколениях, принимая крайние формы адаптации в ущерб развитию.
Список использованной литературы:
[1] Jacob, Francois. 1982. The Possible and the Actual. New York: Pantheon;
[2] Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с. ;
[3] Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. - М.: Мир, 1992;
[4] Chomsky, Noam. 1976 On the nature of language. In Origins and Evolution of Language and Speech, ed. Stevan Harnad, Horst D. Steklis and Jane Lancaster, 46-57. New York: New York Academy of Sciences;
[5] Хомский Ноам, Бервик Роберт Человек говорящий. Эволюция и язык. - Спб.: Питер, 2018. - 304 с.