Миллионы лет эволюции привели к появлению на планете свободной мысли на основе материального субстрата - головного мозга человека. Механизмы наследования и изменчивости, лежащие в основе эволюционных изменений дополнены еще и определенными климатическими изменениями на поверхности земли. Эти изменения были тем активным внешним фактором, обусловившим направление эволюционного процесса.
В формировании головного мозга сочетание внутренних и внешних факторов повторяют как принцип взаимоотношения между живыми существами и условиями на поверхности земли.
Появление трубчатой нервной системы резко изменило ситуацию по сравнению с узловой нервной системой.
В составе организма появился аппарат параллельного моделирования процессов внешней и внутренней сред организма. У каждого организма есть как минимум два направления согласования процессов - изменением внутренней среды и изменением внешней среды. Изменения во внутренней среде так же двух видов. Во первых - возрастные изменения, во вторых - реагирование на на изменение во внешней среде. Изменения во внешней среде под влиянием деятельности (уровни по Бернштейну). Формирование этих уровней происходит в онтогенезе в определенном порядке. При этом внешняя среда не моделирует процесс становления климатических, геологических, биологических и прочих условий. Тем не менее, формирование нервных центров в определенной последовательности требует именно определенной последовательности состояний внешней среды. Внешняя среда для человека, на протяжении последних тысячелетий в значительной степени искусственна, и с течением времени искусственный компонент внешней среды обретает все больший вес.
Переход из природных условий жизни в искусственную среду (жилье, хозяйство) происходил на протяжении последних 2 млн лет (жилье, огонь, одежда). Окончательный переход произошел ок 5 тыс лет назад. Было одновременно сформированы речь, семья и коммуна. С этого момента потребность в согласовании последовательности изменений во внешних условиях с последовательностью созревания столь же определенных нервных центров по отношению к каждому вновь появившемуся головному мозгу в семье и общине. Такие условия в первобытной коммуне в периоде неолитической революции были сформированы стихийно. Педагогическая среда для каждого нового члена общины формировалась на основе традиций. Эти традиции имели как главную цель построение таких отношений между людьми, которые способствовали сохранению семьи о общины. Эти отношения характеризуются стремлением быть понятым наиболее полно. Таким образом, развитие речи шло параллельно с формированием семьи и общины. Следствием этого было интенсивное умственное развитие, следствием которого, в свою очередь, развитие искусственной внешней среды.
По мере формирования искусственной среды в истории уже человечества методы воспитания подрастающего поколения (формирование условий для развития последовательно созревающих нервных центров в ЦНС) традиционные методы воспитания подверглись значительной трансформации. Следствием этого стало нарушение последовательности формирования нервных центров, что в свою очередь привело к формированию синдрома ДСТ, психических нарушений (в первую очередь речь идет о половых перверзиях), вторичному одичанию (упрощение речи). Наиболее значимым изменением является именно упрощение речи, так как это явление отражает упрощение мыслительного аппарата (логико-грамматические структуры). Стихийно новые, то есть соответствующие моменту, методики формирования педагогических условий для развития мозга не смогут сформироваться. Дело в том, что предельно доверительные отношения, в условиях формирования семьи и общины требовали именно стремления каждого говорящего к предельной искренности. Ныне же, в условиях конкуренции всех со всеми такое стремление заменено иным, а именно стремлением дезинформировать собеседника. Постоянная практика дезинформации собеседника наносит вред во первых - человеческим отношениям (именно человеческим, так как животными средствами коммуникации мы не можем столь эффективно врать), и во вторых наносит повреждение человеческому механизму мышления (речевому), причем лгущему едва ли не в большей степени, чем получающему ложное сообщение (лжец должен согласовать свою ложь со своим знанием, и, поскольку для отдельных нейронов безразлично содержание словесно выраженного сообщения, то лжец вынужден верить самому себе, разрушая таким образом соответствие картины мира и его отражения в нервной системе).
Требования социума ныне прямо противоположны требованиям социума времен появления человека. Если для формирования человека в неолите родители учитывали его будущее влияние на семью и общину, то сейчас родители принимают во внимание "успешность" своего ребенка, то есть его способность обобрать ближнего своего, не забывая и о дальнем. Как этот ребенок будет вести себя в семье и обществе никого не волнует - лишь бы был успешен. Естественно, общество из общины (с взаимоотношениями где сильнейший подчинял себя интересам слабейшего) превратилось в животную стаю, с силовой иерархией в основе отношений. "Стартовать лучше прямо с вершины" - говорят апологеты такого общества. Как следствие, родители, стремясь к наиболее раннему социальному старту своих детей идут на поводу у неграмотных педагогов, что под видом "развивающего образования" вмешиваются в процесс формирования структур мозга, вынуждая мозг использовать с одной стороны структуры мозга не по назначению, а с другой стороны побуждая не готовые в данный момент структуры к действию. Следствием этого и является нарушения нервно-соединительнотканных взаимоотношений, иммунитета и вечная компенсация вместо развития.
Таким образом, перед человечеством стоит задача восстановления воспитательной среды для формирующегося мозга. Наши далекие предки эту задачу решили стихийно, параллельно с процессами решения других задач, которые казались им более актуальными. Воспитательная среда для мозга была создана и её структура была зафиксирована в традициях, дошедших до наших дней лишь в виде разрозненных полузнаний, полупрозрений, суеверий и, по мере постижения истины - в виде точных знаний, точных, но не полных. В отличие от наших далеких предков мы не можем стихийно восстановить или создать заново методы формирования воспитательной среды для мозга - слишком большую долю нашего мира занимает искусственная среда, которой не было тысячелетия назад. Да, стихийно эта задача ныне не решаема. Но она решается на основе знаний. Этих знаний на сегодня достаточно, чтобы создать воспитательную среду - последовательность задач для последовательно созревающих структур мозга для наших детей. Разумеется, педагоги и психологи должны для этого хорошо знать не только педагогику и психологию, но и физиологию высшей нервной деятельности и психофизиологию, и иметь понятие не только об истории своего народа, но и об истории человечества, каковая на сегодня представляется в карикатурном виде - либо сотворен по воле творца, либо произошел от обезьяны. Ибо гиганты, подставившие свои плечи нам, своим потомкам, ждут не дождутся, когда же мы на них обопремся...