Критский Ковчег

Oct 25, 2022 16:59

Крит мы любим давно. Мы были на Крите ещё когда в Греции в ходу были не евро, а драхмы и лепты. И всегда мечтали о том, что когда-нибудь переедем именно туда.

2022 год сказал нам "давайте, едьте уже". Итак, задача: переехать из Подмосковья в съёмный домик на Крите в 5 км от моря в составе: два человека, две собаки и две кошки.

Приготовления

Чипирование и вакцинация животных. Медицинские справки, которые на границе (в нашем случае - в РосСельхозНадзоре во Владикавказе) нужно поменять на другие справки, международного образца. Титры (сложно объяснять, в общем, это проверка на бешенство) решили не делать - эта формальность не требуется, если едешь из России транзитом даже через те страны, которые включены в "красную зону" по ветеринарным заболеваниям. Правила на этот счёт двусмысленны, точного ответа на вопрос "впустит ли Греция без этих титров" мы не получили, но стоимость срочной процедуры сравнима со стоимостью проживания в Турции на карантине. В этом вопросе решили рискнуть.

Маршрут. Автомобиль едет быстрее, чем плывёт паром. С финальным сегментом всё ясно: паром Пирей - Ханья. Ехать до Афин, при том, что у меня туристический шенген, а у жены студенческая виза D, можно двумя способами.

1. Россия - Беларусь - Польша - Словакия - Венгрия - Сербия - Северная Македония. При этом в Бресте, перед польской границей, я выхожу из машины, сажусь в поезд до Минска, перелетаю с тремя пересадками в Будапешт, а жена в это время пересекает польскую, словацкую и венгерскую границу одна. Ну, в смысле один человек и четыре животных. А в Венгрии, куда меня впускают по туристической визе, мы воссоединяемся.
  2. Россия - Грузия - Турция. Этот маршрут почти на 1500 км длиннее. Зато не надо расставаться. Мы выбрали его.

Инвентарь. Подстилки для собак и переноски для кошек у нас уже были. Докупили мобильный туалет для кошек. Удобная штука - коробка заносится в отельный номер и превращается в лоток. При выезде герметично закрывается, снова превращается в коробку и заносится обратно в машину.

Тайминг. По будним дням у жены с 14.00 до 17.30 занятия онлайн, пропускать их не очень хорошо, а на дороге не везде работает интернет. Спланировали переезды так, чтобы самые большие перегоны были по субботам и воскресеньям, а в будние дни либо ехать только одну половину дня, либо капитально останавливаться в месте близком к городу (например, на большой АЗС), чтобы Настя позанималась, пока я гуляю с собаками вокруг. Кстати, на всякий случай купили инвертор напряжения 12 V - 220 V, давно собирался.

Поездка

15 октября. Рассчитывали выехать в 8 утра и почти соблюли этот смелый план, несмотря на бурные проводы накануне. От дачи до выезда на ЦКАД всего 33 км, а дальше лёгкий сегмент по ЦКАД между Минским шоссе и М4. Кстати, не забывайте оплачивать проезд онлайн, а то прилетит на Госуслугах штраф.

Дальше самая скучная часть поездки - больше 1000 км по M4 до Аксая - пригорода Ростова-на-Дону. Далеко не все отели принимают с животными, тем более в таком количестве. С "Чёрной Жемчужиной" сложилось, созвонились, разместились. Представитель отеля даже написал в Whatsapp за несколько часов до приезда, мол, что вам приготовить из еды к приезду. Номер просторный, Wi-Fi работает. Из мелких маасковских капризов: 1) номер дали почему-то на высоком третьем этаже, заносить наш зоопарк было не очень удобно и 2) в том-яме была в основном курица. Номер стоил, кажется, 2500 рублей, и доплата за животных суммарно ещё 1000 рублей.

Смотреть вокруг абсолютно нечего, и гулять с собаками негде - кругом полно местных собак, так что строго на поводках и совсем чуть-чуть. Но на то он и придорожный отель. Номера припаркованных машин, кстати, в основном московские, подмосковные и питерские.

16 октября. Вечером нам нужно быть во Владикавказе, чтобы утром в понедельник получить необходимые справки на животных. План по пробегу был меньше (700 км), но и дорога сложнее. Во-первых, после поворота на Краснодар трасса М-4 превращается в трассу "Кавказ", которая, мягко говоря, мало где выглядит современным хайвеем. Перекрёстки, светофоры, ограничение скорости, патрули на дорогах. Вдобавок ко всему в районе Минеральных Вод окончательно испортилась погода: дождь, туман, отвратительная видимость и достаточно скользкая дорога. Отель "Пролесок" находится в восточной части города, так что еще и город пришлось объехать.

3500 рублей за номер и по ТЫСЯЧЕ рублей за животного, при совершенно базовом комфорте в отеле. Но выбор, как вы понимаете, невелик. В отеле, казалось бы, всё есть, но все вот эти мелочи... Шампунь - в маленьких бумажных трудно рвущихся пакетиках, кофе - растворимый, розетки - в совершенно психоделичных местах, иногда на уровне глаз и в полном отсутствии рядом каких бы то ни было горизонтальных поверхностей.

Отель "Пролесок", в номере

Табличка на входе "Вход с оружием на территорию объекта строго воспрещён" как бы напоминает, что мы на Кавказе, а обилие Z-символики на окрестных домах - что мы пока еще в России. Погулять с собаками по окрестным скверам, скорее, по дворам - удалось.

17 октября.

На заправке на окраине Владикавказа пытался пошутить, пустят ли с осетинскими пирогами в Грузию. Девочки сначала не понимали юмора, потом немедленно переключились на советы быть осторожнее, "ведь в Грузии унижают и притесняют россиян".

Справки в Россельхознадзоре переписывают вручную! Это заняло ДВА часа, и хорошо что мы не планировали много ехать в этот день. Последним человеком не в форме, с которым я общался в России, оказался охранник вышеупомянутого заведения. Пока я ждал Настю у входа и уговаривал собак ещё немного посидеть спокойно, охранник рассказывал мне как все ненавидят Россию, что нам не нужен не только Запад, но и Восток, что они потом на коленях приползут и что нам давно пора закрыться от остального мира - мол, вон как в СССР за железным занавесом было хорошо. На приёмы контрпропаганды и на выявление логических изъянов ("куда же они приползут, если мы закроемся?") силы не тратил, решил насладиться напоследок, включив режим "Николай Дроздов" ("Давайте молча за ними понаблюдаем").

Дальше был тот самый Верхний Ларс. На удивление, прошли оба поста за 20 минут. Очереди не было вообще! Российские пограничники спросили, куда едем ("в Грецию? Учиться? хм..."), грузинские вообще ничего не спросили и грузинскую страховку (Грузия не входит в ассоциацию Green Card и надо делать отдельную страховку) не проверяли.

Зато километров за пять до поста, когда уже карабкались в гору мимо очередей фур, встретили стоящего посреди дороги то ли полицейского, то ли ДПСника, снизили скорость, чувак отошёл, но я на всякий случай притормозил, открыл окно и спросил, мол, можно дальше ехать, да? С характерным акцентом полицейский ответил "А ви думали, ви уже в Тбилиси?", в голове моей заиграла бравурная мелодия из "Кавказской пленницы", и мы поехали дальше.

Военно-грузинская дорога, судя по её состоянию, больше военная, чем грузинская. Первый же туннель годится для декораций постапокалиптических фильмов. Ехали осторожно, тем более что горы опять накрыло туманом и заморосил дождь. Остановились в Степанцминде, оставив Крестовый Перевал на вторник, то есть в этот день проехали меньше 50 км. Отель Paramount Kazbegi - маленький частный отельчик, уютно, умеренная цена (206 лари за номер с балконом с офигенным видом) и доплата в 30 лари за каждое животное.

Вид с балкона в Paramount Kazbegi. Поймал момент когда почти не было туч.

Мой первый вечерний кальян в пути. Однако, погода была всё ещё как в Подмосковье, и с балкона пришлось быстро уйти греться. Не спрашивайте чем, но штопор мы купили именно в Степанцминде.

18 октября. Первое утро, когда не надо было спешить, позавтракали осетинскими пирогами, оставшимися с позавчерашнего заказа в номер ещё во Владикавказе. и поехали дальше на юг. Мне показалось, что чуть иначе ведёт себя педаль тормоза, списал на перепад давления из-за большой высоты над уровнем моря. Крестовый перевал - это 2400 метров, а дальше почти всё время под горку и по серпантинам. Кошки неистово мяукали в переносках, но держались.

И сегодня пробег был небольшим - следующая остановка была Jewelbery Glamping в окрестностях Мцхеты.

Да, недёшево. Но это была роскошная двухэтажная палатка с душем и туалетом, с холодильником и даже качельками. Рядом - столь же роскошная сауна, роскошные пейзажи вокруг - и куча места где побегать собачкам. Хинкали и другая правильная грузинская еда были быстро доставлены из ресторана, который тут тоже неподалёку. Говорят, там еще и озеро красивое есть, но в нас уже не лезло :)

Наш номер в Jewelbery Glamping, сауна-бочонок рядом, и погода наладилась.

Сотрудница глэмпинга Дина очаровала нас своей заботой. Единственное что не получилось - это кальян; от ветра деться было некуда, а специальный колпак для таких случаев я спрятал где-то далеко в багажнике.

19 октября. Признаться, изначально мы собирались провести следующие три дня в Батуми и дать Насте позаниматься, но сомнения в правилах проезда транзитных стран с животными заставили нас двинуться дальше.

В этом месте я должен поблагодарить отель, в котором мы НЕ остановились - Guest House Koba в Батуми, за гибкий подход и терпение; я несколько раз менял даты пребывания и всё кончилось полной отменой, причём отель согласился не брать с меня штраф. Я уверен, что это были бы прекрасные три дня в Батуми и как-нибудь обязательно приеду :)

Наш путь через Грузию

Но Батуми пришлось проскочить быстро. Перед этим были 350 километров по не очень хорошей дороге. Трасса Тбилиси - Батуми только строится, в некоторых местах уже прекрасная автострада, в некоторых - едешь долго, узко и извилисто, через деревни и стройки, периодически глядя как где-то наверху то строят шикарную эстакаду, то пробивают туннель. Уверен, трасса будет отличная, но пока от Мцхеты до Батуми получилось почти 5 часов.

Сам Батуми посмотрели "с изнанки": Яндекс повёл какими-то чуть ли не дворами. Очень противоречивые впечатления, старая застройка и "Собянин", а скорее, даже "Лужков" в равных пропорциях. Хотя, может быть, мы не по тем улицам ехали.

Прохождение турецкой границы на пункте Сарпи/Сарп заняло около часа, небольшая очередь всё же была. Грузинская сторона не проверяла почти ничего, турецкая - долго проверяла страховку ("зелёную карту"), попросила погладить собак и спросила, не кусаются ли они.

Улочка в Трабзоне, припарковаться пришлось таки метрах в 200 от отеля.

На остаток дня мы себе отмерили 200 километров до Трабзона и остановились в прекрасном Marvell City за каких-то 39 евро. Ну окей, у меня на Booking.com скидка, будем считать что за 44 евро. Никаких доплат за животных, ни-ка-ких!

Ужин (доставка в номер) и завтрак (завтракали по очереди, чтобы собаки не скучали)

Да, это малоизвестная русскому туристу и недооцененная часть Турции. С пляжами тут вроде бы посложнее, да и погода подпортилась. Однако было красиво, вкусно и недорого. Местные обращают внимание на собак, хотят погладить и "потютюхать", Фрея быстро просекла эти чувства и, будучи актрисой от рождения, стала играть на публику. В результате прогулки вышли небыстрыми, погладить и Фрею, и Зелю хотели практически все.

20 октября. Прекрасное утро - и впереди больше 900 км, почти до Стамбула.

Утро в Трабзоне

Дорога устроена так. Всё что восточнее Самсуна - так называемая "Причерноморская трасса" - обычный широкий проспект, проходящий через много городов, со светофорами и иногда с пробками. От Самсуна начинается шикарная и кое-где платная трасса прямо до греческой границы. Но до Самсуна надо было еще добраться, и тут полил очень проливной дождь. Колейность, аквапланирование - это всё знакомо российскому автолюбителю, скорость пришлось сбрасывать.

Заправка с хорошим интернетом, где останавливались чтобы Настя позанималась

К 14.00 были как раз на нужной заправке Shell в окрестностях городка с ранящим русское ухо названием Мерзефон. А остаток пути - почти 500 км - пришлось ехать в темноте и под дождём. Пожалуй, это был самый трудный участок маршрута.

Кратчайший путь из Грузии в Грецию

Зато отель (Hotel Bonvie) - снова без доплаты за животных и с приятной ценой в 79 евро - оказался выше всяких похвал. Сантехника... с огромным удовольствием и не торопясь побрил обросший череп. По словам сотрудника отеля, всё как раз рассчитано на "транзитных" гостей; собственно поэтому данный вариант и подвернулся мне по моим критериям. Еще он отметил, что Сакарья - один из самых дешевых городов Турции.

Всё новенькое и комфортное

К собакам персонал и тут отнёсся с умилением. Мы решили заказать еду в номер - это удобнее чем есть по очереди, не оставляя собак одних. Когда мы подошли ко входу в ресторан, и Фрея с Зелей переступили передними лапками порог, какой-то похожий на Каддафи дядька, ужинавший с друзьями за одним из столиков, молча замахал на них руками - мол, уводите. Мы решили его не кусать и сделали шаг назад.

21 октября. Момент истины - въезд в Шенгенскую зону. Но сначала еще 400 км на запад, до границы Греции. Стамбул с его пробками пришлось объехать по самому "внешнему" полукольцу. Красивый мост через Босфор не позволяет особо рассмотреть сам Босфор.

Вот вам вместо Босфора немного Мраморного Моря

Граница красивая. Турки выпустили быстро, а греки решили поговорить с Настей на греческом. Не мог отделаться от ощущения, что они говорят "мы поняли, ты молодец, животные красивые, а этот лысый за рулём что тут делает?".

Проверка документов на животных выглядела так: "Документы на животных в порядке?" - "В порядке" - "Проезжайте". Итого с полчаса, учитывая разговор на греческом :)

Остановка на окраине Александруполиса, чтобы Настя позанималась греческим - и рывок до курортного города Ставрос. Тут букинг вышел экспромтом; мы не знали сколько времени займёт прохождение границы и до какого места мы успеем доехать так, чтобы с утра Настя могла зайти в Салоники в книжный магазин за своими учебниками, но при этом не жить в самом городе Салоники - он переполнен студентами в эти дни. В итоге самая удобная точка - это Ставрос, и домик оказался прекрасным.

Путь по континентальной Греции. Сердечком отмечен домик в Ставросе, где мы ночевали

Хозяину, правда, пришлось встретить нас, так как домик находился не в заявленном на карте месте. "А можно мы выселимся не в 10, а в 11?" - спросил я. "Можно в 10, можно в 11, можно в 12, можно в 14,- ответил хозяин, - сезон кончился, я никого не жду".

Наш домик в Ставросе

Хозяева живут на первом этаже, а две половинки второго этажа сдают. Одна половинка - это две спальни, кухонька и широченная веранда по периметру. Можно курить кальян с видом на море.

Пляж в Ставросе

22 октября. Утром погуляли по пустынному пляжу, позавтракали и двинули в Салоники, на 12 была назначена встреча для передачи знакомым пакетов с тёплыми вещами ("релоканты" должны помогать друг другу) и посещение книжного.

Несмотря на субботу, в центре Салоники - пробки, встал с аварийкой вторым рядом

Ну и ещё 500 с небольшим километров до Пирея. То есть до порта. Дорога прекрасная, но через каждые 60-80 км пункт оплаты, в среднем 2-3 евро на каждом. Но к парому прибыли с запасом. Покормили и выгуляли зверей.

Наш паром - снаружи...

И внутри. На капоте - мобильный кошачий туалет, отличная штуковина

Фруня в иллюминаторе и вид с верхней палубы на Пирей

Провоз животных разрешён только в каютах, суммарно (автомобиль + каюта с иллюминатором, мечта клаустрофоба) - чуть больше 250 евро. На удивление, цены на еду и вино на пароме вполне умеренные. 200 миль до Ханьи - около 9 часов, вышли с небольшим опозданием, зато чуть больше поспали.

23 октября. Просыпаемся, рассаживаем животных, выезжаем с парома в порт Ханьи. Не решились предлагать хозяевам встречаться в 6 утра и заехали встретить рассвет на пляж в Каливес. 17 км до пляжа и ещё 5 - до нашего доставшегося по случаю чудесного домика. Всего - 4700 километров и 8 дней пути.

Мой рассказ был бы неполным без фото одуревшего Вацлава

Любимый Крит встретил нас тёплой, почти жаркой, погодой. Обустраиваемся, докупаем необходимое, животные привыкают к новому месту и удивляются: только вошли в кочевой ритм. Дальше начинается другая история и другая жизнь, про которую я когда-нибудь тоже напишу.