На бензиновом рынке России конкуренция почти не работает, а правительство не хочет заставить нефтяные компании понизить цены
Даже сайт Росстата будто возмутился, на первой странице выделив жирным тот факт, что в феврале «потребительские цены на бензин различных марок в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 1,9-2,0 раза». Это, собственно, не новость. И раньше наблюдался примерно такой разрыв. В феврале 2009 года, например, он доходил до 2,2 раза.
Что получается? Оптовая цена, в которой зашиты огромные затраты на добычу, транспорт, переработку нефти, налог на добычу полезных ископаемых и т.д., оказывается ровно такой же, как надбавка, возникающая на стадии дистрибуции (правда, включающая акциз).
В сентябре 2009 года премьер-министр Владимир Путин, увидев двойную наценку на свинину (при оптовой цене в 160-170 рублей в «Перекрестке» она стоила 335 рублей), назвал ее «очень высокой». И хотя к массовому снижению цен на мясо в стране это не привело, все же тема получила общественный резонанс. С бензином то же самое, но премьер молчит. Более того, он однажды морально поддержал нефтяников, когда, отвечая на вопросы граждан, пояснил их позицию: с помощью розничной маржи компенсировать недополученное из-за высоких экспортных пошлин.
Между тем ситуация серьезнее, чем в рознице, где конкуренция высока и на каждого найдется магазин по вкусу: от пафосной «Азбуки вкуса» до дешевой «Пятерочки». Цены на ту же свинину могут отличаться в разы в зависимости от магазина. У потребителей есть выбор. На бензиновом рынке игроков принципиально меньше, и цены у них отличаются совсем чуть-чуть. Кроме того, механизм формирования вертикально интегрированных нефтяных компаний в 90-е годы породил монополистов во многих регионах. Зачем им отказываться от маржи? Нефтяники, которым принадлежит большинство заправок, могут устанавливать цены исключительно исходя из своих представлений о приличиях. Конкуренция не работает. За 12 месяцев к концу февраля 2010 года бензин подорожал на 13,3%.
Можно было ожидать, что, учитывая затухание экономической активности и завышенную розничную маржу, цены снизятся или по крайней мере замерзнут. Это оказалось бы экономике на руку, так как бензин составляет существенную долю в издержках бизнеса и через них воздействует на цены в целом.
Однако на заправку «Лукойла» или ТНК-BP Владимир Путин не едет и «очень высокой» наценку не называет. Учитывая структуру нефтяной отрасли, без такого «ручного управления» умерить аппетиты нефтяников вряд ли получится. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пытается влиять на нефтяников, но у него не очень получается.
Олег Анисимов, редактор-основатель журнала «Финанс.»
Источник