Глупые деньги - 2

Mar 15, 2010 18:18


Колонка недельной давности про «глупые деньги» вызвала резонанс, а посему не грех продолжить тему с другой стороны.

8 марта я писал о том, как низкая конкуренция в отдельных секторах создает ее избыток в сферах малого и среднего бизнеса. Для примера брал рестораны, где многие игроки существуют не ради прибыли, а потому что есть деньги, которые слишком просто достались. Почему просто? С нужными чиновниками хорошие отношения, либо стоят барьеры на входы в отрасль, а это позволяет извлекать сверхприбыль. В результате рыночные игроки - те же рестораны - вынуждены конкурировать не только с такими же, как они, но и со stupid money - сырьевыми или коррупционными деньгами, работающими в убыток и не дающими зарабатывать людям.
А больше всего «глупых денег», безусловно, в Москве, так как тут распределяются два огромных бюджета - федеральный и московский, и базируются огромные компании, действующие, скажем мягко, не в условиях совершенной конкуренции.

Stupid money - противоположность smart money. Последним термином называют инвесторов, способных улучшить бизнес, в который вкладывают. Если инвестировать не только деньги, но и знания с опытом, результат точно окажется выше. По­этому компании по всему миру стремятся привлечь в капитал именно smart money.
У stupid money задача более простая. Если деньги есть, их надо куда-то деть. Много «глупых денег» лежит в западных банках под минимальную ставку. По сути, эти капиталы усыхают, если учитывать инфляцию. Другие «глупые деньги» вкладываются в разнообразные бизнесы, причем крайне редки случаи, когда они начинают приносить прибыль. Потому как у владельца денег: а) нет отраслевой компетенции; б) нет мотивации непременно быть в плюсе, так как деньги явно не последние. В результате такие инвестпроекты довольно быстро превращаются в «распилочные», где деньги с остервенением осваиваются.

Ну и наконец, излюбленный способ вложения «глупых денег» - недвижимость. Это способ инвестиций, единственно доступный разуму среднего московского чиновника, федерального подрядчика или жены руководителя придворной партии. Потому что, по их мнению, «недвижимость в цене всегда» и «дешеветь не может».
В результате в Москве, по оценкам девелоперов, доля «инвестиционных квартир» самая высокая, притом, что и цены на пике были просто запредельные. Налицо пузырь, который создали «глупые деньги». Теперь-то они убедились, что недвижимость может и падать в цене, особенно если считать, например, в евро.
Но экономике от этого не легче. «Глупые деньги» не дают людям купить жилье, задирая цены, раздувают цены на коммерческую недвижимость, а «глупые бизнесы» создают излишнюю конкуренцию на аренду и персонал. Отмечу, что с кризисом ситуация улучшилась, но stupid money все равно искривляют экономику и нашу жизнь вместе с ней.

Нет «глупым деньгам»!
Олег Анисимов, редактор-основатель журнала «Финанс.»
Источник

недвижимость, экономика, власть, кризис, нефть

Previous post Next post
Up