Надо признать: долгие десятилетия в нашей стране основную паству храмов составляли немолодые и не слишком образованные женщины. Они не опасались за свое положение - в отличие от верующей интеллигенции, которая, боясь гонений, поклонялась Богу на манер первых христиан - в «катакомбах» коммуналок и среди немногочисленных, тщательно проверенных единомышленников.
Вежливость - закон для храма
Честь и хвала смелым бабушкам, но, увы, именно с их преобладающим присутствием в церквях связано то, что там очень легко столкнуться с грубостью, которая нередко становится камнем преткновения на пути малоцерковного человека к Богу. Приходит тянущаяся к вере девушка в церковь и встречает у постоянных прихожанок хамское к себе отношение- примитивное менторство, неприязнь, а то и откровенную грубость.
Какой ответ дадут Богу те, кто послужил таким соблазном на пути к храму? «Горе тому, через кого приходит в мир соблазн»,
- сказано в Новом Завете, и хорошо бы помнить об этом иным «воцерковленным», которые шипят па впервые пришедших в храм за то, что не так одеты, неправильно поклонились, не теми словами обратились к священнику.
Безусловно, следует знать, что, отправляясь в церковь, женщины не должны быть в брюках или мини-юбках, без головного убора, с помадой на губах, а мужчинам нельзя приходить в шортах и рубашках с короткими рукавами. Но церковно воспитанный и богобоязненный человек, если и видит что-то неблагопристойное в поведении другого, исправляет его лишь с любовью и уважением.
Боязнь обидеть ближнего объясняет тот факт, что некоторые православные наставники считали вполне простительным грехом нарушение поста, если человек пришел в гости к людям, которые его не соблюдают и от души предлагают мясомолочные кушанья.
Лучше, утверждали они, допустить невольное отступление от поста, чем резким отказом от угощения укорить хозяев в том. что они не столь благочестивы, как ты.
Ошибки в церковном этикете могут допускать лаже святые. Показателен в этом отношении пример из жития преподобного Арсения Великого: «Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, а именно: иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это. однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его.
Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: «Пойдите к отцу Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделаете мне замечание, что я не хорошо сижу .Я стану просить у вас прошения; вместе с тем мы исправим и старца». Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку».
Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством, привлекающим благодать Божию. Для такого человека, знающего сокровенную диалектику внутреннего и внешнего, вежливость становится средством на пути развитии смирения. Известно выражение одного подвижника: делай внешнее, а за внешнее Господь воздаст и внутреннее, ибо внешнее принадлежит человеку, а внутренне - Богу.
Обращение к священнику
Немалые затруднения у многих новообращенных вызывает вопрос: как обращаться к священнику?
В целом в обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так, в миру не является нейтральным обращение «отец» без употребления имени. Оно или фамильярно, или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой, типа: «Отцы и братья, прошу внимания»).
Вопрос о том, на «ты» или на «вы» следует обращаться в церковной среде, решается однозначно - на «вы» (хотя мы и говорим в молитве самому Богу: «помилуй меня»). Хотя, конечно, при близких, дружеских отношениях общение может перейти и на «ты» - но только не при посторонних. Жена священника, разумеется, разговариваете мужем дома на »ты», но подобное обращение при его прихожанах режет слух, подрывает авторитет священнослужителя.
Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски- Поэтому говорят: -Отец Иоанн», а не «отец Иван». Если нужно узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?».
В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день»; надо говорить: «Благословите!». При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).
Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» - налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Для мирян-мужчин существует и другой вид благословения: принимающий его целует руку, шеку и опять руку священника.
Распространенная ошибка людей, лишь недавно примкнувших к церкви, - накладывать на себя крестное знамение перед тем, как попросить благословение у священника («креститься на священника»). Этого делать не следует, священник - не икона.
В период от Пасхи до отдания праздника (то есть на протяжении сорока дней) первыми словами приветствия являются: «Христос воскресе». с которыми обычно обращается мирянин, а священник отвечает: «Воистину воскресе». Его благословляющий жест при этом остается обычным.
В России с давних пор народ ласково и с любовью называет священника «батюшкой». Это общеупотребительная разговорная форма обращения («Батюшка, благословите») или обозначения («Батюшка уехал отпевать»). Но она не употребляется в официальном контексте. Чаще, ссылаясь в третьем липе на священника, говорят: «Отец Михаил считает..». «Отец настоятель благословил...»
Сочетание «отец» и фамилия священника («отец Иванов») употребляется, но довольно редко (преимущественно в печати) и несет оттенок официальности и отстраненности.
Особые ситуации
Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Общее правило таково: берут благословение в первую очередь у старших по званию священников - протоиереев, затем у обычных - иереев. Некоторую подсказку, как их различить, дает крест, который носит священник: крест с украшением - обязательно протоиерей, позолоченный - или протоиерей, или иерей, серебряный - иерей.
Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть священнослужители, то они подходят в первую очередь) - по старшинству, затем - женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходит муж, жена, а затем дети (по старшинству).
Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в магазине, государственном учреждении)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.
При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает у священника благословение: «Простите, батюшка, и благословите».
Диакон
Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать лом (то есть совершать требы). Соответственно, к нему и не обращаются с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения. Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой.
К диакону обращаются со словами отеи «диакон». Например: "Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?». Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать «отец», например: «Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос».
Монастырь
К монаху, имеющему постриг (рясофорному), принято обращаться: «отец» (без имени), к послушнику- «брат» (если он в преклонном возрасте, тоже «отец»). Если монах имеет священнический сан, то ему можно сказать: «отец... (имя)», «батюшка» и просить благословения.
В женском монастыре благословлять имеет право только игумений (настоятельница), которая управляет монастырем.И в знак этого носит золотой наперсный крест. К ней обращаются таким образом - «мать игумений», или с употреблением имени -«мать Варвара», или просто «матушка». В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», но допустимо и просто «матушка». К послушницам обращаются -сестра», а если она почтенного возраста, то можно и «матушка».
Поведение при разговоре
Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, должно быть почтительным и уважительным. При общении с ним надо следить, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными.
Это значит, что в речи не Должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму. В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, когда священник стоит; салятся только после приглашения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным.
Не следует утомлять священника многословием, старайтесь прежде всего выслушать его.
Требы
Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.
Если священник вам знаком, вполне можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: «Здравствуйте», но строят начало разговора примерно так: -Алло, это отец Сергий? Благословите, батюшка» - и далее кратко, лаконично излагают цель звонка. Заканчивают разговор выражением благодарности и вновь: «Благословите».
У священника или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить больного, необходимо прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистое полотно, святую воду. При отпевании требуются свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду.
В любом случае недопустимо, чтобы в доме, куда пришел для отправления обряда священник, работал телевизор, играла музыка, лаяла собака, кто-то ходил полуобнаженным.
По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая - это прекрасная возможность для семьи поговорить о духовном, решить какие-то вопросы.
Алексей ХАРЛАМОВ
Всем радости и светлой любви!