ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ДИСКУССИЯ О РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Jun 09, 2012 23:05

6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, отныне отмечаемого в России как День русского языка, в Государственной Думе разразились нешуточные дебаты. В своём выступлении председатель Комитета по образованию, единоросс Александр Дегтярёв рассказывал о российской системе образования, разоблачая, по его словам, мифы о ней. Совсем другое видят депутаты других фракций...

Выдержки из стенограммы заседания ГД от 06.06.2012:

Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.

Дегтярёв А.Н., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

... Система образования страны, охватывающая только в своей непосредственной области свыше 40 миллионов человек, учащихся, педагогов всех ступеней образования, это своего рода лакмусовая бумажка для множества общественных процессов государства. А потому она важна со всех точек зрения, ибо аккумулирует в себе взаимодействие всех трёх участников процесса: государства, общества и личности.

Дилетанты, как правило, выхватывают из общесистемного процесса отдельные факты, события и примеры, строят на них свои домыслы и представления. Так рождаются мифы.

Миф о платном образовании, что является "чистопородной уткой", сознательно запущенной политтехнологами специально для того, чтобы дестабилизировать обстановку в обществе. Ещё раз повторяю, что это антиконституционно, и никто не намерен этого делать. Государство обязано и будет давать своим несовершеннолетним гражданам бесплатное полное общее образование в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Миф второй. Что в этих стандартах всего два предмета и физкультура. Неправда. Значит, здесь у меня есть этот федеральный государственный образовательный стандарт, там всё, что нужно молодому поколению для того, чтобы, как называется, встать на крыло.

Миф третий. Что число студентов - бюджетников сокращается. Даже при том, что фактическое количество выпускников школ сократилось у нас с полутора миллионов до 790 тысяч по причине "лихих" 90-х годов, это сделать невозможно, только разве сознательно и грубо нарушив закон, обязывающий госзаказ выполнять в пределах некой условной цифры, 170 студенческих мест на 10 тысяч населения. А фактически их больше - 205-210.

И, наконец, небезызвестный миф о ЕГЭ. ЕГЭ - это зло. Зло, порождённое бестолковой верхушкой образовательной системы. ЕГЭ - это порождение коррумпированной власти, стремящейся разрушить устои и принципы традиционной советской и российской системы образования.

Этот миф используется для манипуляции общественным мнением, обрастает слухами и до сих пор жив, хотя на дворе уже XXI век. И за десятилетия опыта очень много изменилось.

Для начала скажу, что система тестирования применяется во всём мире каждой крупной и средней корпорацией, во всех компаниях нашей страны. Без этого просто невозможна ни подготовка, ни аттестация кадров.

С 2007 года изменились подходы к организации этой государственной итоговой аттестации, содержанию КИМов, контрольно-измерительных материалов, которые, кстати говоря, рецензируют известные учёные из Российской академии наук, из Российской академии образования, ведущие специалисты и педагоги, лидеры школьного образования из различных регионов нашей страны....

Шудегов В.Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!

От имени фракции я также хочу всех вас поздравить с новым для России праздником - Днём русского языка. Я надеюсь, что в ближайшие годы он станет таким же замечательным праздником и с таким же размахом мы его будем праздновать, как, например, раньше праздновали День милиции.

Конечно, нам, законодателям, для этого предстоит многое сделать. Но хочу отметить особую роль русского языка для нас, представителей национальных республик. Я здесь представляю в единственном, может быть, числе удмуртов из национальных республик и хочу отметить, что для нас он сыграл неоценимую роль в приобщении к многонациональной русской культуре и вообще к мировой цивилизации.

Уважаемые коллеги, уже говорилось сегодня, что идут единые государственные экзамены в нашей стране и сотни тысяч школьников, родителей, дедушек, бабушек и всех причастных к этим экзаменам людей, находятся в стрессовой ситуации.

Здесь уже говорилось о преимуществах ЕГЭ. Но я хочу отметить, что ни одной задачи, которая ставилась перед ЕГЭ, не удалось решить. Объективности, как мы видим, нет. Коррупционная составляющая только усилилась, перешла на другой уровень. Скандалы, которые сопровождают, уже начались. В Астрахани, как вы знаете, уже уличены в помощи при сдаче единого государственного экзамена детей высокопоставленных чиновников.

Махинации здесь используются точно такие же, как при проведении выборов: сдаются чистые листы, затем устроители экзаменов их заполняют и получают необходимые баллы для нужных детей.

Уважаемые коллеги, хочу также напомнить вам, что мы единственная партия, которая в программе своей отметила, записала в качестве отдельного пункта, чтобы Фурсенко, министра, отправить в отставку, прекратить реформы. И вот, казалось бы, поменялся министр, и что произошло? Первое же заявление, которое сделал министр, как вы уже все прекрасно знаете, заключалось в том, чтобы сократить в два раза число бюджетных мест в вузах, чтобы в три раза увеличить стоимость обучения в наших вузах, чтобы существенно в целом сократить число студентов.

Да, кстати, на всех дебатах, в которых я принимал участие, представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" пытаются защитить своего министра, что якобы он это сделал ещё до вступления в должность. Кстати, то же самое заявлял министр Фурсенко, когда был в разгар выборной кампании в Удмуртии, когда я ему напомнил при всех присутствующих, что именно он в Год учителя вышел с инициативой о сокращении каждого шестого учителя и каждого работника высшей школы. Он стал вновь отказываться от своих слов, сказал, что это мы с Сергеем Михайловичем Мироновым придумали эту идею. Как же так? В газете "Ведомости" его интервью опубликовано. И вот сейчас аналогичная ситуация.

Коллеги, невольно напрашивается аналогия с содержанием письма министра народного просвещения Делянова, которое он направил в 1887 году Александру III. В этом письме он говорил о том, что нужно запретить учёбу детей из низших сословий в прогимназиях и гимназиях России. Естественно, в дальнейшем запрещается им учиться также и в вузах. Это письмо получило название "Циркуляр о кухаркиных детях". Для чего это было сделано, принято в тот период министром и Александром III?

Потому что уже в тот период количество мест на государственной службе, на других должностях, где требуются люди с высшим образованием, было гораздо меньше, чем выпускников вузов. И руководители в тот период решили, что если мы не сократим число студентов, они пополнят ряды бунтовщиков на улице. Невольно напрашивается аналогия с сегодняшней ситуацией?..

Сегодня министр может сократить только до 170-ти число студентов, но и этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что повышение стоимости обучения с 60 тысяч до 200 тысяч означает лишь то, что стоимость обучения в вузе будет равна стоимости содержания одного заключённого, именно во столько - 200 рублей обходится сегодня содержание одного заключённого. Что нам выгодней? Содержать нашу молодёжь в тюрьмах, или пусть она учится, сидит в аудиториях, в библиотеках, изучает те или иные предметы?...

Смолин О. Н., первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "КПРФ"

Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич, я попросил слово потому, что сегодня обсуждался не столько Пушкин и не столько русский язык, сколько образовательная политика и единый государственный экзамен.
Так вот, как специалист берусь утверждать, что надежды с помощью ЕГЭ и современной образовательной политики улучшить знание русского языка абсолютно беспочвенны. Творчески работающие учителя давно доказали, что можно вполне хорошо сдать ЕГЭ, будучи практически безграмотным, такая там система подсчёта.

Мало того, когда пару лет назад доцент Московского университета, журфака МГУ, Анастасия Николаева провела диктант, 229 первокурсников приняли в нём участие, только 18 процентов сделали меньше ошибок на лист, а остальные больше.

Причём журналисты, естественно, выбрали самые такие, характерные ошибки, озаглавили ими свои статьи. Одна из статей звучала так: "Астап Блендер как совецкий поциэнт".

Конечно, Александр Сергеевич говорил: "Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю". Но, если бы он видел, какие ошибки делали студенты журфака МГУ, типа "алемпеада, орестовать" или что-то в этом роде, то, наверное, он пересмотрел бы свою точку зрения.

Кстати, на одном из курсов, принимая экзамен, мой друг, декан исторического факультета, услышал вопрос одного студента к другому: "Скажи, а как по ихнему сказать "без понтов?".

Не лучше ситуация и в литературе. Да, в этом году во многом исправлены задания ЕГЭ. Уже перестали спрашивать несчастных детей: какого цвета были глаза у Татьяны Лариной, как звали лошадь Вронского, как фамилия Настасьи Филипповны? Но, по-прежнему, в 200 слов предлагают уложить тему серьёзного сочинения. Не случайно недавно на телевизионной передаче я услышал от одного парня: "Евгений Онегин" - это роман о том, как нужно вовремя использовать свой шанс.

Примитивизация сознания происходит колоссальная. Кстати, что касается мирового опыта, то хотел бы напомнить, что, с одной стороны, Барак Обама выделил 4 миллиарда долларов на свёртывание системы ЕГЭ. Видимо, он не хочет, чтобы нормальные американцы превращались в задорновских.

Зачем мы нормальных русских хотим сделать задорновскими американцами? Не понимаю.

А что касается другой стороны, то напомню цитату знаменитого нашего поэта, на сей раз не Александра Пушкина, а Фёдора Тютчева:

Напрасный труд!

Нет, их не вразумишь.

Чем либеральней, тем они пошлее.

Цивилизация для них - фетиш.

И не доступна им её идея.

Как перед ней не гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы.

В её глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Давайте использовать чужой опыт, но правильно, в том числе и в отношении ЕГЭ. Спасибо.

Россия, власть, общество, ложь, митинги, прогнозы, история, социальное развитие, протесты, смолин, молодежь, свобода, депутаты, капитализм, либералы, знания, оппозиция, госдума, рабство, студенты, правительство, прогресс, революция, образование

Previous post Next post
Up