КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Apr 25, 2012 23:46

«У 650 млн. инвалидов, живущих на нашей планете, была мечта, - мечта стать равными членами общества, мечта иметь равные с другими права, - эта мечта сбылась!» - такими словами Международный союз организаций инвалидов приветствовал принятие 61-й Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов. И явно поспешил: мечта людей с ограниченными возможностями здоровья о равных возможностях, конечно, не сбылась; однако «свет в конце тоннеля» стал чуть ближе. Впрочем, моя задача - не пересказ или подробный анализ Конвенции, но сравнение её духа и некоторых положений с действующим в России законодательством.

Понятие инвалидности

Конвенция не даёт точного определения инвалидности, но содержит так называемый социальный подход к ней. Согласно документу, инвалидность - это комплекс препятствий к полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими, возникающий вследствие взаимодействия между физическими, сенсорными, психическими или интеллектуальными нарушениями и различными барьерами среды жизнедеятельности и общественных отношений, которые при отсутствии таких нарушений человек способен преодолеть без специальных мер социальной поддержки. Причем, согласно Конвенции, понятие инвалидности носит эволюционирующий характер.

Точно так же к числу инвалидов Конвенция относит лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Иначе говоря, содержание обоих понятий может изменяться с развитием общества, возникновением новых социальных условий, новых форм жизнедеятельности человека и участия его в общественной жизни, новых барьеров среды и общественных отношений, но всегда связано с нарушениями здоровья.

Казалось бы, тем же путём шло и российское законодательство, по крайней мере, до принятия печально знаменитого закона «о монетизации». Кстати, отечественный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по праву признавался одним из самых передовых в современной Европе и был разработан на основе опыта социальных государств.

Однако начиная с пенсионной реформы и в особенности после принятия ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. на смену социальному подходу к инвалидности в законодательство фактически пришёл примитивно трудовой, причём, скажу прямо, в совершенно извращённой форме: почти все социальные гарантии, предоставляемые инвалиду (включая даже налоговые льготы!), стали увязываться исключительно с так называемым ограничением способности к трудовой деятельности (сокращённо - нетрудоспособность). К чему это приводит, мы ещё увидим.

Право на труд

В соответствии со статьёй 27 Конвенции, инвалиды имеют равные права на труд и на возможность зарабатывать себе на жизнь. Государства обязаны запретить дискриминацию в области занятости, содействовать инвалидам в области индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства и организации собственного дела, найму инвалидов в государственном секторе, стимулированию занятости инвалидов в частном секторе и обеспечению предоставления инвалидам разумных удобств на рабочем месте.

Таковы международные требования. А вот отечественная практика.

Инвалидов с третьей степенью утраты трудоспособности запрещают принимать на работу. Более того, налоговые инспекции наказывают организации, которые это делают. Что это, если не дискриминация миллионов людей?

В своё время в печатные СМИ попала информация о концепции, разработанной в Минздравсоцразвития и фактически вводящей запреты на профессии в области государственной службы для многих категорий инвалидов. Хорошо, что предки не догадались создать себе такое Министерство. Не то история так и не узнала бы имён князя Ярослава Мудрого, великого слепого полководца Яна Жижки и лучшего в ХХ веке Президента Соединённых Штатов Америки колясочника Франклина Рузвельта.

Вообще вся система пенсий и других денежных выплат в зависимости от утраты трудоспособности поражает абсурдностью. Вместо того, чтобы стимулировать людей к труду, учёбе, занятиям спортом или общественными делами, она их за это наказывает. Устроишься на работу или поступишь в вуз - тебе тут же снизят пенсию, причём на столько же, сколько заработаешь. Не случайно мои друзья-инвалиды дали прозвище 122-му закону: «сиди дома - не гуляй!»


Не люблю бросать камни в поверженных, но должен сказать: все мои попытки публично или в частном порядке объяснить М. Зурабову вред и абсурдность проводимой политики натолкнулись на упёртость, поразительную для человека такого ума и административных способностей.

Медицина

В соответствии со статьёй 25 Конвенции, инвалиды имеют право на наилучший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они получают тот же набор, качество и уровень платных или доступных услуг в сфере здравоохранения, что и другие люди, получают те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы им по причине инвалидности, а также не дискриминируются при предоставлении им медицинского страхования.

А теперь позволю себе другую цитату из открытого письма Президенту России, в основном одобрённого на общественных слушаниях в Госдуме 20 сентября 2007 г.: «Результаты мониторинга, выполненного Всероссийским обществом инвалидов (прилагается), вполне однозначны: ситуация с лекарствами для лиц с ограниченными возможностями здоровья оценивается не иначе как критическая. Апробированные оригинальные лекарства известных и надёжных фирм «вымываются» с рынка и заменяются дешёвыми медикаментами, производимыми как в России, так и совместно с малоизвестными, а иногда и сомнительными зарубежными компаниями из Китая и Индии. Приказом Минздравсоцразвития № 110 врачам запрещено выписывать лекарства, которые отсутствуют в аптеках… В результате люди, потребляющие сверхдорогие препараты (осложнения сахарного диабета, муковисцидоз, гемофилия, бронхиальная астма) оказываются без лекарств, которые они не в силах купить, и умирают без медицинской помощи… Задержка по срокам выдачи инсулина составляет от 2-х недель до 2-х месяцев, что оценивается многими больными как проявление геноцида».

Образование

Статья 24 Конвенции обязывает государства обеспечивать равный доступ к образованию, профессионально-техническому обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни.

Конвенция закрепляет принцип доступности для инвалидов любых категорий инклюзивного (интегрированного) образования на любом уровне. Для их обучения необходимо создавать специальные условия, использовать соответствующие материалы, методы преподавания и способы общения. Учащиеся, нуждающиеся в поддержке, должны получать необходимые меры такой поддержки в среде, максимально соответствующей их академическому и социальному развитию.

Слепые, глухие и слепо-глухие ученики получают образование с помощью наиболее подходящих способов передачи информации, с помощью преподавателей, свободно владеющих жестовым языком и азбукой Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их вовлечению в жизнь общества, развитию у них чувства достоинства и самоуважения, а также развитию их потенциала, личности и творческих способностей (погрешности стиля принадлежат не автору, но тексту документа либо переводу).

Как ни парадоксально, в России в последнее время права инвалидов в области образования нарушаются сразу по нескольким, в том числе противоположным, линиям:

• большинство родителей, которые хотели бы обучать своих детей-инвалидов в обычной школе, по-прежнему лишены такой возможности и наталкиваются на отказ;
• одновременно уже в нескольких регионах в целях экономии бюджетных денег принудительно расформировываются специальные школы-интернаты, а дети-инвалиды переводятся в обычные учебные заведения без создания специальных образовательных условий;
• при наличии в законодательстве льгот для инвалидов, поступающих в профессиональные учебные заведения, часть из них наталкивается на отказ в приёме из-за отсутствия условий для сдачи единого госэкзамена, а некоторые и вовсе сталкиваются с очередным «театром абсурда». Увидев в документах вторую степень утраты трудоспособности, многие приёмные комиссии рассуждают так: здесь написано, что Вы можете учиться только в специальных условиях, а специальных условий мы вам создать не можем. Поэтому идите куда-нибудь в другое место…

Между тем, подготовленный рабочей группой профильного думского Комитета проект федерального закона, призванный решить проблему образования инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время ходит по правительственным кабинетам. И, увы, в большинстве из них не встречает поддержки.

В заключение о сюжетах общего характера. Социальный подход к инвалидности и инвалидам, помимо всего прочего, означает переосмысление двух хорошо известных задач.

Во-первых, хотя Конвенция и называется «О правах инвалидов», в её тексте мы встречаем более точную формулировку: права человека в отношении инвалидов. Это значит, что каждому инвалиду должна быть обеспечена защита не только его особых прав, но всех прав человека с учётом его инвалидности.

Во-вторых, Конвенция говорит не об адаптации, а об интеграции. Другими словами, она требует не инвалидов приспосабливать к обществу, но общество - к инвалидам.

Убёжден: это верный путь. И всем нам нужно объединить силы для того, чтобы Россия как можно скорее ратифицировала Конвенцию. После этого чудес не произойдёт. Однако, по крайней мере, мы начнём двигаться из прошлого в будущее, а не наоборот.

О.Н. Смолин,
депутат Государственной Думы,
вице-президент Всероссийского общества слепых,
первый вице-президент Паралимпийского Комитета России

Опубликовано:
Страна и мы вместе. - 2007. - Декабрь. - С. 6-9 под заголовком «Инвалиды России за подписание Конвенции»

эксперименты, Россия, законодательство, общество, права инвалидов, лечение, минздрав, реформы, социальное развитие, пенсии, будущее, смолин, дискриминация, политика, инвалиды, конвенция, труд, партии, образование

Previous post Next post
Up