Apr 13, 2012 10:39
В минувший вторник Президент РФ внес на ратификацию в Государственную Думу Конвенцию ООН о правах инвалидов. В свете этого особенно актуально звучит тема парламентских слушаний, организованных 12 апреля 2012 года Комитетом Государственной Думы по образованию: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества».
Включение (инклюзия) инвалидов в жизнь общества постепенно становится магистральной линией социального развития во все большем числе стран мира. И именно образование является тем ключевым фактором, способствующим этому.
Инклюзивные подходы в образовании не являются новыми для нашей страны и отражены в ряде законодательных актов.
Опыт, накопленный образовательными учреждениями, показывает, что многие дети, имеющие инвалидность, не нуждаются в обучении по специальным (коррекционным) образовательным программам, а могут успешно получать образование в соответствии с принятыми образовательными стандартами, в общеобразовательных школах вместе со своими здоровыми сверстниками.
С другой стороны, значительная часть детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в силу тяжелых нарушений зрения и слуха или дефектов интеллектуальной деятельности, может получать образование только с помощью специальных (коррекционных) методов обучения. Для этих детей в России функционируют специальные (коррекционные) образовательные учреждения дошкольного, школьного и начального профессионального образования, в которых, с помощью педагогов-дефектологов, осуществляется не только обучение, но и средовая адаптация обучающихся.
По данным Минобрнауки России, более 50% российских детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня обучается в обычных или коррекционных классах общеобразовательных школ. В 2011/2012 учебном году в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается более 239 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья: в обычных классах - 127,7 тыс. детей, в коррекционных классах - 111,4 тыс. детей (для сравнения - в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 204,2 тыс. детей).
Основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному обучению детей с особыми образовательными потребностями. Однако практическая реализация этого наталкивается на ряд серьезных препятствий, среди которых: безбарьерная среда, инерция мышления педагогов и родителей, непонимание в обществе важности развития инклюзии в системе образования, несовершенство нормативно-правовой базы.
Как изменить ситуацию? Что необходимо сделать для этого?
Проблемы построения в России системы образования, дружественной ко всем гражданам с ограниченными возможностями здоровья, и являющейся для них социальным лифтом, стали предметом обсуждения и дискуссий в ходе парламентских слушаний.
Фрагменты стенограммы и другие материалы слушаний будут представлены в ближайшее время.
Россия,
власть,
законодательство,
общество,
права инвалидов,
глухие,
учитель,
смертность,
реформы,
слепоглухие,
будущее,
смолин,
депутаты,
инвалиды,
конвенция,
демократия,
госдума,
труд,
школа,
развитие,
детский сад,
образование