ВЧЕРА В МАЛОМ ЗАЛЕ ГОСДУМЫ СОСТОЯЛИСЬ ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Apr 13, 2012 10:39

В минувший вторник Президент РФ внес на ратификацию в Государственную Думу Конвенцию ООН о правах инвалидов. В свете этого особенно актуально звучит тема парламентских слушаний, организованных 12 апреля 2012 года Комитетом Государственной Думы по образованию: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества».

Включение (инклюзия) инвалидов в жизнь общества постепенно становится магистральной линией социального развития во все большем числе стран мира. И именно образование является тем ключевым фактором, способствующим этому.
Инклюзивные подходы в образовании не являются новыми для нашей страны и отражены в ряде законодательных актов.

Опыт, накопленный образовательными учреждениями, показывает, что многие дети, имеющие инвалидность, не нуждаются в обучении по специальным (коррекционным) образовательным программам, а могут успешно получать образование в соответствии с принятыми образовательными стандартами, в общеобразовательных школах вместе со своими здоровыми сверстниками.

С другой стороны, значительная часть детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в силу тяжелых нарушений зрения и слуха или дефектов интеллектуальной деятельности, может получать образование только с помощью специальных (коррекционных) методов обучения. Для этих детей в России функционируют специальные (коррекционные) образовательные учреждения дошкольного, школьного и начального профессионального образования, в которых, с помощью педагогов-дефектологов, осуществляется не только обучение, но и средовая адаптация обучающихся.

По данным Минобрнауки России, более 50% российских детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня обучается в обычных или коррекционных классах общеобразовательных школ. В 2011/2012 учебном году в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается более 239 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья: в обычных классах - 127,7 тыс. детей, в коррекционных классах - 111,4 тыс. детей (для сравнения - в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 204,2 тыс. детей).

Основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному обучению детей с особыми образовательными потребностями. Однако практическая реализация этого наталкивается на ряд серьезных препятствий, среди которых: безбарьерная среда, инерция мышления педагогов и родителей, непонимание в обществе важности развития инклюзии в системе образования, несовершенство нормативно-правовой базы.

Как изменить ситуацию? Что необходимо сделать для этого?

Проблемы построения в России системы образования, дружественной ко всем гражданам с ограниченными возможностями здоровья, и являющейся для них социальным лифтом, стали предметом обсуждения и дискуссий в ходе парламентских слушаний.

Фрагменты стенограммы и другие материалы слушаний будут представлены в ближайшее время.

Россия, власть, законодательство, общество, права инвалидов, глухие, учитель, смертность, реформы, слепоглухие, будущее, смолин, депутаты, инвалиды, конвенция, демократия, госдума, труд, школа, развитие, детский сад, образование

Previous post Next post
Up