Несколько дней назад в посте «НОВАЯ МОСКВА. НЕСЛУЧАЙНЫЙ КАДР ИЗ ФИЛЬМА
http://oleg-shishkin.livejournal.com/393573.html я писал абзацем об актере Блюменталь-Тамарине, который в 1941 году находясь с поселке НИЛ под Истрой оказался в зоне оккупации и ушёл с немцами, а затем работал на радио в Варшаве пародируя Сталина и других членов Политбюро.
Спору нет, поступил уйдя к немцам не лучшим образом, однако никого не убил, в отличии от самого Сталина, хотя и служил врагу.
Однако буквально вчера в цифровом варианте газеты «Красная звезда» я обнаружил подробности его ликвидации, и характеристику, которые ему дает автор статьи некто Николай Абин.
« ДРУГАЯ АКЦИЯ возмездия, проводившаяся в отношении бывшего заслуженного артиста РСФСР, руководителя художественного театра им. Мочалова В. Блюменталя-Тамарина, была доведена до конца. До революции второсортный актер провинциального театра, он благополучно пережил лихолетье гражданской войны и благодаря связям среди вождей новой пролетарской культуры, а также нахрапистости и беспринципности быстро пробился в число приближенных к новой власти. Вскоре, обласканная самим наркомом просвещения А. Луначарским, «восходящая театральная звезда» получила причитающийся номенклатурный набор - от персонального секретаря до шикарной госдачи в подмосковной Истре. Перед ним уже замаячили лавры «гения» советской сцены, если бы не война».
Здесь:
http://www.redstar.ru/2009/12/24_12/4_01.htmlПонятно, что Николай Абин к истории русского театра отношения не имеет и, говоря о Блюменталь-Тамарине, он употребляет в слове гений кавычки и не знает вообще о ком идет речь. Это, кстати тоже характеризует автора.
Вот более компетентное заключение об актере, человека его хорошо знавшего и даже видевшего на сцене:
«Всеволод Александрович родился в знаменитой актёрской семье. Его отец, Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин, был опереточным актёром. Мать, Мария Михайловна, почти всю жизнь прослужила в Театре Корша, а после его закрытия играла в Малом. Многие запомнили её Двойру в фильме "Искатели счастья". Она была в числе первых десяти артистов, которых удостоили звания - "Народный артист СССР".
Всеволод Александрович был человеком очень сложным, деспотичным, но безмерно талантливым во всём. Прекрасно образованный, владеющий тремя европейскими языками, он сам писал стихи, и очень неплохие. Необычайно музыкальный, пластичный, атлетического сложения, этот русоволосый красавец после окончания императорского театрального училища сразу же был принят в труппу Малого театра. Его дебют в роли Морского в пьесе Немировича-Данченко "Цена жизни" (с М. Н. Ермоловой в роли Анны Демуриной) стал настоящим фурором. Тут же посыпались многочисленные приглашения от крупнейших антрепренеров России. Предложение Н.Н. Синельникова было особенно соблазнительным: ведущее положение в первоклассной труппе, блестящие роли, огромное жалованье. Так Блюменталь-Тамарин стал кумиром Киева, Харькова, Одессы. Он играл Гамлета и Чацкого, Кина и Парфёна Рогожина, Жадова и Фердинанда, Дон Карлоса и Уриэля Акосту...
Творческое сотрудничество с Синельниковым длилось долгие годы. Затем Всеволод Александрович поступил в Театр Корша, где переиграл многие из своих коронных ролей. Театр торжественно отметил 25-летие его творческой деятельности. В тот вечер он играл Кина. Во время торжественного чествования постановление о присвоении ему звания заслуженного артиста зачитал сам А.В. Луначарский. Для Блюменталь-Тамарина пели Л.В. Собинов, Н.А. Обухова, А.В. Нежданова и М.Р. Рейзен, танцевала Е.В. Гельцер, играл Генрих Нейгауз.
Публика обожала Всеволода Александровича. Его ценили и власти, хотя он был убеждённо беспартийным человеком, что в советское время отнюдь не облегчало жизнь. Вёл он себя совершенно независимо - не признавал никаких парткомов и общих собраний, которые были неотъемлемой частью жизни любого театра, демонстративно не платил профсоюзных взносов. Не терпел диктата и не уживался с театральным руководством».
Здесь:
http://www.peoples.ru/art/theatre/actor/bluemental/Когда тот же Абин характеризует Блюменталь-Тамарина как «второсортного актера» он конечно действует в литературной эстетике «Красной звезды». Однако в данном контексте он ставит под сомнение и эстетические предпочтения самого Сталина повелевшего этого актера уничтожить. Ведь возникает естественный вопрос: ну если он такой второсорный и бездарный, чего же Иосифу Виссарионовичу так кипишится, вызывать самого Павла Судоплатова, занятого атомным шпионским проектом, ставить на рога Центральный аппарат Лубянки и все для того что б убить какого-то второсортного актёра.
Нет, товарищи краснозвездцы, не знаете вы нашей истории, и не любите её персонажей!