Появилась официальные предложения Минтруда по реформе заработной платы работников бюджетной сферы. Поскольку тема крайне важная, приведу выдержки из текста со своими комментариями.
По данным мониторинга Минтруда России, в 2011 году в структуре фонда оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений расходы на условно-постоянные выплаты составили в среднем 51% (в том числе по должностным окладам - 36%, на выплаты компенсационного характера - 15%), на выплаты стимулирующего характера - 49%. В структуре заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в среднем составляет: условно-постоянная часть заработка - 60% и условно-переменная часть заработка - 40%.
Комм. - проще говоря, от 40% до 49% зарплаты составляют премии. Выдаются они, как правило, по весьма произвольному признаку. Премия - это кнут. А право начальников ее произвольно распределять открывает масштабные возможности для злоупотреблений.
Введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в сложности и ответственности труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников. Так, среднемесячная заработная плата отдельных руководителей федеральных государственных учреждений существенно (более чем в 10 раз) превышает заработную плату работников основного персонала этих учреждений.
Комм. Это вполне закономерный результат.
В отношении руководителей федеральных государственных учреждений постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. № 975 предусмотрено установление федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
Комм. То есть вместо 1:10 обещают 1:8. Разница, бесспорно, разительная.
Введение института «эффективного контракта» означает конкретизацию в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки выполнения им трудовой функции, доведены размер вознаграждения в зависимости от результатов его труда, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения приведена в приложении № 2 к Программе.
Комм. На самом деле, примерная форма, приведенная в Положении, не конкретизирует ничего.
При этом в сфере образования, культуры и здравоохранения «эффективным контрактом» к 2018 году будет охвачено около 6 млн. работников из ДЕВЯТИ, которым предусмотрено повышение оплаты труда в соответствии с Указом, в том числе 0,8 млн. работников федеральных государственных учреждений.
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на прочий персонал с учетом предельной доли административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения - не более 40%; Планирование дополнительных расходов бюджетов всех уровней на повышение оплаты труда работников в соответствии с Указом осуществляется с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.
Повышение средней заработной платы категориям работников с Указом осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, за счет средств обязательного медицинского страхования; доходов, получаемых государственными (муниципальными) автономными и бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности; реорганизации неэффективных организаций.
Комм. То есть, рост зарплаты по "эффективным контрактам" будет достигнут путем сокращения бюджетной сферы и перевода ее на коммерческие рельсы.