- Олег Васильевич, какие проекты прежней администрации вы будете продолжать, а какие будут прекращены?
- Проект «Украсть всё» будет закрыт. Другие проекты прежней администрации мне неизвестны.
- Город погружен в снег. Невозможно ни пройти, ни проехать. Сотни аварий, множество людей получили травмы...
- А не надо было продавать Спецавтохозяйство. Как сейчас городским властям надо отказаться от приватизационных фантазий в отношении Водоканала и предприятия ГорСвет. Что надо делать? - Заключить договора со строительными и сельскохозяйственными компаниями, имеющими в распоряжении простаивающие зимой трактора и бульдозеры. Все это надо делать не в феврале, а в августе, сентябре. Мы так и будем делать.
- Реально ли вернуть в Астрахань ливневую канализацию, или МЫ НА ДОЛГИЕ ВЕКА ОБРЕЧЕНЫ ПЛАВАТЬ ПО ГОРОДУ В ДОЖДЬ? Насколько она затратна для бюджета?
- Ливневка - по сути это обычная канава на обочине дороги, арык. Такие арыки я видел даже в самом маленьком селе Азербайджана. Поэтому все рассказы о невозможности обустроить ливневку - от нежелания мэрии работать. Затратно? Еще более затратно ремонтировать дороги, которые из-за отсутствия стока быстро выходят из строя.
- ТРАНСПОРТНЫЙ ВОПРОС - ОДИН ИЗ САМЫХ НАБОЛЕВШИХ. Как сделать так, чтобы и водители были сыты, и пассажиры довольны?
- Все рассказы властей про приобретение двухсот автобусов - от лукавого. В бюджете эти средства не заложены. Ложью чиновники маскируют передел рынка под своих. Мелким предпринимателям не дают увеличивать парк машин, выдавливают, - чтобы потом выставить тарифы за проезд как в Москве - по 20 рублей. Именно это цинично, не скрываясь, говорили чиновники мэрии, принимая новую маршрутную сеть.
По проекту мэрии, большая часть привычных астраханцам маршрутов ликвидируется или сокращается. С момента ухода Боженова прошел месяц - а ничего для исправления ситуации не сделано. И это при том, что транспортная проблема является далеко не самой последней.
- Чтобы привести транспортную систему в порядок - чем стоит заняться в первую очередь?
- Провести реальный мониторинг движения пассажиров, и, учитывая письменные обращения жителей, к июню принять уточнения в маршрутную сеть;
- Поставить на все маршрутки датчики движения, сигнал от которых должен поступать в центральную диспетчерскую (и в интернет). Тогда транспорт будет работать по графику, а любое нарушение графика будет сразу видно;
- Ввести ночной тариф. Маршрутка за 15 руб. лучше, чем такси за 200;
- На основе финрасчетов посмотреть перспективы развития автобусного сообщения (сейчас себестоимость 19 руб., перспектив дотаций из бюджета на 2012 год - никаких);
- Развивать электротранспорт и водный транспорт. Но здесь требуются понимаемые финрасчеты, которых мэрия давно не делала. На электротраспорт нужно вернуть кондукторов и увеличить дотации.
- Астраханцы жалуются на то, что ПОПАСТЬ НА ПРИЕМ К МЭРУ НЕВОЗМОЖНО, - нужно ждать по полгода. Как вы отладите систему взаимодействия администрации с народом?
- Вот уже 17 лет я веду приемы как депутат (сейчас - на улице Советской, дом 8), без записи, в порядке живой очереди, до последнего посетителя. Специально по субботам, чтобы людям не нужно было отпрашиваться с работы. Эта практика будет сохранена. Я также веду переписку по электронной почте (shein72@mail.ru). Сейчас интернет есть у каждого второго.
- Когда, по вашему мнению, В НАШ ГОРОД ВЕРНЕТСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ? Что для этого нужно сделать? Реально ли справиться с этой проблемой на местном уровне?
- Для начала нужно изменить Генплан города. Дело в том, что принятый в 2006 год под аплодисменты чиновников Генеральный план развития предусматривает ликвидацию примерно 50 предприятий в Астрахани, причем реально работающих - станкозавода, жестяно-баночной фабрики, завода резино-технических изделий. Вместо них надумано строить элитные дома. Разумеется, ни один инвестор не вложит ни рубля в завод, который власти собираются снести. Так что Генплан мы изменим уже к лету.
- Но КУДА ДЕНЕТСЯ ЧИНОВНИЧЬЯ ВОЛОКИТА?
- К осени в Астрахани будет внедрена система «электронного правительства». Это означает, что запросы в органы власти можно будет направлять по интернету. А потом отслеживать их прохождение - у кого обращение находится, какое принято решение. Это позволит сократить, например, срок оформления земли с 4-5 лет до 2-3 месяцев.
- Земля сейчас стоит дорого.
- Мы освободим на 3 года от земельного налога бизнес, готовый вкладывать деньги в производство. Единственным условием будет выплата честной зарплаты работникам и право работников на созданию профсоюза.
- Снятие административных барьеров - недостаточно дли привлечения денег.
- Инвесторов есть чем привлечь: (а) местный рынок сырья (переработка томатной и овощной продукции, шерсти, мяса и молока); (б) местный рынок сбыта (продукты питания, стройматериалы и т.д.); (в) субподряды по крупным компаниям (Газпром, Лукойл); (г) современные технологичные виды продукции (энергосберегающие материалы в ЖКХ и тому подобное). Показателен пример мелькомбината - пшеницу мы не выращиваем, но производим свою качественную муку и продаем ее в другие регионы. Остается добавить ко всему этому вменяемую и эффективную администрацию.
- Пресс-служба мэрии славится закрытостью. Отвечала только на письменные запросы. Должна ли власть быть открытой к прессе? КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КРИТИКЕ В СМИ?
- Я не знаю человека, который любит критику в свой адрес. Но критика власти - это как температура при болезни. Без свободных СМИ и свободных выборов власть не будет зависеть от людей и принимать решения в пользу людей.
- В Астрахани возможны СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ?
- Летом истекают полномочия нынешнего горизбиркома. Я сформирую новый на равной основе между всеми партиями: по три человека от СР, ЕР, КПРФ и ЛДПР, и один от мэра как арбитр.
- ЧТО БУДЕТ С ВЕТХИМ ФОНДОМ в центре города, если вы придете к власти? Как не переступить тонкую грань между сносом аварийного жилья и уничтожением памятников архитектуры? Не секрет - каждый второй старый дом в Астрахани представляет какую-то историческую ценность.
- Федеральная программа капремонта закончилась. Средства по ней были расхищены, под следствием находятся министр ЖКХ и вице-мэр по ЖКХ. Мы примем муниципальную программу капитального ремонта жилых домов, в том числе домов с Непосредственным Управлением. Распределение средств по этой программе пойдет при непосредственным контролем жителей.
Уже в марте будет принят типовой договор с Управляющими Компаниями. В нем будут выделены обязательные виды работ (промывка, опрессовка, оплата труда дворника и слесаря, аварийные вызовы). Все остальное - а это от 100 до 300 тысяч рублей в год на многоэтажку - жители будут распределять решением собрания: на замену стояков, ремонт подъездов или приведение в порядок подвалов.
С мая собственникам многоквартирных домов начнут передаваться подвалы и придомовые территории. Это позволит жителям заработать на аренде и направить вырученные средства на ремонт.
Летом будет принята программа кредитования для тех, кто не хочет ждать бюджетных денег. Механизм: жители дома принимают решение о капремонте и устанавливают тариф, который собрание собственников не вправе менять. Ремонт делается за год, а взятый кредит оплачивается в течение нескольких лет из квартплаты.
Что до зданий-памятников, то их восстановление должно происходить по мере восстановления разворованного и разбазаренного городского бюджета. Но Астрахань является рекламной витриной для федеральной власти - картинкой, обращенной к странам Каспийского моря. Именно поэтому на юбилей города российский бюджет выделял 20 миллиардов рублей. Выделят и еще.
- У ВАС ЕСТЬ СВЯЗИ В МОСКВЕ? Можно говорить с уверенностью о том, что нам выделят денег?
- У меня широкие контакты по всей стране. Мой хороший товарищ Дмитрий Рогозин стал вице-премьером по военно-промышленному комплексу, а это военные заказы для астраханских верфей. Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ (Галина Хованская) возглавила Комитет ГосДумы по ЖКХ. У нас есть прекрасные возможности привлечь инвестиции на коммунальное хозяйство. Я лично знаю весь состав правительства, общался с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Так что по возможностям привлечения средств в город мы выигрываем у оппонентов по всем статьям. Тем более - мы не дадим эти деньги разворовать.