14 марта я публично призвал к введению в области режима Чрезвычайной ситуации.
Задач было две:
- без конкурсов срочно прибрести медицинские маски, респираторы, одноразовые перчатки и дезинфекторы;
- запретить все массовые скопления людей.
17 марта губернатор принял распоряжение о введении режима повышенной готовности. 19 марта, Минфин России разрешил внеконкурсные закупки лекарственных средств и медицинских изделий. 23 марта в Астраханской области был введен карантин и жесткие ограничения на передвижение граждан.
Это были правильные и очень своевременные меры. И тогда, и сейчас я скажу, что Игорь Бабушкин был полностью прав, приняв жесткие решения.
Поскольку, как теперь стало очевидным, правительство области (Шарыкин) заранее не озаботилось осмысленным планом антиэпидемиологических мероприятий, многие вещи были прописаны очень бегло и требовали уточнения. В ситуации первоначальной спешки это было нормально. К сожалению, за прошедшую неделю исправлено было не все.
Поскольку речь идет о безопасности горожан, и мы не можем быть заложниками желания пропиариться добрыми отчетами некоторых чиновников, приходится обсуждать мероприятия публично.
Смысл карантина (мер по пресечению эпидемии) в том, чтобы:
- исключить лишние контакты между людьми;
- установить четкие и при этом выполнимые правила;
- штрафовать за нарушение правил.
Разберем пункт 3.3. распоряжения о мерах по борьбе с эпидемией, отвечающий вопросы об ограничениях передвижения (чуть убрав канцеляризмы):
«Обязать граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за неотложной медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) работы, в случае если такая работа не была приостановлена, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 м от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Данные ограничения не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности, деятельность волонтерского движения, указанную в пункте 20 настоящего распоряжения, организаций в части деятельности по исполнению государственных и муниципальных контрактов на строительство (капитальный ремонт, ремонт, содержание) автомобильных дорог общего пользования, а также на строительство объектов капитального строительства.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, также не распространяются на граждан в случае наличия у них специальных пропусков».
Что из этого вытекает, какие запреты?
- гражданам запрещено привозить продукты и лекарства пожилым родственникам;
- гражданам запрещено покупать специализированное детское питание (поскольку оно продается преимущественно в торговых центрах, а можно посещать лишь ближайший магазин);
- гражданам запрещено покупать медицинские маски (поскольку из 330 аптек они поставляются лишь в 11 государственных, а можно посетить лишь ближайшую аптеку);
- гражданам запрещено покупать лекарства (поскольку в перечень разрешенных к продаже товаров вошли лишь «медицинские изделия», то есть бинты, марля и т.п. Лекарства - это не медицинские изделия);
- пенсионерам запрещено ехать за пенсией в отделение Сбербанка.
Есть, конечно, выражение про «прямую угрозу жизни и здоровью», позволяющую нарушить запрет, но честно ли со стороны высокооплачиваемых т.н. «юристов» из областной администрации поручать расшифровывать их юридическую тарабарщину простым полицейским сержантам?
При этом если ты имеешь спецпропуск и работаешь в администрации на тебя не распространяются никакие ограничения вообще. Ты можешь передвигаться по городу не только по служебной необходимости, но и потому, что тебе так хочется.
Отдельно следует остановиться на совершенно бессмысленном запрете передвигаться на личном транспорте. Человек на личном транспорте самоизолирован. Маска ему внутри машины нужна не больше, чем внутри квартиры. А вот куда он едет - проверить надо.
В итоге ограничения на передвижения в городе работают не потому что есть запрет властей (такие запреты невозможно соблюдать), а исключительно в силу высокой гражданской ответственности горожан.
Что надо делать?
Теперь к тому, что сделал бы любой человек, владеющий обычной логикой и понимающий родной город (но не правовой блок правительства области):
- ввести уведомительную систему передвижений по городу на личном транспорте или на такси. Раз в неделю человек должен иметь право выбраться в близлежащий торговый центр (там и детское питание, и качественная еда, и хорошие аптеки) и к пожилым родственникам. При этом он заполняет простую форму на специальном сайте УВД или администрации, доступ к которой есть у сотрудников полиции через пароль. Отклонение от маршрута - штраф. Именно так месяц назад выстроили систему во Франции и совершенно непонятно, почему астраханские чиновники ее не переняли;
- в отношении владельцев спецпропусков, кроме врачей, полицейских, аварийных служб, контрольных служб и высшего звена руководства, также ввести маршрутные листы: от места жительства до места работы и назад;
- открыть все отделения Сбербанка, так как более 60% пенсионеров получают пенсию через банк и далеко не все из них открыли банковскую карту. Сформировать график посещений и приглашать людей в точное время. В результате люди едут в немногочисленные открытые отделения через полгорода и ни один астраханский полицейский за это их не накажет, это вина не пенсионера, а чиновничьего непрофессионализма;
- предложить горожанам добровольно вести ежедневный дневник с указанием всех контактов, чтобы можно было видеть цепочки инфицирования (такое решение принято в Узбекистане);
- перебросить в город школьные автобусы или компенсировать перевозчикам часть затрат. Маршруток ходит мало.
Теперь про дачи и рыбалку:
- надо разрешить рыбалку с берега в пределах своего муниципального образования и при соблюдении социальной дистанции от других рыбаков. Олег Сарана довольно убедительно все обосновал и повторяться нет необходимости;
- по дачам надо разрешить приезд на поливной день, при этом направляя патруль полиции или пару работников районной администрации, чтобы исключить всякое скопление народа.
Нужен запрет на контакт между людьми, а не запрет на безопасное для окружающих обеспечение едой. Нефть не стоит почти ничего. Региональный бюджет скоро сядет на мель, как было три года назад. Помощь от федералов будет, но никто пока не понимает, насколько большая. Рыбалка и дача в Астрахани это не развлечение, как у москвичей, а способ выжить.
Все эти решения надо принять в ближайшие же дни. Правовая неопределенность в условиях опасности открывает двери для эпидемии в городе и поэтому требует устранения.