Дети, брошенные родителями, по выходу из детдомов должны получить жилье. Это вполне естественно, поскольку иначе им придется жить на улице.
Столь же естественно, что в бюджете на это «денег нет».
В 2011 году я составлял первые исковые заявления в Астраханской области в интересах детей-сирот и эти дела были выиграны. Затем подтянулась прокуратура. Но число квартир, предоставляемых согласно решений суда, никогда не было достаточным. К весне 2019 года в очереди стояли уже 2235 человек, покинувших детские дома, и не получивших ничего.
В течение 2010-2017 годов в Астраханской области предоставлено 1385 квартиры для данной категории лиц, однако ситуация не улучшается. В силу отсутствия надлежащего софинансирования в 2017 году, например, жилье получили 118 детей-сирот, а право на обеспечение жильем возникло у 265-ти, то есть очередь не сократилась, а выросла.
Причем в 2019 году число квартир, предоставленных сиротам, рухнуло втрое. Причем особенно неудачным выдалось второе полугодие. Если в январе-апреле сироты получили 44 квартиры, то в мае-декабре всего 10.
В чем причины и что делать?
В дальнейшем ввиду реализации программ поддержки приемных семей число детей-сирот будет снижаться, но даже для сохранения существующих уровней очередности, в ближайшие два года надо предоставить не менее трехсот квартир:
Изменения федерального законодательства
С целью исключить формирование социальных гетто, в 2018 году был принят федеральный закон, запрещающий строительство отдельных домов для сирот в населенных пунктах с числом жителей более 10.000.
Исключение составляют:
- населенные пункты с числом жителей до 10.000 человек;
- дома с числом квартир не более десяти.
Проблема
Таким образом, в Астрахани, Ахтубинске, Знаменске, Володарском, Икряном, Камызяке, Красном Яру, Нариманове и Харабалях решение задачи обеспечения жильем сирот возможно лишь тремя путями:
- строительство малоквартирных домов;
- приобретение жилья на вторичном рынке;
- строительство домов в предместьях (но сироты вправе отказаться, если речь об ином муниципальном образовании).
Предложения:
(1) Поручить главам муниципальных районов сформировать и передать в безвозмездное пользование ГКУ УКС Астраханской области земельные участки в населенных пунктах с численностью населения менее 10.000 человек с развитой инженерной и социальной инфраструктурой (особое внимание уделить Наримановскому, Приволжскому и Икрянинскому районам);
(2) Управлению областного имущества провести работу с риэлторскими агентствами в части активизации приобретения жилья на вторичном рынке, при возникновении управленческих проблем доложить об их характере и внести предложения;
(3) Минстрою изучить возможность и стоимость строительства малоквартирных домов в Астрахани и Ахтубинске;
(4) На федеральном уровне принять решение о возможности предоставлять жилье сиротам на условиях коммерческого найма за счет бюджета, то есть, проще говоря, снимать для них квартиры на вторичном рынке, что позволит 70% из них получить крышу над головой без увеличения общих бюджетных расходов.