МК пишет про мой законопроект:
http://www.mk.ru/politics/2016/10/20/musornuyu-grafu-v-platezhke-zhkkh-predlozhili-otlozhit-na-god.html.
Поясню детальнее, о чем речь.
С 1 января 2017 года вступают в силу в полной мере нормы ФЗ-458 «Об отходах производства и потребления».
Казалось бы, речь идет о каких-то технических вещах:
"8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Но надо смотреть весь закон в целом, потому что ряд его норм напрямую связаны с двумя казалось бы невинными абзацами, и подвешены до начала следующего года.
Содержательно, меняется следующее:
(1) В каждом регионе вводится региональный оператор по работе с мусором. Он обеспечивает и вывоз, и сортировку мусора, и утилизацию;
(2) Соответственно, будет вводится единый тариф без права потребителя отыскать конкурирующую фирму, которая его (потребителя) более устраивает;
(3) Мусор обязательно должен сортироваться (потому что в любом мусоре найдутся стекло, бумага и пластик). Для этого должны быть построены соответствующие заводы. Поскольку заводы не могут быть построены в каждом селе и районе, его надо будет вначале складировать на временных площадках, а потом вывозить оттуда на заводы.
Теперь о том, как это будет работать:
- цены для населения и юридических лиц существенно вырастут, потому как при монополизации рынка по другому и не бывает;
- качество услуг, соответственно, станет хуже;
- норма об обязательной сортировке не выполнима как обязательная вообще. В этом может убедиться любой человек, хоть раз в жизни посмотревший на карту России. Представим картину: Кобяйский улус, республика Якутия. Население 12.000 человек, площадь больше, чем у Сербии. Строить завод по сортировке мусора здесь никто не будет. До Якутска надо добираться так (из соцсетей): «Лучше езжай под нг или после нг, как дорога будет через ситту (по лесу),после маймоги не доезжая тюбянцев поворот налево будет в лес с крутого обрыва, там по лесу 90 км до ситты не заблудишься,(по лесу дорогу не заметает), потом выходишь на зимник и 50 км до сангар, ток в пургу не езжай, а то возле ситты заметает страшно, а вообще главное умение ездить и лопатой работать».
Вы вообще представляете, как будут вывозить бытовые отходы из таких местечек? Сколько это будет стоить? Кто за это будет платить? А главное, зачем?
И такие Кобяйские улусы раскиданы по всей стране, включая Европейскую Россию. Скажем, Вологодская область: 700 км с запада на восток, 400 км с севера на юг. Это сравнимо с Беларусией. С тем отличием, что в Беларуси живет в 10 раз больше населения.
Самое любопытное, конечно, возникает с темой переработки отсортированного мусора. На сегодня доля переработки бытовых отходов составляет порядка 3-4%.
Допустим, уровень сортировки будет выше, поскольку она станет обязательной. Кто будет все это покупать через два месяца?
В том виде, как сегодня принят закон, он обернется исключительно ростом платы с населения, в том числе под соусом осуществления инвестиций, увеличением числа свалок, ростом нагрузки на прокуратуру и прочие штрафующие органы, и, по итогам, умышленным банкротством т.н. "региональных операторов".
В Астрахани мы все это уже проходили. В 2010 году в город зашел т.н. "инвестор" в виде компании "ЭкоСервис". Под предлогом строительства мусороперерабатывающего завода плата с населения была повышена втрое. Чтобы избежать претензий от Тарифной службы это было сделано путем увеличения нормативов. Сегодня норматив по вывозу мусора в Москве составляет 1,5 кубометра с человека в год, в Казани 1,6 кубометра, а в Астрахани - 2,7 кубометра. Плата, соответственно, тоже выше вдвое. При этом качество вывоза мусора резко упало, в полумиллионном городе ежегодно прокуратура стала подавать свыше двухсот исков по ликвидации помоек, а в этом году мусороперерабатывающий завод вообще обанкротился, и в октябре мусор перестали вывозить из города в принципе, что вынудило городские власти мобилизовать частную технику.
Что нужно делать?
- взять тайм-аут, но не для подготовки к исполнению заведомо невыполнимому закону, а для его изменения;
- сохранить конкуренцию в вывозе мусора (если есть опасение, что он будет вывозиться в леса и пустыни, то можно оборудовать мусорные машины датчик-навигаторами и ввести штраф тысяч в четыреста за уход с маршрута);
- уточнить нормы закона по части обязательной переработки исходя из географии страны, в идеале отдав эту норму на усмотрение регионов.