Правительство Астраханской области с полуторамесячной задержкой озвучило официальные бюджетные предложения на 2016 год.
Весь бюджет продиктован выполнением условий соглашения с федеральным Минфином от 29 октября 2015 года. Данное соглашение ранее никогда не озвучивалось и до сих пор закрыто даже от областной Думы. Однако, правительство региона вынуждено потихоньку оглашать его содержание:
- сохранение дефицита 2015 года на уровне 9,5%, и на нулевом уровне в 2016 году;
- отказ от индексации субсидий по ЖКХ, расходов на медикаменты в больницах и питание детей в детсадах и школах;
- отмена всех региональных льгот, включая льготы по ЖКХ для ветеранов труда.
При этом:
- федералы уменьшают помощь региону на 25%;
- 2016 год лишь открывает ворота в кризис, так как в 2017 году регион должен вернуть в федеральный бюджет 3,3 млрд. руб., а в 2018 году - 5,0 млрд. руб.
Расходы по отраслям падают следующим образом:
- на образование на 3,8 млрд. руб. или 41%;
- на ЖКХ на 750 млн. руб. или 41%;
- на культуру на 360 млн. руб. или 41%;
- на соцполитику, включая льготы ветеранам, на 1,8 млрд. руб. или 22%;
- на Дорожный фонд на 2,2 млрд. руб. или 21%;
- на здравоохранение на 1 млрд. руб. или 15%.
Причем применительно к медицине падение расходов будет сильнее, если учесть, что большая часть затрат идет по линии ОМС.
При этом в бюджет заложен фонд оплаты труда учителей, врачей, работников культуры и чиновников только на семь месяцев. Это означает, при отсутствии перемен, что к лету долги по зарплате достигнут двух месяцев, а к следующему декабрю превысят три, а то и четыре месяца.
Я не представляю, кто и как может исполнить такой бюджет.
Все происходящее стало продуктом авантюризма регионального правительства, набравшего невероятные долги и утратившего контроль за расходованием денег.
Считаю, что в подобном виде бюджет принимать нельзя. Объявление дефолта и отказ платить по кредитам федерального Минфина становится единственным рациональным политическим решением.
Дополнительные меры тоже понятны:
- сокращение избыточных расходов, включая капстроительство, издержек на администрирование, СМИ и т.д.;
- возврат к бюджетной росписи расходов бюджетных учреждений, чтобы деньги распределялись по правилам, а не по воле директоров школ и главврачей;
- увеличение собираемости подоходного и земельного налогов, о чем я писал ранее.
Но эти дополнительные меры не закроют дыру в девять миллиардов рублей. По крайней мере, в обсуждаемые сроки. Поэтому вариант один - дефолт.