Только что завершилось совещание по проблемам бюджета региона. Вел его председатель Астраханского правительства Константин Маркелов, участвовали профильные министры и ряд депутатов.
Если сказать коротко, то регион стоит перед перспективами дефолта.
Со второй половины 2014 года перестало платить налог на прибыль ООО "Газпром-добыча-Астрахань", и резко упали поступления от компании "Лукойл". Также обнулилась прибыль банков.
Параметры ............2014...........2015 план........2015 ожидание
Доходы (млрд. руб.)...31,7............32,9.............29,5
в том числе налоги....24,4............26,4.............23,0
Более интересно посмотреть таблицу в разрезе налогов. Дело в том, что среди налоговых доходов есть акцизы на бензин, которые целенаправленно идут в Дорожный фонд, и, соответственно, не могут быть потрачены на иные нужды. Акцизы растут, а при общем сокращении налоговых доходов это означает, что свободные средства, которые можно направить на зарплату бюджетникам, больницы, ЖКХ и т.д., сокращаются гораздо динамичнее (млрд. руб.):
......................Бюджет-2015 (изначально)........Ожидания-2015
Налог на прибыль......13,2...................................7,8
Подоходный налог.......8,2...................................7,8
Налог на имущество.....4,5...................................3,7
Что еще хуже, ряд налогоплательщиков, уже успевших перечислить указанный налог, скорректировали свои показатели, и в соответствие с законом теперь требуют вернуть им из бюджета давно потраченные 1,3 млрд. руб.
Далее, ввиду изменений в законодательстве с 1 января 2016 года налог на прибыль от шельфовых объектов будет зачисляться не в региональный, а в федеральный бюджет. Это формирует брешь в размере 3,5 млрд. руб.
Далее, поскольку регион имеет один из самых высоких уровней задолженности, оплатить кредиты банкам территория не в состоянии, а федеральный бюджет готов перекредитовать Астраханскую область лишь при условии резкого сокращения расходов. При этом уже в следующем году вместо дефицита в пять миллиардов регион должен показать профицит в 1,5 млрд. руб. Это возможно только путем снижения расходов территории с 30 до 20 млрд. руб., что совершенно нереалистично.
Теперь к вопросу о расходах бюджета (млрд. руб.)
..................... 2015, план..............2016, план
Зарплата................7,7...................6,7
Публичные
обязательства.........3,2.....................2,6
Оплата долга..........2,0.....................2,7
Фонд ОМС..............4,0.....................4,0
Госаппарат............2,0.....................1,5
Трансферты...........7,9.....................7,7
Кап. стр-во............0,9.....................0,3
Для понимания, публичные обязательства - это, в первую очередь, льготы ветеранам, труженикам тыла и сельским учителям, Фонд ОМС - это медстрахование, трансферты - это помощь муниципальным бюджетам. В текущем году, чтобы связать концы с концами, учитывая ситуацию с выпадающими доходами и обслуживанием долга, в бюджете не хватает 3,5 млрд. руб., в следующем году не хватает 9,5 млрд. руб.
То есть, при сокращении расходов на зарплату на миллиард, на госаппарат на четверть, при фактическом обнулении программ ЖКХ и капстроительства, необходимо еще где-то сократить 9,5 млрд. руб. Это совершенно нереально.
Только одна иллюстрация, для понимания. Уже намеченный отказ от дотаций "Астраханьпассажиртранс" означает увеличение стоимости проезда с 15 руб. до 30 руб. Поскольку за такие деньги народ ездить не захочет, надо ожидать закрытия "Пассажиртранса".
В чем мог бы быть выход?
Стратегически, понятно, в изменении федеральной бюджетной политики, сокращении расходов на т.н. государственные нужды, масштабные проекты и повышении расходов на повышение потребительского спроса, к которым относятся и трансферты в регионы. Разумеется, нужен и прогрессивный НДФЛ и многое иное.
На уровне региона основным источником пополнения бюджета является легализация труда. Порядка 2/3 астраханцев работают в неформальном секторе экономики, что не только обнуляет их будущие пенсии, но и выводит из бюджета региона порядка 9 млрд. руб. ежегодно. Необходимо вернуться к четкой росписи расходов школ и больниц, поскольку сегодня все деньги распределяют директора и главврачи, что приводит к диким перекосам. Для примера - в одной из школ директор назначил 11 (одиннадцать!) заместителей. Их и надо сокращать, а не учителей. Но это требует изменения правил.
Что хорошо - на данном этапе региональное правительство явно готово к диалогу. Предполагается сформировать рабочие комиссии с привлечением депутатского корпуса. Но без изменения федеральных подходов, и, к примеру, возвращения доходов от шельфовой нефти, региону остается только - объявлять дефолт.