О бедном главном враче замолвите слово 1

Sep 21, 2013 10:52




Эта история могла бы стать основой увлекательного детектива. Только в отличие от классического детективного сюжета, в данном повествовании центральной осью событий будет КОРРУПЦИЯ. В нескольких публикациях мы расскажем о бывшем главном враче Луганского областного онкологического диспансера, нынешнем организаторе здравоохранения г. Киева, который благодаря коррупции в областной прокуратуре и Ленинском райсуде г. Луганска избежал уголовного преследования.

И это не случайно, ведь современная наша жизнь вдоль и поперек пропитана этим ядом. Без коррупции трудно представить нынешнее бытие украинского общества. Она стала его плотью и кровью.
Награда нашла героев
В июле 2009 года к высокой награде - почетному нагрудному знаку "За развитие региона" были представлены два старших офицера из УГСБЭП ГУМВД в Луганской области. Такой чести стражи экономики были удостоены за успешно осуществленные ими оперативные мероприятия по документированию преступной деятельности руководителя и ряда сотрудников Луганского областного клинического онкологического диспансера (ЛОКОД). В ходе оперативных мероприятий было, в частности, установлено, что за 2007-2008 годы там несколько сотен пациентов оплачивали всю медицинскую помощь: и лекарства, и процедуры, и операции. Медицинская финансовая машина работала безотказно. Суммы исчислялись в десятках тысяч гривен. Самая крупная взятка потянула до 100 000 гривен. Можно только удивляться тому, что правоохранительные органы стали серьезно интересоваться этим медицинским учреждением лишь через 10 лет после пребывания в качестве его руководителя Леонида Чибисова, хотя поводов для проверки областного онкодиспансера было немало.
Тендер как двигатель прогресса (торговли)
Одним из первых официальных сообщений о грязных делах руководства ЛОКОД была информация о проведении тендера по приобретению маммографа для этого лечебного учреждения. Информация о торгах была опубликована во всеукраинском научно-практическом журнале "Лучевая диагностика, лучевая терапия" еще в 2001 году. В хронике журнала сообщалось о том, как в сентябре 2000 г. тендерная комиссия онкодиспансера приобрела морально устаревший аппарат, цена которого более чем в 2 раза превышала цену оборудования известных фирм, мировых лидеров по производству маммографов.
Однако луганская областная власть никак не отреагировала на явное нарушение антикоррупционного законодательства. А зачем ей это было нужно, если созданная ею же система откатов через проведение тендеров по закупке медицинского оборудования и до настоящего времени работает как часы? Например, уже в октябре 2011 г. луганский онкодиспансер аналогичным образом купил за 18 млн. грн. томограф у фирмы, продающей соль и мыло. Как-то стало уже традицией для местных тендеров, когда цена покупки дорогостоящей медицинской аппаратуры почему-то превышает на много миллионов гривен рыночные цены аналогичного оборудования.
Копейка рубль бережет
Все же вернемся к герою нашего повествования. В 1997 г. Л. Чибисов был переведен с рядовой должности заведующего хирургического отделения Краснодонской центральной районной больницы сразу на должность главного врача ЛОКОД, назначен главным онкологом области. Его карьерный взлет был определен именно заинтересованностью конкретных высших чиновников региона. Они знали способности этого хирурга не только в профессиональной сфере, поэтому и "сделали" его в 2002 году городским депутатом. На местных телеканалах в то время нередко можно было лицезреть передачи о жизни талантливого специалиста-организатора и его семьи.
Став главным врачом, Л.Чибисов быстро навел собственный порядок в областном диспансере, создав четкий и отлаженный механизм "благотворительных" пациентских взносов, оплачиваемых не только в больничную кассу. Поборы в медицинском учреждении стали повседневностью. Денежный механизм работал без сбоев: за операцию - плати, за анализ в частную лабораторию или обследование в частной фирме, куда направляют пациента врачи диспансера, - плати, за лекарства - плати. Проведенная позже экспертная оценка десятков амбулаторных карточек свидетельствовала о том, что от 80 до 96% пациентов были вынуждены проходить обследование в коммерческих фирмах, расположенных в лечебном учреждении.
Из письма больной в облздрав: "Мне еще нет и 30 лет, но я - инвалид. В ЛОКОД прошла восемь курсов химиотерапии, заплатила за них 10 тысяч гривен. У меня двое детей, которых нужно вырастить, а продолжать лечение не могу - нет средств. Хочется жить и хочется, чтобы отношение к нам было человеческое, ведь мы - тяжелобольные инвалиды, но не смертники, с которыми уже можно не считаться. Р.И.". В те годы на аналогичные многочисленные жалобы онкобольных областное управление здравоохранения никак не реагировало. И как оно могло реагировать на обращения, если руководитель диспансера - городской депутат, кум народного депутата В.Кириллова. Под такой "крышей" трудно было спросить с медицинского руководителя-бизнесмена.
Деньги не пахнут!
На коллегиях облздрава Л.Чибисов нередко ругал коллег из глубинки за то, что они присылали больных в ЛОКОД с запущенными формами рака. Одновременно в качестве примера он приводил статистику о том, как благодаря росту хирургической активности в онкодиспансере увеличивалась продолжительность жизни прооперированных больных. Поучая других, Л.Чибисов, естественно, не рассказывал, что сам делает лишь по 20-40 операций в год, когда у коллег хирургическая активность составляла сотни в год при уровне послеоперационной смертности в 8-9 раз ниже, чем у главного областного онколога. Он скромно умалчивал и о росте собственного благосостояния, и о том, что нередко на операционный стол в ЛОКОД попадали пациенты без онкопатологии.
Из письма в министерство здравоохранения: "Мне дважды делали онкооперации в 2004 году, а затем проводили химиотерапию и рентгенотерапию, после чего состояние здоровья резко ухудшилось. При обследовании в Киевском институте диагноз не подтвердился. Опухоли не было, а облучение обострило мой хронический лимфолейкоз - теперь я беспомощный инвалид. Хочу узнать у Вас, как у министра здравоохранения, ЛОКОД лечит пациентов от рака или способствует его развитию? Н.В. 57 лет". Как всегда аналогичные обращения во властные инстанции "спускались на тормозах".
Нет здоровых, есть недообследованные!
Первый гром над областным онкодиспансером грянул в 2005 году, когда сменились руководители облздрава и облгосадминистрации. Проверки лечебного учреждения вскрыли немало покрытых тайной проблем. Заключение специалистов Киевского института онкологии, сделанное в 2005 году, звучит как приговор: "Среди прочих показателей поражает количество пациентов, пострадавших от лечения в Луганском онкодиспансере, - у 12% из них вообще не было новообразований, а 22% прооперированных не имели злокачественных новообразований. Получается, что каждый четвертый-пятый пациент перенес неимоверные физические и моральные страдания по ошибке".
Правоохранительными органами, в рамках проверки, было опрошено 28 больных, которые сообщили о том, что на медикаменты у каждого из них вымогали от 100 грн. до 3,5 тыс. грн. При этом "не все медикаменты, которые были оплачены больными, шли на лечение. Часть лекарств возвращалась в аптеки, расположенные на территории онкодиспансера, и опять продавалась… Имели место случаи, когда высокозатратные анализы назначаются умирающим больным…".
Своя рубаха ближе к телу
Попытки нового начальника областного управления здравоохранения И.Комаревцевой в 2005 году отстранить Л.Чибисова от руководства диспансером встретили активное сопротивление со стороны главных врачей и областных депутатов. Первые защищали Л.Чибисова из-за страха, что наступит время, и им самим когда-то придется отвечать за порученный участок работы, а другие увольнение главного областного онколога воспринимали как политический террор "оранжевых" над "синими". Основным аргументом для оппонентов И.Комаревцевой был тезис: "Он же свой! Его - не трогать!".
Областные депутаты не хотели слушать и доводы о том, что значительные площади онкодиспансера сданы в аренду частным структурам, оборудование, купленное за бюджетные средства, простаивает (или используется в коммерческих целях), а медикаменты, которые закуплены за счет бюджета, пылятся на полках, когда в частных аптеках, расположенных в онкодиспансере, несмотря на дороговизну, лекарства активно раскупаются по спискам врачей. В итоге, политическая целесообразность взяла верх над депутатской совестью. В то время Л.Чибисов, заручившись мандатом городского депутата от Партии Регионов, лишь отсрочил свое увольнение на три года. Тогда за него заступились депутаты Луганского областного совета. Они были не столько за Чибисова, сколько против "оранжевой" медицинской начальницы.
Танки грязи не боятся
Новые грозовые тучи над головой главного врача ЛОКОД стали сгущаться уже через несколько месяцев после отставки "чужого" начальника облздрава.
Из акта КРУ в Луганской области от 27.06.2007 г.: "Вследствие допущенных нарушений, выявленных ревизией, Луганскому областному клиническому диспансеру причинен материальный вред (убытки) на общую сумму 495694,91 грн., из которых в ходе ревизии возмещено 57215,78 грн.". На 58 страницах ревизоры выявили немало нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ЛОКОД за период с 01.08.2005 г. по 01.04.2007 г. Внимание специалистов привлек "странный" договор о сотрудничестве между онкодиспансером и ЧП "МЦ "Мать и дитя", где коммунальное учреждение брало на себя обязательства по анестезиологическому обеспечению хирургических вмешательств и других медицинских манипуляций на территории частного центра. Установлено, что за семь месяцев такого "сотрудничества" диспансером на пациентов частного предприятия использовано 215 ампул фентанила (наркотическое средство), из которых 99 ампул - на 5 пациентов, 69 ампул потрачено на 8 пациентов, 47 ампул - на 11 пациентов.
Из справки о состоянии организации и качества оказания онкологической помощи населению в ЛОКОД от 26.04.2008 г.: "Учитывая выявленные в ходе ряда проверок нарушения финансово-хозяйственной деятельности и недостатки в оказании онкологической помощи в ЛОКОД, которые носят системный характер, комиссия считает нецелесообразным пребывание в должности главного врача Луганского областного клинического онкодиспансера Чибисова Л.П.". Тридцать пять должностных лиц, включая руководителей подразделений облздрава, главных областных внештатных специалистов, трех депутатов-врачей, членов постоянной комиссии облсовета по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, подписались под заключением о профнепригодности руководителя медицинского учреждения.
Как установила комиссия, многомиллионные бюджетные средства, предназначенные для покупки медицинского оборудования, нередко использовались на приобретение бездействующей техники. Не работал с момента покупки рентгеновский аппарат (1999 года выпуска), приобретенный в 2005 году за 800 тыс. грн., та же участь постигла и мобильную рентгеновскую систему, стоимостью более чем в 19 тыс.грн. Порой дорогостоящее медицинское оборудование выходило из строя уже через несколько месяцев после его покупки.
Специалисты проанализировали хирургическую активность врачей хирургического отделения онкодиспансера с 2002 г. Оказалось, что главный врач оперировал в 2-20 раз реже, чем его коллеги по отделению, зато показатели количества осложнений и смертности у этого доктора всегда в разы превышали аналогичные, чем у его подчиненных.
Остается лишь удивляться: столько лет руководитель ЛОКОД проявлял низкую компетентность как врач-хирург и как врач-организатор, а те же специалисты, которые сейчас подтверждают его профессиональную некомпетентность, "не замечали" почему-то ранее всех зафиксированных комиссией проблем. Очевидно, если бы не областная "крыша" у этого депутата городского совета, медицинский "гнойник", возможно, уже был бы ранее вскрыт. Однако "система" своих не сдает.
Откуда ноги растут?
Возможно, жизнь в ЛОКОД так бы и продолжалась еще не один год, если бы Л.Чибисов вдруг не вошел в открытый конфликт с местными чиновниками. Он неожиданно воспротивился проводимой областной властью медицинской "реформе", суть которой заключалась в простой смене вывесок "областной диспансер" на "специализированный медицинский центр". Ретроспективно оценивая действия руководителя онкодиспансера, теперь можно понять, почему он так резко осудил действия областных чиновников по переименованию лечебных учреждений. У него к тому времени уже появилась новая столичная "крыша", которая более устраивала нашего героя.
Никто из его коллег-главных врачей не противился спускаемым сверху "реформам", т.к. статус "областного медицинского центра" не только сохранял возможности налаженного теневого бизнеса в лечебных учреждениях, но и расширял влияние руководителей на тендерные закупки медицинского оборудования для всех диспансеров области по "своему" профилю. "Откуда для такой реорганизации, при хроническом недофинансировании медицины, возьмутся деньги?" - сокрушался главный онколог области. Аргументы Л.Чибисова были "весомы": переименование областных учреждений потребует немалых бюджетных затрат на пособия и компенсации персоналу, на замену штампов и печатей диспансеров. Именно последнее, видимо, более всего и беспокоило борца с медицинской "реформой", т.к. уничтожение печати с наименованием "Луганский областной клинический онкологический диспансер (код 01983826)" создавало серьезные трудности для организованного им с 2000 г. незаконного бизнеса по испытанию лекарств на онкологических пациентах. К тому времени он уже как частное лицо на этом "заработал" около 2 млн. грн.

Игра стоила свеч! На полулегальном бизнесе, о котором знали лишь отдельные посвященные участники, главный врач ЛОКОД ежегодно получал сотни тысяч гривен. В июне 2009 года Луганский областной прокурор Е.Трубников постановил: "Возбудить уголовное дело в отношении депутата Чибисова Леонида Павловича по признакам состава преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 202, ч.2 ст. 364, ч. 2 ст. 366 УК Украины". Мы начинаем собственное журналистское расследование о прокурорско-судебных перипетиях "дела Чибисова", о котором наш пытливый читатель узнает в последующих публикациях.
Продолжение следует.Полностью с материалами моего блога можно ознакомиться здесь.

прокуратура, Чибисов, здравоохранение, Олег Перетяка, расследование, Луганск, коррупция

Previous post Next post
Up