В предыдущих наших публикациях в рамках журналистского расследования "Бизнес на крови" мы сообщали, как руководители Луганского горисполкома активно использовали должностные полномочия в интересах неких медицинских обществ с ограниченной ответственностью, учрежденных гражданином Израиля.
Бизнес на крови 1 Бизнес на крови 2 Бизнес на крови 3 Бизнес на крови 4 Бизнес на крови 5 Бизнес на крови 6 Напомним нашему читателю о том, что эти залетные фирмы (ООО "Украинско-Израильская медицинская компания" и ООО "Системы лабораторной диагностики"), арендуя около 1000 м2 в разрушенной взрывом 7-й городской больнице, вначале заключили с местной властью сомнительный с юридической точки зрения договор о намерениях. Затем с помощью усилий руководителей города под свою "опеку" перевели городскую централизованную биохимическую лабораторию, добились выделения более 0,5 га земли для 7-й горбольницы, где теперь строится частная медицинская клиника.
В соответствии с "законом жанра" журналистского расследования следует дать его участникам возможность высказать собственную точку зрения на предмет рассматриваемой темы. Практически все "герои" нашего повествования уже высказались. Единственным персонажем, который всячески уклонялся от разговора с журналистом, оказался заместитель городского головы Александр Ткаченко. Это он во время журналистского расследования всячески препятствовал прессе в получении информации о взаимоотношениях городской власти и импортного "инвестора". Поэтому нам пришлось обращаться в местный суд и уже по его решению знакомиться с открытой информацией из горисполкома.
Именно А.Ткаченко давал указания руководству городского здравоохранения о переводе централизованной биохимической лаборатории из отремонтированных за многие сотни тысяч гривень бюджетных средств помещений 9-й городской больницы на площади, арендуемые израильским другом в 7-й городской больнице. Им же организован совместный с опекаемыми фирмами "семейный подряд".
После наших многочисленных обращений к А.Ткаченко дать интервью, неизменно от него получали отказ. Когда же ему напомнили о том, что его деятельность носит публичный характер, и он обязан быть открытым для прессы, заместитель городского головы А. Ткаченко наконец-то согласился дать ответ. Условием "интервью" чиновника были лишь наши письменные вопросы. Что поделаешь, если такое высокое должностное лицо в местной властной иерархии стесняется давать пояснения по документам и вести диалог с записью на диктофон. Поэтому предлагаем нашим читателям ознакомиться с ниже приведенным журналистским "ноу-хау", т.е. "интервью по переписке" с луганским бюрократом.
Перетяка: Александр Николаевич, а чем Вы руководствовались и с какой целью отдавали распоряжение бывшему начальнику городского управления здравоохранения Т.Шириной о переводе централизованной городской биохимической лаборатории из помещений 9-й городской больницы, капитально отремонтированных за счет местного бюджета специально для этой лаборатории, на арендуемые ООО "Системы лабораторной диагностики" помещения в 7-й городской больнице?
Ткаченко: Мои действия были направлены на реализацию обязанностей, предусмотренных Законом Украины: соблюдение Конституции Украины и других актов законодательства Украины; обеспечение эффективной работы и выполнение задач в рамках должностной компетенции; недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина; непосредственное выполнение своих служебных обязанностей, своевременное и точное выполнения решений, распоряжений.
Перетяка: Это радует, что мы имеем в Вашем лице законопослушного чиновника. Скажите, означает ли подпись Вашей супруги - Оксаны Ткаченко - на письме от 16.11.2009 г., адресованном городскому голове С.Кравченко директором ООО "Украинско-Израильская медицинская компания" Т.Приходько, что жена работает в указанной частной компании? Если - нет, то поясните, каким образом на бланке указанного письма появился автограф Оксаны Ткаченко?
Ткаченко: Согласно Конституции Украины: каждый имеет право на работу, которая включает возможность зарабатывать себе на жизнь работой, которую он свободно избирает или на которую свободно соглашается.
Перетяка: В имеющихся в нашем распоряжении копиях проектов документов - устава общества с ограниченной ответственностью и договора, зарегистрированных в офшорной зоне, среди участников (основателей) числится некто господин Ткаченко. Подтвердите или опровергните информацию о том, что ни Вы, ни Ваши близкие родственники не имеют финансовых активов за рубежом.
Ткаченко: Каждый, на кого распространяется действие Законов "О госслужбе" и "О борьбе с коррупцией" ежегодно, в установленном порядке подает до 15 апреля сведения о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за границей, о себе и членов своей семьи. Порядок предоставления, хранения и использования этих сведений устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Перетяка: С какой целью решением Луганского городского совета № 64/18 от 16.03.2010 г. передан земельный участок площадью 0,5743 га в постоянное пользование 7-й городской больнице?
Ткаченко: Городской совет является органом местного самоуправления, который представляет соответствующую территориальную громаду и осуществляет от ее имени и в ее интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины, Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" и другими законами. В соответствии с вышеизложенным, решение городского совета является действием в пользу территориальной громады. Также, цель использования указанного земельного участка указана в решении Луганского городского совета от 16.03.2010 № 64/18.
Вот такой получился у нас заочный разговор с Александром Ткаченко. Не знаю, понял ли наш читатель смысл "интервью по переписке" с "правой рукой" городского головы, только почему-то осталось ощущение, что наши вопросы и его ответы как-то не стыкуются между собой. Очевидно, интервьюируемый, чтобы подготовить данные ответы, активно (возможно, с женой-юристом) изучал Конституцию и отечественное законодательство. Только, видимо, не те статьи и не те законы читал наш чиновник. Поэтому специально для него мы проведем "ликбез" в сфере правового регулирования доступа к информации, а вернее, по ответственности бюрократа за нежелание общаться с прессой.
В соответствии со ст.5 Закона Украины "О борьбе с коррупцией" государственный служащий или иное лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права отказывать физическим и юридическим лицам в информации, представление которой предусмотрено правовыми актами, сознательно задерживать ее, представлять недостоверную или неполную информацию. Для чиновника в ст.212-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность за нарушение госслужащим права граждан на открытую информацию. Препятствование законной профессиональной деятельности журналистов также преследуется по ст.171 Уголовного кодекса Украины. Так что есть, о чем задуматься местной прокуратуре, давая оценку действиям бюрократа. Тем более, что ст. 364 ("злоупотребление властью или служебным положением") того же кодекса еще никто не отменял.
Как реагируют органы, надзирающие за соблюдением отечественного законодательства на журналистские расследования, мы писали ранее. Между тем, согласно ст. 94 УПК (в прежней редакции) Украины основанием для возбуждения уголовного дела являются сообщения, опубликованные в прессе. Потому остается лишь надеяться, что для местной прокуратуры серия статей нашего журналистского расследования "Бизнес на крови" станет основанием для серьезной прокурорской проверки. Но это будет уже другая история.
Продолжение следует ...