Аннексия Крыма и военные действия на востоке Украины привели к возникновению в стране новой социальной группы - переселенцев, официальная численность которых уже превысила 1,7 млн. человек. Почти двухлетняя история появления внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) свидетельствует о формировании нового дискриминационного признака - «чужаки», «пришлые» или «понаехали тут» - по месту проживания.
Отсутствие адекватных действий со стороны государства в отношении ВПЛ, направленных на их ассимиляцию в новые территориальные громады, порой делает вчерашних жителей Донбасса изгоями в своей стране. Существующая жесткая привязка реализации прав человека к проживанию в конкретной территориальной громаде в результате вынужденного переселения лишила дончан и луганчан возможности быть полноценными гражданами, существенно ограничила их конституционные права.
В цивилизованном мире понятие «гражданство» определяет взаимоотношения между гражданином и государством, наличие взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними. Лишь в нашей стране, в России, в Северной Корее и в некоторых постсоветских государствах существует внутренний многостраничный паспорт, где регистрация (прописка) в конкретном населенном пункте дает возможность строить правовые отношения человека и государства. Переезд гражданина в другой регион страны без внесения в паспорте изменений места проживания приводит к системному нарушению его конституционных прав.
Законодательно неурегулированные проблемы переселенцев и жителей оккупированных территорий вызывают нарастание социальной напряженности в среде этой категории украинских граждан. Специальные исследования по соблюдению прав ВПЛ показали, что в стране гражданские права переселенцев не соблюдаются практически во всех сферах жизни. Несмотря на принятые Верховной Радой Украины законы, призванные упростить жизнь вчерашних жителей Донбасса, Кабинетом Министров Украины до сих пор не разработана ни одна государственная программа для адаптации ВПЛ.
В настоящей публикации мы решили остановиться не на всем комплексе проблем дискриминации переселенцев, а лишь на нарушении некоторых политических прав граждан, выехавших из зоны боевых действий, а именно на праве избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления.
Первые строчки веб-сервера
Центральной избирательной комиссии (
http://www.cvk.gov.ua/) Украины гласят: «Неотъемлемое право гражданина демократического государства - свободно выбирать власть. Непременная обязанность демократического государства - обеспечить своим гражданам возможность реализовать это право». Поэтому давайте разберемся, как наше государство обеспечивает гражданам Луганской и Донецкой областей возможность выбирать власть после начала вооруженного конфликта на Донбассе.
Весной 2014 года на востоке Украины сепаратисты для проведения псевдореферендумов использовали материальную базу местных избирательных участков, готовившихся к внеочередным президентским выборам. В дальнейшем они запретили проведение украинских внеочередных выборов на оккупированной территории. В Донецкой области на выборах Президента Украины не работало 10 из 22 окружных комиссий. В Луганской области выборы Президента проводились только в 2-х из 12 округов. Переселенцы, покинувшие родные места, были полностью лишены права участвовать в тех выборах.
Осенью 2014 года на внеочередных выборах депутатов в Верховную Раду из-за военных действий на Донбассе избиратели не смогли проголосовать в 9 округах Донецкой области и 6 округах Луганской области. ВПЛ из оккупированных областей Донбасса были лишены права выбирать мажоритарных кандидатов в депутаты. Явка на выборах Рады оказалась худшей в истории Украины. Неудивительно, что на востоке страны к избирательным урнам не пришло более 2/3 зарегистрированных избирателей: в Донецкой области явка составляла 32,4%, а в Луганской - 32,9% избирателей.
Перед избирательной компанией 2015 г. Верховная Рада Украины приняла
Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по организации проведения первых выборов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" (
http://rada.gov.ua/news/Novyny/115129.html), в котором было дано право проведения выборов в новых объединенных громадах. Среди перечня таких территориальных громад были и административно-территориальные единицы Луганской и Донецкой областей.
Общественные организации обратились за разъяснением в Центральную избирательную комиссию о том, как украинская власть будет обеспечивать право ВПЛ на свободу выбора. Член ЦИК А. Шелестов ответил на коллективное обращение активистов-переселенцев.
В частности, А.Шелестов заявил, что на сегодняшний день отсутствует четкий, законодательно определенный механизм реализации права голоса у переселенцев. Он сообщил, что ЦИК предварительно рассматривала этот вопрос и будет инициировать обращение в Верховную Раду Украины с целью урегулирования вопроса о предоставлении переселенцам из оккупированных территорий предусмотренного конституцией права избирать своих представителей в органы местной власти.
«Будет инициировать» не означает, что инициирует. Как говорится, бумага все выдержит. Обычная отписка из государственного органа. Уже выборы давно закончились, а для ВПЛ механизм их участия в выборах до настоящего времени так и не отрегулирован. Аналогичная ситуация была на предыдущих президентских и парламентских выборах.
Нередко с экранов телевизоров и на улицах украинских городов раздаются голоса, что из-за жителей Донбасса возникла на востоке страны война. Некоторые горячие головы предлагают лишить переселенцев и жителей Донецкой и Луганской областей права голоса, т. к. они могут проголосовать не за «тех» кандидатов. Нынешние руководители областных военно-гражданских администраций в унисон стали твердить, что выборы в восточных областях следует перенести на 2017 год.
Высший донецкий региональный чиновник П. Жебривский пояснял необходимость отказаться от проведения выборов в Донецкой области тем, что «в регионе нет как таковых политических партий», «нужно демократизировать регион, избавив его от влияния финансово-промышленных магнатов». Ему вторил коллега из Луганской области Г. Тука: "Моя точка зрения совпадает с точкой зрения Павла Жебривского. Иногда нужно чем-то жертвовать. Во время войны происходит ограничение прав жителей, и это - нормально». По мнению сегодняшнего руководителя Луганщины, местные выборы следует проводить только тогда, когда все виновные сепаратисты будут наказаны.
Странная логика высших должностных лиц, которые ныне руководят страной и украинским Донбассом. Два десятилетия центральная власть в Украине не замечала в юго-восточных регионах «как таковых политических партий» и «финансово-промышленных магнатов», фактически отдав на откуп Донбасс и Крым партиям и олигархам, ориентированным на восстановление Советского Союза или на любовь к путинской России.
Теперь, даже не называя затянувшийся вооруженный конфликт с многочисленными жертвами и разрушениями войной, не видя собственной вины за кровавые события, происходящие в стране, высшие должностные лица свою ответственность пытаются огульно переложить на жителей Донбасса, существенно ограничив их в конституционных правах, продолжая дискриминационную политику. Неужели наши политики и чиновники таким образом смогут восстановить общественное согласие на востоке страны и доверие к своим действиям?
Очевидно, что нет. Нельзя противопоставлять граждан Украины в зависимости от места их первоначального проживания. Это ведет к углублению раскола в стране. Нужно остановить процесс нарастания дискриминации в отношении жителей Донбасса и Крыма. И первым шагом на пути к этому может стать восстановление прав переселенцев из оккупированных регионов в предстоящих местных выборах.