Враги сожгли родную хату
Станица Луганская, которая находится в 20 км от областного одноименного центра в последние дни приковала внимание многих информационных агентств - сюда пришла ВОЙНА! Хотя в стране нет "военного положения", здесь разрушены жилые дома, стерта с земли целая улица, погибло и пострадало много мирных граждан, включая стариков и детей. В "антитеррористической операции", которая длится уже не один месяц, гибнут не только террористы, но и обычные люди, которые никогда не держали оружия в руках.
Взяться за перо меня заставило понимание того, что война для многих земляков уже стала не каким-то абстрактным понятием, а частью их жизни. За что же воюют наши граждане? Очевидно, они отдают свои жизни и теряют здоровье не за интересы своей семьи, а ради прихоти олигархов-новорушей, втянувших общество в свои разборки.
Кто-то взял в руки оружие и ходит как на работу на блок-посты, зарабатывая преступным путем на пропитание; кто-то уже уехал из области, опасаясь за жизнь детей и близких людей. Однако большинство жителей вынуждено остаться дома, т. к. трудно бросить свое хозяйство на произвол судьбы. Теперь оставшиеся в заложниках станичане со страхом прислушиваются к доносящимся звукам автоматных очередей, гулу разрывов мин и снарядов, реву пролетающих самолетов. Неужели об этом мечтали земляки, когда участвовали в навязанном вооруженной бандой «референдуме» о самоопределении? Многие даже и не поняли, что стали марионетками в разыгрываемой трагедии.
Станица - моя малая родина. В поселке есть две железнодорожные станции - Кондрашевская и Кондрашевская-Новая, где проходит железнодорожная магистраль, которая разделяется на две ветки: одна ведет из Луганска в Москву, другая - в Ростовскую область.
На здании местного вокзала висит табличка, напоминающая о том, что 80 лет назад на карте железных дорог СССР появилась станция Кондрашевская-Новая, вокруг которой сформировался железнодорожный узел, объединяющий локомотивное и вагонное депо, дистанцию сигнализации и путейскую часть, товарный и пассажирский парки, мостопоезд и угольный склад. За последние двадцать лет железнодорожное хозяйство бывшего узла пришло в упадок: закрылись многие предприятия, а те, в которых теплится еще жизнь, безропотно дожидаются своей печальной участи.
Мои родители всю жизнь проработали в местном локомотивном депо, приехав в 50-е годы прошлого века по направлению после завершения учебы в техникумах: отец - из украинского Кременчуга, а мать - из российского Челябинска. Мы с братом закончили Кондрашевскую среднюю школу, и волею судеб оказались в разных государствах: один живет в Питере, а другой - в Луганске. Кто бы еще год назад мог подумать, что наша малая родина станет территорией раздора между Россией и Украиной? И, очевидно, что нынешняя граница вражды пересекает не столько географию, сколько сознание живущих на этой земле. Теперь война уже пришла не только в наши дома, она разъедает наши души.
Узнав о трагедии своих односельчан, проживавших в Станице по улице Островского, что находится возле бывшего Кондрашевского мостопоезда, стал пересматривать видеосъемки, размещенные в интернете. Спокойно смотреть на разрушительные последствия обстрела улицы и тела погибших земляков невозможно.
Страшные картины вставали перед глазами, наблюдая горе и отчаяние людей, в один миг потерявших родных и кров над головой. Эти места до боли знакомы: в далекой юности, возвращаясь домой пешком с центра Станицы, часто приходилось проходить мимо ныне стертых с лица земли домов.
Сейчас воюющие стороны обвиняют друг друга в преступлении.
Пресс-служба АТО заявляет, что украинских самолетов во время трагедии над поселком не было, а разрушенные здания - дело рук артобстрела террористов.
Русские каналы твердят о ракетном ударе украинской авиации. Есть версия, что бомбили русские летчики, прилетевшие на самолетах, захваченных еще в Крыму. Только разве кому-то станет легче, когда он узнает, кто принес смерть в его семью, кто разрушил его дом. В любом случае, что для него на всю оставшуюся жизнь будет очевидно, что враги сожгли его родную хату. Разобраться же в том, кто говорит правду, довольно сложно, т. к. кроме реальной войны идет информационная война, где дезинформация - главное оружие воюющих сторон. Очевидно то, что это была провокация для нагнетания страха у населения и для эскалации военных действий, не вызывает ни у кого сомнений. Только зачем было разрушать дома и убивать мирных жителей там, где нет военных объектов и вооруженных людей?
Не буди лихо, пока оно тихо
Пока рассматривал страшные видео- и фотосъемки в интернете, зазвонил телефон. Услышал голос заместителя начальника службы безопасности Луганского Округа Донских Казаков Андрея Собакаря.
В феврале этого года я брал у него
интервью, поинтересовался: от кого местные казаки собираются нас защищать? На поставленный вопрос мой собеседник пояснил, что будет защищать власть «от скопления народа». Со слов есаула, казаки будут охранять предпринимателей, пресекать разбой. Тогда местные казаки свой штаб разместили в здании облсовета и проводили патрулирование близлежащих улиц.
Казачьи силы к «охране общественного порядка» привлек председатель областного совета В.Голенко. В то время донские казаки имели лишь нагайки да бутафорские шашки. Позже луганские казаки "обеспечивали порядок", когда боевиками захватывались здания облгосадминистрации и местного СБУ. После того, как террористы вооружились в луганском СБУ, казаки сменили нагайки на автоматы и стали "ополченцами", принимая активное участие в боевых действиях.
Ранее он никогда мне не звонил, теперь решил обратить внимание на трагедию в моем родном поселке. Видимо, телефонный собеседник забыл, кто накликал беду на свою землю, нарушая закон, взяв в руки оружие. Разве не жители района не пропускали украинские эшелоны и военные бронеколонны, направлявшиеся к российско-украинской границе для ее укрепления? Разве не они обустраивали блокпосты против Национальной гвардии? После вооруженного захвата власти в Луганске местные казаки «не замечали» убийств и разбоя на его улицах, самоустранились от «обеспечения порядка», как то своеобразно понимая общественный порядок: у кого оружие - тот и прав.
«Мы будем защищать свою русскую землю, - в телефонную трубку промолвил А.Собакарь,- землю Войска Донского». Можно только удивляться: прошло почти столетие после падения российской империи, более двадцати лет после распада СССР, а этот человек, всю жизнь проживший в Украине, мучается от того, что живет не на «своей» земле! Еще до его рождения, как административный регион, была создана Луганская область, и она всегда находилась в составе Украины. Правильно твердит народная мудрость: "Не буди лихо, пока оно тихо!". И теперь оно проснулось.
Разделяй и властвуй!
Никто на Луганщине не видел ни "правосеков", ни бандеровцев. Никто из "западенцев" не нападал на здешние административные здания и не захватывал их. Все это делали местные жители и заезжие российские «гастролеры», очевидно, с ведома и и при участии партийного актива политических сил (Партии регионов и коммунистов), представлявших донбасский электорат.
Нет секрета в том, что местная луганская власть всегда комплектовалась из бывших коммунистов и комсомольцев, которые более двух десятилетий беззастенчиво грабили население региона, пугая его "фашистами" и «бандеровцами». Политика Партии регионов, под крыло которой в 2004 г. перешли «отцы» области, на том и строилась, чтобы сохранить cвою власть. В основе этой политики всегда лежало противопоставление Донбасса остальной части Украины: «Мы их кормим, а они нас не слышат». Даже, когда вожак «регионалов» стал Президентом, риторика местных политиков практически не изменилась: остались те же вопли и мантры об ущемлении прав русскоязычных, о нашествии фашистов, о происках коварной Европы и США. Только лишь уровень их громкости несколько уменьшился.
Нагнетание ненависти к украинской власти в области проводилось методично и целенаправленно. Здесь этому прилагалось немало усилий: областное телевидение стало больше похоже на пропагандистский российский канал, где постоянно муссировался вопрос об ущемлении русского языка; в регионе периодически проводились круглые столы, конференции, фестивали, где русские ценности противопоставлялись украинским. Майские праздники в последние годы непременно проводились с
«колорадскими» ленточками и призывами объединяться против виртуальных фашистов. Местная власть устраивала многотысячные
«антифашистские форумы», куда по разнарядке направлялись даже
иностранные студенты.
Настоящая
истерика развернулась в области, когда в Киеве началась «революция достоинства», отстаивающая европейские ценности. Столичному «майдану» Донбасс противопоставил свой завезенный «антимайдан». Бегство из страны Президента Януковича повергло восток Украины в шок. По инициативе местной власти в Луганске развернулись палатки для записи жителей в «гвардию», облсовет призвал донских казаков «защищать родную землю». Голова луганской облгосадминистрации В.Пристюк по местному телевидению предупредил возможных незваных гостей из других областей в том, что те «получат по зубам и очень больно».
Теперь результаты бездумной внутренней политики, направленной на раскол общества, проводимой «регионалами» на юго-востоке страны и их оппонентами с другой стороны, имеют печальные итоги. Такой итог - естественный результат реализации принципа «разделяй и властвуй», который выражается в резком обнищании населения; жуткой социальной, правовой и прочей несправедливости; экономической и политической нестабильности. Как сказал бы в этой ситуации первый украинский президент: «Маємо те, що маємо”.
За что воюем?
Однако не бывает бесконечных войн. Скоро закончится и эта. Смогут ли противостоящие в ней стороны извлечь правильные уроки - покажет время. Но уже сейчас всем очевидно, что внутриукраинские проблемы придется решать самой Украине. И ни Россия, ни Германия (как двигатель Европейского Союза), ни США не заинтересованны в сильной, независимой, территориально целостной Украине. Каждая из них видела в этом конфликте лишь собственный интерес, который порой противоречил потребностям украинской стороны.
Что в результате военных действий кроме разрухи и больших гуманитарных и социальных проблем получил Донбасс? Очевидно, что сепаратистские настроения жителей этого края в значительной степени стихнут, т. к. в Донецке и Луганске все больше людей начинает понимать то, что России их проблемы не нужны. Поэтому на востоке страны об отсоединении региона (крымский вариант) разговоров становится все меньше и меньше. Возможно, еще некоторое время здесь будут муссироваться вопросы об «автономии», «федерализации», только не они будут беспокоить людей, а решение проблем восстановления мирной жизни на Донбассе.
Нужна ли «автономия» простому работяге, тому же шахтеру, сталевару или фермеру?. Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: нет, не нужна, т. к. их положение мало в чем реально изменится. Федерализация нужна лишь местным псевдоэлитам и криминальным олигархическим кланам, чтобы сохранить имеющийся «статус кво» в подконтрольных регионах.
Ситуация на Донбассе - итог многолетней специфической олигархической экспансии этого края, который был отдан на разграбление криминалитету и бывшей советской номенклатуре. Воровская психология сегодняшних новуришей остается неизменной, в какие бы маски они не рядились: «смотрящего», депутата или президента. Это касается не только востока, но и центра, и запада, и юга страны. Современная история свидетельствует, что от перемены мест на политическом Олимпе мало что менялось в жизни простых людей. Сменявшие друг друга Кравчук - Кучма - Ющенко - Янукович поочередно якобы представляли интересы электората то от западной, то от восточной частей страны. Однако никто из них так и не стал инициатором построения украинского общества с формирования и развития его базовой основы - территориальной громады. Поэтому всегда от политических рокировок выигрывал не народ, а современные украинские олигархи, сделавшие политику собственным бизнесом.
Может «децентрализация» решит вопросы современной Украины? Нет, т. к. все эти понятия - «децентрализация», «федерализация», «автономизация» - от лукавого. Они - просто упаковка, которая скрывает основную проблему: в нашей стране до сих не решен принципиальный вопрос формирования и развития территориальных громад. От решения этой проблемы уходит и нынешняя власть. Новый Президент и старый Парламент прекрасно понимают, что как только реальная власть будет не у представителей столичного политического Олимпа, а у громад, то последние потребуют правовой оценки их грабежа нынешними олигархами с времен беспредельщины 90-х годов, когда были навязаны «прихватизация» и «разгосударствление» ресурсов территориальных громад. Тогда, естественно, и начнется последующий пересмотр права общин на их украденную собственность с последующим ее справедливым перераспределением.
Не поэтому ли украинские олигархи развязали гражданскую войну, чтобы переключить внимание граждан с необходимости решения построения базовых основ общества на разборки между «смотрящими за регионами»? Кому бы из олигархов в этой войне не достались лавры победителя - Порошенко или Ахметову, Коломойскому или Ефремову, значительная часть населения улучшения в собственной жизни уж точно не почувствует. Тогда возникает естественный вопрос: а стоило ли проливать кровь и отдавать свои жизни, чтобы в очередной раз потешить амбиции той или иной олигархической группировки?
Украина вновь на распутье
Киевский «майдан» вышел на улицу из-за того, что центральная власть была глуха к существующим проблемам. Обещание «почую кожного» так и осталось лишь на билбордах. Если костяк «майдана», вокруг которого водили хороводы оппоненты тогдашней власти, составляли выходцы из западных областей, то халявный «антимайдан» свозился в столицу властными олигархами. После бегства Гаранта в Россию «антимайдан» стал копировать на своей территории поведение «майдана»: те же баррикады и шины, палатки и митинги.
Юго-восточный «антимайдан» как клише повторял столичный «майдан»: аналогичные захваты административных зданий, вооруженное сопротивление институтам власти. Если в Киеве недовольные имели выраженный прозападный вектор симпатии и поддержки, то на юго-востоке - пророссийский. И ничего в этом удивительного не было. Просто олигархат мобилизовал на борьбу за свои (и своих заграничных патронов) интересы подконтрольный ему электорат, который вскоре из симпатиков превратился в обычное пушечное мясо.
Столичный «майдан» дал мандат доверия одним олигархам, донбасские же олигархи поддержали своих «ополченцев», пытаясь защитить свой бизнес и оградиться автономией. Поэтому то, что сейчас происходит в стране, это не борьба «добра» и «зла», а обычная война олигархов за сферы влияния и передел чужого бизнеса. В любом случае итог будет прогнозируемым: проиграет украинское общество, а выиграет олигархат.
Повторяются события 10-летней давности, когда политическая борьба криминально-олигархических кланов переросла в общественно-политический кризис. Тогдашнее противостояние обошлось без кровопролития. Теперь крупный бизнес требует жертв. После «небесной сотни» уже тысячи соотечественников ушли в мир иной, десятки тысяч лишились здоровья, а сотни тысяч - крова. Бессмысленность этой войны всем очевидна. Ее нужно завершать. Только что нас ожидает после кровавого конфликта?
Велика вероятность, что все вернется на круги своя: власть останется лакомым куском в борьбе с конкурентами и отработанным инструментом бизнеса для дерибана бюджетных средств. Тогда очередной социально-политический конфликт будет неизбежен, только цена его разрешения неимоверно возрастет. Хотелось бы верить, что свой шанс выйти на цивилизованный путь развития Украина не упустит. А для этого нужно не так уж и много. Первое условие: реальная власть должна быть сконцентрирована не в столице, а на уровне территориальных громад. Второе условие: проведение люстрации по всей вертикали государственной власти. Третье условие: создание непреодолимых барьеров для бизнеса при его движении во власть. Сможет ли наше общество выполнить эти условия? Именно от этого зависит будущее Украины, ее способность к самообновлению и саморазвитию.