Не сотвори из Дарвина кумира!

Oct 13, 2016 17:25

О пользе изучения первоисточников


У нас до сих пор встречаются рафинированные интеллигенты, с гордостью объявляющие себя «дарвинистами». Такое ощущение, что за сто лет в России ничего не поменялось. И Дарвина (как и Ленина) по-прежнему не читают. Точнее, его не читают те, кто поднимает его имя на знамя борьбы с религиозным мракобесием. Дарвин в их умах - совсем не ученый, Дарвин - священный символ. Я бы махнул на это рукой (как человек, внимательно проштудировавший его труды), если бы не этот безумный просветительский пафос со стороны людей, тупо следующих агитпроповским штампам.

Помню беседу с пожилым сотрудником одного Новосибирского НИИ. На мои вопросы об эволюции он ответил как-то буднично и спокойно: «Дарвин? Что вы - его давно уже разбомбили в пух и прах!». Как почти любой советский дарвинист, самого Дарвина я тогда не изучал. Оно и понятно - зачем изучать, когда можно верить? Я тоже верил. Но после слов собеседника понял, что пора бы уже знать.

Так началось мое изучение трудов основоположника (как принято считать) эволюционной теории. Той самой теории, благодаря которой, как нас уверяли еще со школьной скамьи, был убедительно доказан («научно», разумеется) сам механизм эволюционного развития. Правильно говорят, что классиков нужно знать. Внимательно прочитав главный труд Дарвина - «Происхождение видов», - я с удивлением обнаружил, что уважаемый основоположник… ничего не доказал! Точнее, не доказал того, за что ему как раз и воздают почести. Впоследствии я не раз перечитывал этот труд, но каждое последующее чтение изумляло меня все более и более. Как выяснялось, знаменитый ученый был еще и не в ладах с логикой.



Дарвина почему-то упорно ассоциируют с идеей обезьяньего происхождения человека. Хотя на самом деле славу он поучил не за это. Указанная ассоциация является ярким маркером незнания его трудов.

В своем главном труде - «Происхождение видов путем естественного отбора» - Дарвин приводит много подобных фактов - о всяких козявках, жучках, паучках, птичках и рыбках. Примеры кажутся вполне убедительными. Сомнений становится все меньше и меньше. Естественный отбор вроде бы существует реально. Уже хочется вскочить с места, снять шляпу и поклониться «великому гению»! Но тут вдруг закрадывается одно сомнение. Все вроде бы верно: естественный отбор, борьба за выживание. Только вот одно непонятно: ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ЭВОЛЮЦИЯ? Откуда, господа хорошие, развитие от низшего к высшему, откуда самозарождение жизни, наконец? Дарвин тут ровным счетом ничего не объяснил и не доказал. Точнее - не доказал как ученый.

И вот тут перед нами неожиданно раскрывается подлинный облик создателя эволюционной теории. Мы обнаруживаем у «великого гения» две ипостаси, плохо уживающиеся друг с другом. Одна ипостась - это Дарвин-ученый, Дарвин-естествоиспытатель. Вторая ипостась - Дарвин-проповедник, Дарвин-пророк. Один собирает факты, анализирует. Второй изрекает истины, для которых факты вовсе не нужны.

Вначале прислушаемся к Дарвину-ученому (Цитируем по: Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / Ч. Дарвин. - Л.: Наука, 1991. - 539 с.).

Дарвин-ученый утверждает, что естественный отбор (прошу внимания!) не создает никаких изменений. По Дарвину, естественный отбор «предполагает только сохранение таких вариаций, которые возникают и полезны существу при его жизненных условиях» [С. 79]. Иными словами, если в каком-нибудь птичьем семействе появляется уродец с более длинным клювом, нежели у его собратьев, то естественный отбор к появлению такого новшества никакого отношения не имеет. Откуда берутся новые признаки, Дарвин-ученый не отвечает и не может ответить в принципе. Да и вообще, вряд ли данный вопрос находится в компетенции естествознания. Нам остается только догадываться, какая же это неведомая сила вызывает указанные вариации. Может, сам Господь посылает «полезные» признаки возлюбленным своим тварям? А может живой природой управляет таинственная рука Провидения, замысел которого мы вряд ли в состоянии постичь. Во всяком случае, Дарвин-ученый оставляет нам место для подобных философских размышлений, поскольку изначальные причины самого трансформизма (подумать только!) он не рассматривает.

Но это еще цветочки. Из дарвинской теории следует, что между естественным отбором и повышением уровня организации (то есть самим процессом эволюции) нет никакой причинной связи! Не удивляйтесь. Так заявляет Дарвин-ученый: «С точки зрения нашей теории, продолжительное существование низших организмов не представляет никакого затруднения, так как естественный отбор, или выживание наиболее приспособленного, не заключает в себе неизбежного прогрессивного развития (здесь и далее выделено мной - О.Н.)» [С. 112]. В другом месте он выражает эту мысль так: «естественный отбор может градуально приспособлять существо к такой ситуации, где некоторые органы окажутся излишними или бесполезными; в таких случаях обнаруживается упрощение организации». [С. 111]. Вот это называется: «научно обосновать эволюцию»!

Что у нас получается? Причины трансформизма и процесс прогрессивного развития от низшего к высшему (не говоря уже о проблеме самозарождения жизни), не имеют, как выясняется, ни малейшего отношения к естественному отбору. Тому самому «естественному отбору», с помощью которого, якобы, доказывается эволюция. Все то, что с таким пылом отстаивали «прогрессивные» умы перед лицом «мракобесов», не получает у Дарвина никакого строго научного объяснения! Конечно, само учение о естественном отборе в той или иной степени связано с фактами. При желании его можно назвать научной гипотезой. А вот каким боком отсюда вытекает идея эволюции, это уже вопрос к Дарвину-пророку.

Как выясняется по ходу чтения знаменитого труда, Дарвин совсем не стремится научно доказывать эволюцию. Именно эволюцию. В нее он просто верит. И пытается этой верой заразить других. Примеры с голубями, лошадями, собаками и разными там букашками - необходимая жертва научной объективности. За всей этой грудой фактов и умных терминов скрывается абсолютно нетронутая никакими строгими методами вера в эволюцию. Она-то и определяет все его выводы.

Судите сами. Пересмотрев десятки пород голубей, лошадей и собак, Дарвин обратил внимание лишь на то, сколь они разительно отличаются друг от друга. Между разными породами, замечает он, различий может быть даже больше, чем между различными видами. Вот вам пример дарвинской логики. Он только не учитывает, что, сколько ни «трансформируй» голубя, он никогда не превратится в курицу. И лошадь не станет коровой, и собака не превратится в кошку или овцу. Какими бы причудливыми ни были отдельные породы, мы все равно видим, что вот это - голубь, а вот это - собака, а не пантера. Каждая порода неизменно сохраняет свои характерные родовые признаки, в какую бы сторону ни шел процесс отбора. Только этот факт (именно факт) подводит нас к выводу о том, что модификация вида имеет границы. Это, подчеркиваю, если следовать фактам - тем самым фактам, которые наш великий натуралист сам насобирал в таком необозримом количестве. Но, вопреки собственным эмпирическим данным, он заявляет о безграничности модификаций. Почему? Только потому, что он в это верит. Верит без всяких фактов. Поэтому в воображении (и только в воображении) Дарвина голубь вполне может превратиться в курицу.

В общем, расклад примерно такой. Дарвин-ученый знает, что естественный отбор не создает никаких вариаций. Но Дарвин-пророк верит, что какая-то неведомая сила природы порождает их в строго заданной последовательности. Дарвин-ученый утверждает, что естественный отбор не обеспечивает прогрессивного развития, но Дарвин-пророк уверен, что прогрессивное развитие происходит, что виды совершенствуются в течение миллионов лет. Допустить такую комбинацию в одном уме можно. Проблема только в том, что Дарвина-пророка плохо отличают от Дарвина-ученого. А потому ставят в один ряд все то, что он знал и во что он верил: факты и эволюцию, уверяя, что между первым и вторым существую нерасторжимая связь. Увы.

Итак, что мы имеем? Теория Дарвина в действительности ничего не сказала в пользу основных идей эволюционизма. Так, идею самозарождения жизни нельзя связать с естественным отбором даже формально, поскольку последний возникает уже после появления жизни (не будут же, в самом деле, бороться за «выживание» газы и минералы). Прогрессивное развитие от низшего к высшему также не связано с естественным отбором: как по заявлению самого Дарвина, так и по здравому смыслу. Если бы отбор вел к неукоснительному повышению организации, то на земле жили бы одни только разумные существа и пожирали бы себе подобных (поскольку неразумных бы уже не было).

Это - проблема чисто философская, а может даже и религиозная. Но именно на этом поприще реализует себя Дарвин-пророк. И именно лавры пророка имеют отношение к «великому гению».



Многие ли знают, что Чарльз Дарвин учился не на естествоиспытателя, а на богослова?

Возможно, в «великого гения» вселился дух его покойного дедушки, натуралиста Эразма Дарвина. Последний был сторонником эволюции и, как положено эволюционисту, воспевал природу в стихах. Говорят, маленький Чарльз знал стихи деда наизусть:

Земная жизнь в безбрежном лоне вод
Среди пещер жемчужных океана
Возникла, получив исход,
Росла и стала развиваться рано.

Следовательно, идея эволюции запала в его душу еще до всяких «фактов», задолго до того, как он определился со своим призванием. Наблюдая травинки и цветочки, птичек и букашек, юный Чарльз Дарвин уже тогда был уверен, что:

Восстал растений мир и, средь обилья
Разнообразной жизни, в ход пошли
Животных ног, плавники и крылья.

Короче говоря, пророком он ощущал себя еще до того, как стал ученым-натуралистом. А склонность удивлять окружающих всякими нелепицами была присуща ему с самого детства:

«В детстве я нередко сочинял заведомый вздор и притом всегда только для того, чтобы вызвать удивление окружающих…».

Красноречивое признание, не правда ли? Это пишет о себе сам «великий гений». Надо полагать, что именно с той же целью - удивить окружающих - был написан его колоссальный труд. В нем Дарвин действительно удивляет своими фантазиями, которые обильным потоком просачиваются через нагромождение собранных им фактов. Возможно, он и сам допускал мысль, что все это - «заведомый вздор».



Эразм Дарвин - дед прославленного создателя "эволюционной теории". Он не дожил до рождения своего внука. Но в эволюцию ВЕРИЛ без всякой теории. Интересно, что при жизни он был членом загадочного "Лунного общества", которое ставило своей целью борьбу с евангелизмом.

Идеологические миражи

Previous post Next post
Up