Технический прогресс как загадка

Sep 01, 2016 12:53

Как Европа стремилась к восстановлению райского бытия. Чтение для высоколобых


Вы ошибаетесь, если считаете, будто технический прогресс предопределен самой историей На самом деле технический прогресс - это глобальный проект, за которым стояли конкретные люди и организации. И главная загадка в том, почему именно Европа встала на этот путь. Запад - это локомотив, остальные - вагоны. Никакого "особого пути" нет. "Особый путь" - это возвращение в состояние до модернизации, не иначе.

Но опять же - почему Европа? Почему не Китай, не Индия, не Ближний Восток? Кем были европейцы, когда на Востоке строились большие города, когда процветали древние цивилизации? Варварами, деревенщиной. Но однажды всё резко поменялось...

Как ни странно, истоки прогресса уходят в далекое европейское Средневековье. И никакой прогресс не начался бы, если бы не произошли ключевые, фундаментальные изменения в так называемой "ментальности" жителей Западной Европы. Точнее, определенной части этих жителей. Прогресс осуществляется благодаря синергетическому эффекту некоторых факторов, возникшего в условиях "культурной перекодировки" западных европейцев под влиянием... христианства.

Читайте и скачивайте:

ИСТОЧНИКИ ПРОГРЕССА: Загадка происхождения современной технической цивилизации и возможные причины ее упадка

https://cloud.mail.ru/public/YBHQ/RPvB4S4b7



ОТРЫВОК:

Я специально обращаю внимание на то, что изобретения как таковые не выступают в роли источников прогресса. Это слишком упрощенный и слишком отвлеченный взгляд на природу данного явления. Взгляд, доставшийся нам от позапрошлого столетия. Для прогресса важно не просто наличие того или иного изобретения, а наличие безусловно позитивной оценки подобных фактов, а равно и позитивной оценки самой изобретательской деятельности как таковой. И не нужно делать вид, будто изобретения безоговорочно принимались и принимаются на «ура». Как раз с этим пунктом все обстояло гораздо сложнее, а иной раз - очень трагично. О том, с каким «скрипом» некоторые изобретения входили в жизнь, многие из нас осведомлены неплохо. Однако до сих пор не придают этому обстоятельству серьезного значения. Почему? Потому что со школьной скамьи нам внушили несложную, чисто прогрессистскую идеологему: изобретательство - процесс для человека естественный и чуть ли не обыденный. Следовательно, противодействие этому якобы противоестественно.

А если всё на самом деле обстоит противоположным образом? Иначе говоря, изобретательство - это противодействие некоему «естественному началу» в человеке. По крайней мере, противодействие тому началу, что роднит человека с животными, что соответствует его материальной природе, всегда явленной наглядно и недвусмысленно.

Как уверяют антропологи, так называемые примитивные общества (проще - дикари) отличаются столь консервативным настроем, что принимают в штыки любое новаторство. По утверждениям Леви-Брюля, в мировосприятии дикаря малейшее отступление от установленных предписаний влекло за собой негативное воздействие со стороны темных сил, из-за чего изменение жизненного уклада было просто немыслимым. Новаторство же так или иначе влияет на наш уклад, и чем оно значительнее, тем сильнее оказываются перемены. Но, как показывает исторический опыт, склонность к переменам не является универсальной чертой, присущей всем людям без исключения. Скорее, наоборот, устоявшиеся привычки и консерватизм намного лучше характеризуют человека известных нам исторических эпох. Причем, речь идет не только о дикарях, но и о людях цивилизованных. И в этом смысле изобретательство становится непрерывным экзаменом на состоятельность.

И дело даже не в консерватизме или обскурантизме социальной среды. Дело в том, что любое серьезное изобретение проходит свой «зеленый» или «детский» период, когда оно требует для себя больше затрат, чем дает полезной отдачи. И в этом случае на пути его широкого внедрения и распространения, способного заметно изменить жизнь людей, могут встать не только предрассудки и укоренившиеся привычки, но даже обычный житейский прагматизм. Пусть прагматизм ограниченный, но все же в определенном смысле подкрепленный хозяйственной рациональностью.

Давайте, например, сравним первые пищали и аркебузы с луком и стрелами. Казалось бы, что было интересного в грохочущем, извергающем дым орудии? Какая-то дорогая игрушка, не более. Монгольский воин на полном скаку мог из своего лука поразить цель на расстоянии 700 метров. И выпускал он эти стрелы с завидной по тем временам скорострельностью. ...................

Реальная история, Качество жизни, Контуры будущего

Previous post Next post
Up