Почему люди стали не нужны друг другу?

Aug 27, 2016 16:30

Мысли, возникающие в процессе наблюдения за современным социумом, иногда просятся стать оформленными в написанный текст. Недавно такой "запрос" сформировала мысль, которая звучит, как вопрошание - почему же люди стали не нужны друг другу?


Read more... )

Социальная война, СССР

Leave a comment

dz0rin August 28 2016, 10:36:02 UTC
Очень интересные вопросы поднимаете, Олег!
А что, если всё было с точностью до наоборот???.. Что если идею развития творческих способностей каждого человека как раз и убили в то время, когда радикальные революционеры-психологи пришли к власти и взяли в свои руки рычаги управления образованием? И всё это - во имя Прогресса, во имя идеи не просто быстрого, как было при Сталине, а ещё на порядок более быстрого и радикального развития?.. ... ...
И вопрос об Огне не был снят с повестки, более того, именно Прометеев Огонь был разведён. И не где-нибудь, а именно в самом Сердце страны, внутри её системы образования, напрямую связанной с Будущим. То есть, и вопрос о воспитании Нового человека и создания новой культуры на этой основе не то что не были сняты с повестки, а горели как никогда в 60-е и 70-е гг. Я имею в виду образовательную концепцию и образовательную технологию В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина (а также, вызванными из небытия различными рядоположными идеями т.н. педагогов-новаторов, как доморощенных, так и зарубежных). И всё это вплоть до кончины СССР горело, и в 90-е даже ещё ярче горело, и стало потухать только к 2010 г. А вот пафос построения коммунизма, в смысле выхода на новый этап развития со-знания людей (а вместе с ним, хотя и немного позже - пафос православной идеи) потихоньку остывал, прямо-пропорционально возгоранию Огня и воплощению в жизнь самых новейших и революционных идей по воспитанию Нового человека, параллельно с расцветом всевозможных оккультных и прочих учений.
Ещё вопрос интересный, который Вы здесь не затронули. Это вопрос воли. Что есть воля? Почему в Советском Союзе этот вопрос практически так и не начали изучать (этот вопрос не изучался нигде, не только у нас)? А те исследования, которые были предприняты, рассматривали волю как произвольность (от "произвол", как умение подчинить себя чужой воле, внешним правилам и контролю)?

Reply

oleg_nn August 28 2016, 18:35:16 UTC
Вот тут товарищ пишет, что не было поставлено воспитание во главу угла http://rjadovoj-rus.livejournal.com/4039390.html Было бы поставлено - не было бы места всем этим "оккультизмам".

Про волю. Разные школы психологии очень даже изучали волю. Некоторые считают, что никакой воли и нет, есть только реакции, обусловленные прошлым опытом и врожденными качествами.

Reply

dz0rin August 28 2016, 19:22:40 UTC
Не совсем так. Программа партии этот вопрос не осветила, это конечно ошибка. Такая, которая могла бы быть со временем исправлена (если бы воля народа постепенно не была подменена во времена Хрущёва волей ЦК партии, а потом волей ещё более узкой группы лиц, опростившейся и опустившейся группы). Но тем не менее, по крайней мере до середины 60-х, программы детского сада и школы назывались программами воспитания в детском саду и воспитания в школе. И научно-исследовательские институты носили то же название. Например, НИИ Дошкольного Воспитания АПН СССР. И содержание их полностью соответствовало названию. Обучение в этих программах тоже рассматривалось довольно подробно, и никак не отделялось от воспитания. И это был постулат - что воспитание с обучением являются единым целым, и отрывать одно от другого равносильно преступлению. Но дальше, с приходом Хрущёва к власти, уже не хотели иметь столько образованных людей (далеко не сразу после его прихода, потому что именно в это время образование-то у нас ещё развивалось по прежним планам, ещё сталинским, - например, начали выделять до 20 % ВВП на эти цели, - как раз и достигло пика своего развития). Что с ними делать, ведь управлять творческими людьми трудно. Манипулировать ими как винтиками в принципе уже не возможно. А развиваться вместе с ними со всеми власть уже тоже не хотела, элита не хотела передавать власть более молодым, видимо, даже собственным детям (это в те времена было ещё крайне неприлично, к тому же, чтобы используя собственное положение откровенно передать власть наследнику-родственнику).

Соответственно, толком ещё не успев начать изучение воли, субъектности, сам запрос на то чтобы развивать человека всесторонне, как субъекта собственной деятельности, собственного сознания, в элите исчез. Эльконин с Давыдовым, о котором я упомянул, этот запрос реализовали. И сделали это искренне веруя в то что несут детям благо, пылая прометеевским огнём, вдохновляемые радикальными революционными идеями, которые под запретом пролежали несколько десятилетий, оставаясь так и не реализованными (педология, запрещённая Ждановским постановлением 30-х гг.).

Reply


Leave a comment

Up