Воскресный отдых. Особенности чтения с электронных устройств.

Mar 22, 2015 22:10

С электронных устройств я читаю с 2002 года, когда у меня появился первый компьютер. До этого читал с обычной бумаги.



За довольно долгое время чтения с различных носителей и устройств, у меня сложилось понимание, чем же отличается чтение бумаги от чтения с электронных девайсов. Этим пониманием я и поделюсь.

Читать я люблю с детства, благо, дома была небольшая библиотечка. В ней были и разнообразные детские сказки, и приключенческие книги Жюля Верна, и серьёзные книги Горького и Шолохова. Несколько энциклопедий по разным областям знания. Была и фантастика Ефремова, которую я читал запоем, и по ночам с фонариком под одеялом:) Может потому, что первого прочитал Ефремова, я не так тепло принял Стругацких...

Когда 2002-м году у меня появился компьютер, то в скором времени он тоже начал использоваться чтения. Интернет тогда был довольно слабо развит, поэтому в основном что-то интересное приходило или от отца, который был к тому времени опытным пользователем, или от друзей, которые так же владели компьютерами. Среди потока игр, музыки, фильмов были и интересные книги, которые так же читались запоем, с тогда ещё ЭЛТ-монитора.

Потом появился ЖК-монитор, позднее и мобильный девайс-КПК, с которым стало возможным читать в любом месте, включая транспорт по дороге на учёбу или работу. За это время я прочитал достаточно много книг. Многие серии фантастики - Стругацкие, Сапковский, Азимов, Лукъяненко... Прочитал и Толкиена, трилогию «Властелин колец» и другие. Много русской классики - Достоевский, Чехов, Салтыков-Щедрин, Толстой…

Когда начал интересоваться политикой, то почитал некоторые книги С. Г. Кара-Мурзы, Н. В. Старикова. Потом, с приходом в «Суть времени», начал читать больше более сложной литературы - история, религия, различные исследования. И сами книги С.Е. Кургиняна довольно сложны, читал их по несколько раз подряд, что было бы почти нереально сделать без постоянного наличия этих книг с собой, в мобильном девайсе.
Давно идут споры о том, что читать надо только с бумаги, что чтение с экрана не приносит должных результатов. Вставлю свои пять копеек в эти споры:)
Я выделяю в процессе чтения физиологический и психологический аспекты, о которых написано немало.

Сначала немного о физиологии глаза.

Согласно исследованиям доктора Бейтса, форма глаза изменяется, когда мы смотрим на отдалённые или близкие предметы.


Глазные мышцы приближают заднюю стенку глаза к хрусталику, когда человек смотрит на отдалённый предмет и отдаляют, когда смотрим на близкие. Это процесс называется аккомодация, глаз, таким образом, ловит фокус и позволяет чётко видеть предметы. У близорукого человека глазное яблоко удлиненно, а у дальнозоркого сокращено вследствие неправильной работы мышц глаза. Доктор Бейтс основал свою методику лечения этих расстройств на фундаменте снятия напряжения с глазных мышц. И действительно, мне его методика помогает по жизни.


Применительно к чтению эти знания помогают понять, что читая, мы фиксируем глаз на одном расстоянии, что бы чётко видеть текст. Т.е. это всё равно, что мы бы очень внимательно рассматривали некий предмет. Глаза от долгого рассматривания устают. Но если выбрать удобное расстояние до глаз и иногда менять расстояние между глазом и читаемым материалом, то можно избежать напряжения и даже бороться с близорукостью и дальнозоркостью - есть методики для использования чтения в помощь зрению. Ситуация усложняется, когда читаешь, например, в транспорте. В обычной жизни, мы смотрим на разные предметы, находящиеся на разном расстоянии от глаз. И глаз фиксирует фокус зрения на них с помощью глазных мышц. Если же глазу приходится слишком часто менять фокус, то глазные мышцы перенапрягаются. Это и происходит, когда мы читаем в транспорте - т.к. при тряске расстояние между глазом и книгой «скачет», то и глаза вынуждены быстро подстраиваться под эти изменения. Это приводит и к быстрой утомляемости, и к снижению восприятия прочитанного. Как вариант решения, можно найти такую позу, при которой тряска в транспорте не будет изменять расстояние книги до глаз - тогда проблема снимается.

Обе описанные проблемы - излишне долгой фокусировки либо слишком частой смены фокуса - справедливы и для бумажной книги, и для электронной. Ключевое различие между чтением бумаги и чтением с экрана компьютера/планшета/смартфона в том, что книгу мы видим в отражённом свете, как и все остальные предметы. А экран устройств светится сам по себе, т.е. когда мы смотрим на такой экран, это всё равно, что мы рассматриваем светящуюся лампочку. К указанным выше факторам усталости добавляется ещё и усталость от светового потока, бьющего в глаза. Фактор размера экрана телефона по сравнению с книгой я в расчёт не беру, т.к. важен не размер экрана, а размер шрифта, который и на небольшом экране можно выставить достаточно крупный.

Здесь важно отметить один момент - чтение при неправильном освещении так же повышает утомляемость глаз. Слишком малое освещение будет «сажать» глаза при чтении обычной бумаги. Чтение яркого экрана в случае малой освещённости так же неполезно, т.к. контраст между тёмной комнатой и ярким светом экрана будет негативно сказываться на глазах. Поэтому условия освещённости нужно регулировать в любом случае. В случае с бумагой, это достаточная освещённость, а в случае с электронным экраном это и освещённость, и соответствующая ей яркость экрана.
Сейчас экраны смартфонов и планшетов делятся на два больших типа типа - LCD и Amoled. С точки зрения чтения, у них есть одно различие - Amoled-экраны вообще не излучают света при отображении чёрного цвета, в то время как LCD-экраны (IPS-экран iPad и iPhone так же являются LCD-экранами) светятся даже в случае отображения чёрного цвета. При чтении в темноте это хорошо заметно.
Проблема освещённости при использовании электронных экранов может быть решена путём установки черного цвета фона для чтения и белого цвета для букв - т.е. цветов, обратных цветам обычной книги с белым фоном и чёрными буквами. В случае с Amoled-экранами, чёрный цвет вообще не будет светиться, не будет дополнительно напрягать глаза, а правильно подобранная яркость букв позволит читать даже в полной темноте без проблем с контрастом между тёмным окружением и светом экрана. Иногда буквы делают не белыми, а, например, зелёными, что так же снижает общую яркость.
Помимо светящихся экранов, всё большую популярность набирают экраны типа E-ink, так называемые «электронные чернила». Эти экраны не светятся, а так же, как и обычная бумага, видны только при наличии внешнего освещения. Поэтому с точки зрения физиологии глаз, я не делаю различий между электронными чернилами и обычной бумагой.

На этом закончу тему физиологии чтения и перейду к психологии.

Как быстро мы читаем? Что понимаем и запоминаем из прочитанного? Как долго прочитанное остаётся в памяти? Именно эти вопросы я отношу к «психологии».
Скорость чтения у всех различная и мало зависит от типа носителя информации. Под скоростью чтения я понимаю ту скорость, при которой не теряется понимание текста. Чем более сложный текст, тем меньше скорость чтения, т. к. необходимо больше времени на понимание написанного. Если же читается книга по давно знакомой теме, или художественная литература, то скорость может значительно возрасти. Сама же "скорость", т.е. способность прочитать столько-то слов в минуту, не имеет смысла, если прочитанное остаётся непонятым.
Скорость чтения можно развивать как с точки зрения самой скорости, т. е. физического «пробегания» слов глазами, так и с точки зрения понимания, путём достижения повышенной концентрации на тексте. Слово «понимание» - ключевое слово для ответа на вопросы психологии чтения. Именно от понимания зависит и то, как много мы запомним из текста.

Часто слышу разговоры, что чтение с электроники (включая электронные книги)-это не чтение, а настоящее чтение возникает только тогда, когда читаешь обычную бумажную книгу. Мне кажется, что иногда в этих разговорах много непонимания психологии чтения. Особенно, когда начинают говорить про запах, тактильные ощущения, вес и прочие факторы, которые ну просто максимально субъективны. Я думаю, что надо сосредоточиться именно на том, что влияет на понимание прочитанного, и субъективные факторы тут играют очень важную роль.

Если человек говорит, что чтение с электроники-это не чтение, значит для него это так. Ему очень важно ощущать физическое присутствие в руках именно книги, привычной бумажной книги. И без этого присутствия у него не включаются, или недостаточно включаются, механизмы чтения, связанные, в первую очередь, с должным уровнем концентрации. Т.е. имеет место быть привязка наличия некоего объекта к началу некоего процесса. Но т.к. человек может себя изменять, то и такие привязки можно или менять, или убирать полностью. Тогда тот уровень концентрации, который необходим для чтения, может быть "включен" и удерживаем на любом носителе текста. Тут прекрасно подходит известная истина: «Свобода есть осознанная необходимость». Ведь осознанную необходимость уже можно преодолеть или изменить. И утверждать, что чтение с электроники - это всегда ущербное чтение, неверно.

Так же неверны и представления о том, что читать с бумаги - это прошлый век, и скоро книги «отомрут». Такие мысли могут говорить о разном, в том числе о том, что книга у человека связана с серьёзным и вдумчивым чтением, которое он не любит. Многие научные и профессиональные издания есть только на бумаге. Конечно, можно потратить своё время и перевести купленную книгу в электронные вариант с помощью сканера и программы подобной Abbyy FineReader, но за время этого процесса можно успеть прочитать значительную часть книги. Хотя иногда такой перевод книги в электронный вид бывает нужен, и я освоил его на хорошем уровне, включая конвертацию полученного файла в форматы для удобного чтения с различных устройств.

Процесс чтения текстов разной направленности может сильно отличаться. Об этом хорошо написал Сергей Иннокентьевич Поварнин в своей книге «Как читать книги», опубликованную впервые в 1924 году. Сам автор называл её «кратким введением в искусство чтения». Книга действительно небольшая, но очень полезная. Рекомендую.


По результатам чтения этой и других книг, я для себя вывел три режима чтения для трёх категорий текстов. Первый режим - это чтение художественных текстов, второй - чтение текстов для получения неких сведений и создания/дополнения общей картины (новости, статьи и прочее подобное), и третий-чтение для изучения (серьёзная исследовательская или научная литература, другие важные тексты).

Чтение художественной литературы - это единственный режим, в котором я задействую эмоциональный аппарат. Хорошая художественная литература затягивает своим сюжетом, и просто не замечаешь, как прочитываются одна за другой страницы. Русская классика с её глубокими философскими размышлениями ещё глубже помогает вжиться в ситуацию, что-то понять и в своей жизни. И тут уже не важно, какой носитель информации. Любой носитель служит «окном» в мир этого текста и быстро перестаёт осознаваться.
Второй и третий способ - эмоции уже не задействуются. Точнее сказать, я не даю возникающим эмоциям захватить меня и просто фиксирую факт их появления.
Например, второй способ - для новостей, статей блоггеров, различного рода книг, которые не попадают для меня в категорию «для изучения». Новости уже давно удобно читать с помощью смартфона - и максимально оперативно, и достаточно дешево, и множество источников, которые между собой можно сравнить. Газетные колонки различных авторов очень часто дублируются в Интернете и так же удобно читаются с компьютеров или смартфонов. Если мне попадаются какие-то полезные материалы - я их тут же сохраняю для дальнейшего использования. Уровень концентрации тут средний, вчитывание происходит только в интересные или непонятные моменты. А в памяти они сохраняются, как фон к неким событиям, а не как отдельные самодостаточные единицы информации. Например, если я знаю, что в городе дефицитный бюджет и есть проблемы по определённым статьям бюджета, то все новости о ремонте дорог или школ, проблемах с финансированием тех или иных процессов из бюджета, у меня укладываются в виде «кирпичиков» в уже готовое «здание», дополняя общую картину. Если же новость или статья стартует построение нового «здания», или же обоснованно противоречит некоему моему сложившемуся мнению по важному вопросу, то иногда она переходит в категорию «для изучения», и я начинаю искать дополнительную информацию по этой теме.
И третий способ - для тех текстов, которые надо не просто прочитать, ознакомится на относительно поверхностно уровне, а которые надо изучить. Такие тексты читаются с максимальным уровнем концентрации, и с карандашом в руках. Как правило, это серьёзные книги, из которых я вручную делаю выписки-конспекты, как рекомендовал делать вышеупомянутый С. И. Поварнин. Примерно треть поверхности коры головного мозга, отвечающей за движения, приходится на кисти рук. Поэтому во время записывания, происходит лучшее запоминание из-за повышенной концентрации. При таком способе осмысления теста уже не важно, с чего его читать - бумаги или экрана.

Эти три способа помогают мне более эффективно читать. Но ещё более эффективно помогает работа над усилением возможности концентрации. Это и волевое усилие, и отсечение отвлекающих факторов. Именно по вопросу концентрации к электронным девайсам больше всего претензий.



Огромный поток информации, как новостей, так и различного рода статей, снижают и волевое усилие при чтении, и концентрацию. Чтение происходит как бы «скользя», иногда в памяти не остаётся вообще ничего из прочитанного. Либо же прочитанное быстро забывается и его потом нельзя использовать в дальнейшем для сравнения с другими текстами подобной тематики. Это приводит к тому, что становится невозможным оценить качество текста ни с точки зрения представленной информации (правда-ложь), ни с точки зрения качественности прогнозов (сбылись-не сбылись). Теряется способность сопоставлять тексты… Всё переходит в категорию «верю-неверю», причём по субъективным критериям, например, внешняя привлекательность, наличие «общих врагов» и т.д и т.п.
Но субъективным можно манипулировать… Например, любой маркетинг подобного рода строится на том, что у людей недостаточно информации для проверки утверждений, любо же они не будут эту информацию искать, а просто поверят яркой обёртке. В политике подобные трюки так же используются.




Таким образом, огромный поток информации, которым обеспечил нас Интернет, нуждается в фильтрации, а такие фильтры строятся и поддерживаются только вдумчивым, серьёзным чтением качественных текстов.

Другой фактор риска - компьютер/смартфон/планшет, помимо чтения, могут использоваться для десятков других интересных вещей. Всегда есть соблазн отвлечься от чтения и проверить обновления новостей, соц. сетей и прочего. Это, в свою очередь, приводит к снижению концентрации на тексте, распылению внимания. Причём бумажная книга не избавит от этих отвлекающих факторов. Лежащий рядом смартфон будет обращать на себя внимание не меньше, как если бы чтение происходило с этого смартфона. Даже в том случае, если по прочитанному материалу ведётся конспект, эффективность запоминания падает, т.к. концентрация ослабевает и для восстановления эффективности нужно дополнительное усилие.
Здесь решение - только работа над собой. Сознательный отказ от отвлечения на другие дела во время чтения, перевод смартфона/планшета в режим «без уведомлений», когда никто не сможет побеспокоить.

Я для себя решил эту проблему покупкой электронной книги, в которой нет даже аудиоплеера, т.е. устройство исключительно для чтения. А телефон кладётся экраном вниз, сообщения же приходят только от избранных контактов, т. е. если и произойдёт отвлечение от чтения, то на действительно важное дело. Электронную книгу не всегда удобно носить с собой, поэтому часто читаю со смартфона. Когда читаю в дороге серьёзные книги, то помечаю для себя важные моменты, отправляю их в Evernote, и затем дополняю конспект, начатый по этой книге. Достаточно эффективно получается.

Вот, наверное, всё, что я могу сказать про особенности чтения с электронных устройств. В качестве итога выделю те основные факторы, которые дополнительно нужно учитывать при чтении с электроники
1. Следить за уровнем яркости экрана и избегать дискомфортных для глаз ощущений
2. Убрать в голове привязки «чтение-значит бумажная книга» или «читать с бумаги-прошлый век» и уметь читать с одинаковой концентрацией и бумагу, и экран.
3. Следить за тем, что бы не читать «скользя» по буквам - чтение должно оставить след в памяти.
4. Уметь убрать те отвлекающие факторы, которые несёт с собой многофункциональная электроника.

Бумажная книга остаётся очень важным носителем информации, а так же культурным явлением. С книгами связана сама возможность накопления и передачи знаний, это их значение нисколько не уменьшилось, а в век разнокачественной информации из Интернета даже в чём-то и усилилось. Поэтому и библиотеки, как хранители книг, как «храмы чтения», не должны подвергаться сомнительным реформам, как это в последнее время происходит. За библиотекой должен остаться статус учреждения высокой культуры, куда будут приходить вдумчиво читать в той особой атмосфере, которая только в библиотеках и есть.

Воскресный отдых, Образование, Техника

Previous post Next post
Up