Вот мы и добрались до, пожалуй, самой интересной статьи расходов бюджета Нижнего Новгорода на 2015 год, до расходов на образование. Интересна эта статья и тем, что она крупнейшая в бюджете и составляет 60% от всех расходов. И тем, что она существенно не уменьшилась по сравнению с 2014 годом. И тем, что, несмотря на сохранение расходов на прежнем уровне, с финансированием школьного образование есть проблемы.
Но,
как и всегда, обо всём по порядку.
Расходы на образование в 2015 году в целом снизились по сравнению с 2014 на 2,5% или на 358 млн. руб.
Я могу предположить, что ради сохранения бюджета на образование почти на прошлогоднем уровне, город пожертвовал остальными статьями расходов, которые
сильно урезали.
Две основные категории расходов, которые составляют более 95% всего бюджета на образование, это дошкольное и общее образование. И если расходы на дошкольное образование сократили на 12,1% (или 757 млн. руб), то финансирование общего образования, наоборот, увеличили на 3,8% (или 257 млн. руб.)
Рассмотрим структуру этих двух статей более подробно.
Начнём с дошкольного образования.
В структуре расходов на дошкольное образование больше всего снизились инвестиции в капитальное строительство - на 556 млн. руб. Видимо, новых детских садиков будет строиться заметно меньше. За ними идут расходы за счёт субвенций, а расходы за счёт субвенций снижаются во всех статьях бюджета, т. к. бюджеты верхнего уровня так же испытывают трудности и стараются экономить.
Структура статьи 2015 года отличается от структуры 2014 года. По всей видимости, программа ликвидации очерёдности "трансформировалась" в расходы на обеспечение деятельности дошкольных учреждений.
Теперь перейдём к общему образованию.
Структуру статьи так же сильно перелопатили. Но всё равно видно, что на развитие образования запланировали тратить на 20% больше, чем в 2014 году. Т.е. о развитии школьного образования в кризисный период особо позаботились. И тогда не совсем понятно, зачем школы
начали объединять и искать пути резкой экономии.
Отдельно рассмотрим статьи бюджета на общее образование, связанные с оплатой труда. Ведь в 2014 году были
беспокойства по поводу возможных проблем с выплатой зарплат из-за секвестирования (перераспределения) субвенции от областного бюджета.
Суммарная сумма пунктов, связанных с оплатой труда, составляет 436 млн. руб в 2015 году и 420 млн. руб в 2014 году. Т.е. эти расходы даже выросли на 3,6% по сравнению с прошлым годом.
Быть может, я чего-то не понимаю, но возникает закономерный вопрос: если ценой урезания других статей в городе сохранили бюджет на образование на прошлогоднем уровне, и даже увеличили расходы на выплаты персоналу, то почему возникают все эти проблемы и сложности с финансированием школ?
Надеюсь, ответ не заставит себя долго ждать.