Подушевое финансирование школ. Вот и последствия...

Jan 21, 2015 22:59

В прошлом году наше "гениальное" правительство сменило схему финансирования школ. Теперь финансирование школ осуществляется буквально "по головам": на каждого ученика в школе выделяются деньги, в 2015 году это 29 тысяч 112 рублей. Нет учеников-нет денег.
Это нововведение сразу ударило по спецшколам и лицеям со строгим отбором. Раньше таким школам доплачивали за дополнительную нагрузку, специальные курсы, факультативы. Теперь же всех "уравняли" и школам с относительно малым количеством учеников приходится не сладко. По мнению чиновников, такие школы должны сливаться с обычными школами и создавать в них профильные классы. При этом не понятно, как реально это сделать. Т. е. образование в очередной раз "оптимизировали" в соответствии с парадигмой прибыльности: либо нечто даёт прибыль, либо оно не нужно. И этот ущербный подход распространяется в том числе на социальную сферу, которая и не должна напрямую генерировать прибыль, о чём хорошо написано здесь. Школьное образование по своей сути не может напрямую генерировать прибыль (а про понятие косвенной прибыли наши чиновники, видимо, не слышали,) это всегда статья расходов. А расходы в этой парадигме принято сокращать до минимума, что и делают.


Но это только часть проблемы. Другая часть заключается втом, что и нормативных денег школы не видят - норматив подушевого финансирования не выполняется. Сейчас нижегородским школам направляют средств на 15% меньше положенного норматива. Сокращение финансирования уже привело к тому, что школьники, находящиеся длительное время на лечении в стационаре, больше не могут обучаться в больницах, ведь ранее средства на это выделяло непосредственно минобразования региона, а теперь деньги на обучение таких детей выделяются из финансирования школ. Две нижегородские школы, № 90 и № 156, планируют объединиться в 2015 году по причине нехватки средств. Было две школы - станет одна...

И ещё одна тревожная тенденция, связанная с "оптимизацией расходов" - это инклюзивное образование, когда дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями должны обучаться в общеобразовательной школе. А спецшколы для таких детей будут..."оптимизированы"

Вот и получается, что под нож идут школы для одарённых детей, школы для детей-инвалидов, и остаётся только некий "средний" уровень, где в одном классе могут сойтись одарённый математик, среднестатистический старательный ученик и, предположим, слабослышащий ребёнок. И к каждому учитель должен будет найти свой подход, что почти не реально. А значит, качество образования будет падать. Прямо по заветам Андрея Фурсенко, бывшего министра образования, изрёкшего, что России больше не нужны люди-творцы, а нужны квалифицированные потребители.

Оно будет неизбежно падать в таких условиях, если только гражданское общество не возьмёт контроль над образованием в свои руки. Инструменты для этого уже есть, а если их окажется недостаточно - то можно и создать свои, были бы на то воля и желание.

Образование, Экономика, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up