Я люблю слушать музыку, прямо с самого детства. Сколько себя помню - всегда при возможности что-то слушал. Застал ещё времена, когда музыку слушали на больших катушечных магнитофонах размером с небольшой чемодан:) Даже виниловые пластинки помню, детские сказки на виниловом проигрывателе мне ставили.
Но мысли про технику напишу потом, а сейчас про другое. Про современную музыку.
А если быть точнее, про современный «русский рок», который стал пристанищем для многих интересных поэтов-песенников.
«Русский рок» явление слишком многогранное и сложное, о нем написано много всего. Я напишу именно про свое отношение к нему.
Так получилось, что все авторы интересных мне текстов песен, за очень редкими исключениями, были в зоне «русского рока». Причем звучать группы могли очень по-разному, уходить звучанием то в поп-рок, то в фолк, то ещё куда-то. Но общая линия всегда оставалась - гитары, ударные, перкуссия, интересные тексты и интересные аранжировки.
Мне нравилось и нравится вслушиваться в тексты, следить за динамикой мелодии, находить в, казалось бы, знакомых произведениях какие-то новые нюансы, а в текстах - новые смыслы, трактовки образов.
Так вот.
Мне не нравится большая часть современной музыки.
К ней относятся и недавние работы известных авторов, и творения новых коллективов. И мне кажется, что это не от того, что «раньше трава была зеленее». Я ещё не в том возрасте:) А от того, что, с одной стороны, ощущается духота, как перед грозой, а с другой - раздаются призывы «да грянет буря»!
Вот и получаются такие полярности, которые мне удавалось услышать - или заметная унылость, что в текстах, что в мелодиях, или агрессивность, больше похожая на выпуск пара в свисток без осмысления. Тот же рэп - это, как по мне, пример такой раскачки агрессии.
И от этого, музыка становится беднее. Тексты - менее богатыми и образными, мелодии - более шаблонными.
Тут я, понятное дело, оставляю за скобками совсем картонную попсу, где десяткам однотипных исполнителей пишут тексты и музыку несколько авторов, и набивший оскомину «бунт против системы» в тяжелых, но зачастую примитивных музыкальных формах, которые ещё и искажаются
культурой Постмодерна. Я пишу про зрелых самостоятельных авторов, которые не раз уже радовали своими произведениями.
Однако, есть на современной сцене и те, кто продолжает писать интереснейшие тексты в сочетании с яркой, струящейся музыкой. И вот, расскажу про группу «
Середина».
Знаю я о «Середине» уже несколько лет, но заново открыл для себя их творчество примерно год назад. Наверное, потому что в «темные времена лучше видно светлых людей» :)
Автора песен коллектива зовут
Денис Устюжанин, и его тексты иногда просто удивительны! Они и достаточно понятны по форме, без лишних усложнений, и наполнены глубоким, а иногда и очень глубоким содержанием.
В эти тексты хочется вслушиваться, и, что, наверное, сейчас для меня становится всё более ценным - этому творчеству можно доверять.
В этих текстах не вылезет на тебя неожиданно какой-нибудь бессмысленный и беспощадный «бунт против системы», пусть и завернутый иногда в хитрую упаковку. Не вылезет какая-нибудь унылость, которая в итоге отнимет энергию на какое-либо действие. Тексты «Середины» очень живые, и раскрываясь, они наполняют энергией.
Иногда кажется, что текст песни в общем о чем-то «в целом высоком». Но когда вслушиваюсь в них, то обязательно найду в строчках стихов и что-то для себя, и что-то про себя. И это всегда удивительно!
Глубокое художественное произведение помогает человеку что-то в себе открыть и понять, и эти открытия будут продолжаться, пока человек не станет глубже, чем произведение.
Стихи Дениса обладают таким свойством. Когда возвращаюсь к некоторым трекам спустя года, они начинают играть новыми красками, чего совсем не ожидаешь от как-бы песенного «понятного» стиха! И это то, что мне очень нравится.
Под стать стихам и музыка. У меня возникает впечатление, что музыка эмоционально окрашивает ментальный посыл в тексте, он становится понятней. Эмоциональный и ментальный потоки переплетаются, и вместе с богато звучащей аранжировкой получается целостное произведение, которое гораздо больше, чем просто сумма частей! Погружение в композиции "Середины" - очень качественная
пища для души.
Кстати, богатство музыки входит в список причин, по которой мне нравится слушать «Середину». Когда писал выше, что музыка беднеет, то имел в виду и разнообразие звучания. Некоторые авторы разочаровывают, особенно помня их другие композиции. «Середина» в этом плане как поток свежего воздуха в душной комнате:) Игра с ритмическими рисунками, гитарный напор и фортепианные переливы, глубокая основательная, «земная» виолончель и воздушные краски скрипки и электроники. Всё это разнообразие очень радует слух, и мотивирует слушать композиции не на бегу, а «с чувством, с толком, с расстановкой». И оно того стоит!
Вот два видеоклипа группы, а ещё больше треков и информации можно увидеть
здесь.
Click to view
Click to view
Пока такие околомузыкальные мысли, и думаю, что к этой теме я ещё вернусь. Есть одна дума, которую хочется оформить в пост:)