Новый шеф Пермского театра оперы и балета о своих грандиозных планах.
На зимнем Баден-Баденском фестивале заканчивается пребывание Теодора Курентзиса, полностью посвященное Моцарту (опера «Так поступают все женщины» и Реквием). В перерыве между репетициями с хором и ансамблем Balthasar-Neumann, задействованными в этом проекте, дирижер ответил на вопросы ЕКАТЕРИНЫ БИРЮКОВОЙ.
- Хор и ансамбль Balthasar-Neumann - барочники, они же и так знают, как старую музыку надо исполнять. Работая с ними, ты не чувствуешь противодействия - «не учи ученого»?
- Наоборот, подходят после каждой репетиции, говорят спасибо за то, что так много новой информации получили. То, что я делаю сейчас с ними в Моцарте, - это информация уже следующего поколения. Не только для России, но и для Европы. Им это надо. И у них потрясающий энтузиазм, потому что они видят вещи, которых раньше не видели. Так детально никто не работает.
- То есть это другое отношение, чем, скажем, в оркестре Парижской оперы?
- Не сравнить. Это люди, которые говорят со мной на общем языке. Просто развитие фантазии и слуха не имеет предела. Скажем так, у нас есть общий язык, и мы стараемся сделать из него поэзию. Это занимает много времени. Я сижу с ними над каждой нотой, чтобы построить правильную артикуляцию, найти правильную ассоциацию.
У нас с ними очень много проектов намечено, у нас взаимная любовь. Есть предложение «Страсти по Матфею» вместе с моей Musica Аeterna делать. Два оркестра, два хора.
- Тогда давай про твой оркестр поговорим, про его пермское будущее.
- Все переезжают из Новосибирска в Пермь.
- А у кого семьи?
- Все равно.
- Им дают жилье?
- Да.
- Но это человек тридцать. А из кого будет состоять новый большой оркестр?
- Из Москвы и Санкт-Петербурга приедут. Большинство тех музыкантов в России, которые нас интересуют, к нам присоединяются. И из Франции, Германии, Голландии тоже приезжают жить в Перми. Девять человек приезжают из Европы, которые нас любят очень.
- Духовики?
- Большинство - да.
- А что будет с тем оркестром, который уже есть в Перми? Ты с ним встречался?
- Нет, но скоро я буду делать с ними программу, и я собираюсь с ними постоянно работать, чтобы поднять качество.
- Как будет функционировать новый оркестр?
- Смотри, каждые 20 дней мы делаем с ними один концерт или оперу в концертном исполнении. Остальное время - репетиции. Чтобы достичь удивительного качества. И два концерта в месяц камерные, где оркестранты обязаны играть, чтобы все развивались как солисты. Внутри оркестра должны быть подразделения - для современной, барочной и ренессансной музыки.
- Какие для этого есть площадки в городе?
- У нас три точки. Во-первых, сцена Оперного театра. Еще мы будем делать концерты в фойе - там оно очень красивое. И органный зал Филармонии.
- Когда этот новый большой оркестр будет в сборе?
- В сентябре. Уже будет бетховенский состав - это около шестидесяти человек. А в декабре еще больше. И еще будет очень много хороших дирижеров, которые даже в Москве не работают.
Сам театр постепенно переводим в формат stagione. Три постановки в год. Часть театра пока продолжает работать в репертуарном режиме. Но спектакли ставим блоками - три дня подряд один спектакль, чтобы все отрепетировать. Не будет такого, чтобы каждый день новый спектакль. Скажем, три «Онегина», потом один день перерыв, потом три дня другое название.
- А хватит публики в Перми на три вечера подряд с одним названием?
- Хватит. Потому что не будет рутины, мы будем хороших певцов на каждый спектакль привозить. Я перевожу туда всех моих певцов.
- То есть, скажем, Вероника Джиоева тоже уходит из Новосибирска в Пермь?
- Ну конечно. Вся моя команда, которую я туда привез, уходит.
- А тогда что происходит с местной оперной труппой? Она распускается?
- Почему? Я намерен заниматься с местными певцами. И вырастить их. Это моя работа в принципе. Ими просто никто не занимался.
- Уже какие-то запланированы премьеры?
- «Так поступают все женщины» в сентябре - из Баден-Бадена. Но будет другой каст, очень мощный - Кермес будет петь, Джиоева, Малена Эрман. Потом мы делаем оперу Курляндского «Носферату», где режиссер будет Теодор Терзопулос и инсталлятор Янис Кунелис. Это первый раз Кунелис в опере, об этом бы мечтал любой оперный театр мира! И потом, у меня переговоры с Черняковым, но пока не могу сказать название. А следующий год - «Свадьба Фигаро» с тем же Филиппом Химмельманом, который поставил «Так поступают все женщины». Еще намечена копродукция с театром Real (Жерар Мортье, который руководит сейчас мадридским театром, уже делал совместную постановку с Новосибирском, над которой тогда работали Курентзис и Черняков. - OS). Планы очень большие.
- Сколько ты будешь проводить времени в Перми?
- Много.
- У тебя же есть еще западные проекты…
- Есть. Что интересно, оставлю; другое отменяю, чтобы быть в Перми.
- С Большим театром какие у тебя перспективы?
- «Воццек» и «Утраченные иллюзии» Десятникова. И всё.
- Каково будущее Дягилевского фестиваля, который много лет существует вокруг Пермского театра и является одним из самых серьезных и масштабных в России?
- Следующий фестиваль я возьму в свои руки. Есть идея, чтобы Анатолий Васильев был главным лицом следующего фестиваля.
- На какой срок подписан твой контракт с Пермью?
- На пять лет. Если бы этого не случилось, я все равно бы забрал из Новосибирска Musica Aeterna. Были предложения перевести оркестр в Европу. Но из-за того, что я люблю Россию, я считаю, что нужно продолжать эту работу.
Мы, конечно, хотим сделать абонемент в Москве и Петербурге, чтобы можно было показывать, что мы сделали. Но в идеале нужно, чтобы люди приезжали нас послушать в Пермь. Есть недорогие билеты. Один час с небольшим лететь - чтобы послушать настоящую музыку, с деталями, с качеством. То, что невозможно услышать в Москве и Петербурге.
Сцены из оперы «Так поступают все женщины»: