Власти Москвы останавливают мегапроекты, начатые прежним мэром Юрием Лужковым. Сергей Собянин предпочитает скорее потерять уже потраченные на эти стройки деньги, чем продолжать их финансирование.
Мэр Москвы Сергей Собянин прекратил стартовавший в 2007 году проект подземного торгового центра на площади Тверской заставы у Белорусского вокзала. Ранее он остановил строительство четвертого транспортного кольца. Собянин отменил, пожалуй, самые вредоносные городские стройки, уверен Алексей Клименко, член президиума экспертно-консультационного общественного совета при главном архитекторе Москвы.
Привокзальная площадь
Реконструкция площади Тверской заставы началась в 2007 году в рамках строительства Большой Ленинградки - бессветофорной скоростной магистрали от МКАД до Моховой улицы. Проект Тверской заставы состоял из шести зон застройки: подземный торговый комплекс, несколько бизнес-центров, офисных и жилых зданий, отель.
На прошлой неделе мэр Собянин объявил, что столичные власти договорились с компанией AFI Development, инвестором строительства, о выкупе проекта торгового центра. Место магазинов займут подземные переходы и паркинг. Транспортную развязку городские власти достроят за счет бюджета. Инвестор тем не менее возведет на прилегающих улицах остальные объекты, также включенные в проект.
В работы по подготовке строительства торгового комплекса из столичного бюджета уже вложено 1,3 млрд руб. Весной 2010 года город заключил два контракта на право выполнения функций генподрядчика и заказчика работ по выносу и прокладке инженерных коммуникаций «для строительства подземного гаража-стоянки и других объектов на площади Тверской заставы». Один из контрактов на 44 млн руб. достался ООО «Организатор» - компании, принимавшей участие в реализации скандальных столичных проектов: МКАД, Третье кольцо, ресторан над Живописным мостом.
Кольцо
Ранее Сергей Собянин признал «экономически бессмысленным» строительство четвертого транспортного кольца. К этому моменту подрядным организациям, проектировщикам и поставщикам оборудования (в основном для первого участка магистрали) по заключенным контрактам уже было выделено 78,6 млрд руб (см. схему слева).
Самым дорогим из списка уже заключенных стал контракт на строительство первого участка трассы от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (дорога, правда, более узкая, в этом месте была и раньше). Небольшая часть этого отрезка магистрали была открыта в декабре 2009 года.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики, считает, что четвертое кольцо - инфраструктурный, а не инвестиционный проект. По мнению Алексашенко, если абстрагироваться от решения проблемы загруженности улиц, то на данном этапе, когда потрачено около 10% бюджета стройки и ясно, что денег на нее больше нет, проект лучше остановить.
Строить нельзя остановить
Ряд свернутых, но успевших стать затратными проектов можно дополнить планами размещения мэрии Москвы и Мосгордумы в «Москва-Сити», рассказал «МН» Юрий Загребной, главный редактор информационного агентства «Моссовет». Он отметил, что вложение огромных средств в ЧТК не позволило бы получить тех результатов, которые принесет финансирование других мер по улучшению транспортной ситуации.
Архитектор Алексей Клименко полагает, что решения мэра можно только приветствовать, но нельзя быть уверенным до конца, что они будут реализованы. Стройкомплекс Москвы сам по себе гигантская машина, которая работает по инерции, не обращая внимания на инициативы нового мэра, уверен Клименко.
ЧТК Москве все-таки нужно, считает Дмитрий Баранов, ведущий аналитик УК «Финам Менеджмент». Он думает, что власти хотят взять тайм-аут и привлечь к возведению дороги федерального бюджета или инвесторов.
Строительство кольца начиналось при Лужкове, а когда его сменил Собянин, выяснилось, что в городе нет концепции работы над столичной транспортной проблемой, считает Сергей Алексашенко из ВШЭ. «Когда люди начинают стройку, не понимая, есть ли у них деньги до конца или нет, это лишний раз наталкивает на мысль о том, что для них важен не результат, а процесс», - добавил он.
Брошенные мегапроекты
Подмосковный коллайдер
Ускорительно-накопительный комплекс Института физики высоких энергий в подмосковном городе Протвино начали строить в 1983 году. Сооружение представляет собой кольцевой подземный тоннель длиной 21 км (длина Большого адронного коллайдера - 27 км). Из-за недостатка финансирования проект был закрыт в 1998 году.
Ховринская больница
К возведению многопрофильной городской больницы в районе Ховрино на севере Москвы приступили в начале 80-х годов, но уже через несколько лет строительство было приостановлено. Чиновники говорят о намерении реконструировать долгострой и возвести новые корпуса больницы.
Аквапарк на Аминьевском шоссе
Здание аквапарка на Аминьевском шоссе начали строить к старту Всемирных юношеских игр-1998 в Москве. К началу игр закончить не успели, а в 2000 году стройка была попросту заморожена.
Фото:
Строительство многопрофильной городской больницы в районе Ховрино на севере Москвы началось в начале 80-х годов, но уже через несколько лет было приостановлено. Чиновники говорят о намерении реконструировать долгострой и возвести новые корпуса больницы.
14-этажное сооружение на Шаболовке начали строить в середине 80-х годов. Сначала оно предназначалось для военных целей, потом проект был перепрофилирован под новый телецентр
Сейчас будущее заброшенной стройки неясно
Здание аквапарка на Аминьевском шоссе начали строить к старту Всемирных юношеских игр-1998 в Москве:
К началу игр закончить здание не успели, а в 2000 году стройка была попросту заморожена.
Ускорительно-накопительный комплекс Института физики высоких энергий в подмосковном городе Протвино начали строить в 1983 году. Сооружение представляет собой кольцевой подземный тоннель длиной 21 км (длина Большого адронного коллайдера - 27 км). Из-за недостатка финансирования проект был закрыт в 1998 году.