Всякое явление внутри себя противоречиво, и чем жизненнее, чем сложнее явление, тем больше граней и противоречий в нём можно обнаружить. В единстве и борьбе противоположностей должна взять верх та сторона противоречия, которая обеспечивает развитие, порождая, в свою очередь, новые противоречия.
Так и национализм как историческое явление противоречив: в его развитии явственно обнаруживаются противоположности. Сегодня всё нагляднее проявляется наличие двух основных направлений национализма. Назовём их национализмом действительным, подлинным и национализмом мнимым, дурным.
Оговоримся, во-первых, что мы рассуждаем о русском национализме. Оговоримся, во-вторых, что мы понимаем под национализмом определение исторических задач русской нации и путей их разрешения, то есть осмысления исторических вызовов и исторических ответов.
И подлинный и мнимый русский национализм имеют свою историю, свой цвет и свою формулу.
Формула русского национализма, истинной любви к Родине и народу своему провозглашена Святославом в X веке, когда ещё не существовало не только русской нации, но и народности великорусской. В эпоху единой для всех восточных славян, будущих великороссов, малороссов, белороссов, древнерусской народности, в самом начале существования Русской цивилизации. Оказавшись в безвыходной с военной точки зрения ситуации под Доростолом в войне с Византийской империей, Святослав обратился к воинам: «Русская сила была до сего времени непобедима. Сразимся же мужественно. Или жить победителями, или умереть со славою». Формула эта не только основа русской военной этики, она основа всего исторического бытия Русской цивилизации. Жить победителями! Поэтому русские никогда не проигрывают последние решающие битвы. О какой бы сфере жизнедеятельности ни шла речь: войне, экономике, науке, искусстве. Жить победителями, ибо «Мы - русские, с нами Бог!». Это формула абсолютной самодостаточности и в ней нет места мелким претензиям к другим народам, большие они или маленькие.
Формула дурного, псевдорусского национализма появилась в борьбе самодержавия с русским народом. Это формула: «Бей жидов, спасай Россию!». Старый римский принцип: «Разделяй и властвуй». В этой формуле «жидов» можно заменить любой другой национальностью. Неизменным останется желание направить протест в безопасную для системы сторону, внушить большому великому народу убогий страх перед мнимыми врагами. Между тем, как действительные проблемы, такие как нелегальная и иммиграция или исламский терроризм порождены политикой власти последних двадцати лет и при правильной политике другой - национальной - власти могут быть решены в считанные месяцы.
Русский национальный цвет - красный, с красным цветом у русских ассоциируются истина, добро, красота, сила и другие положительные качества и явления жизни. Красно солнышко, красна девица, красный угол, Красная площадь. Не бело-сине-красная девушка и даже не бело-чёрно-желтая. «Не красна (хороша) изба углами, а красна (хороша) пирогами (гостеприимством)».
Трехцветные флаги пришли в Россию из Европы. Сначала Петр I для торгового флага быстро перекомпановал один из европейских флагов. А черно-желто-белый - цвета Гольштейн-Готторпской немецкой династии, управлявшей Россией 250 лет под именем Романовых. После Елизаветы Петровны на русском троне русских царей не было. Эти якобы имперские цвета - цвета жестокого подавления крестьянской войны Пугачева и восстания декабристов, крестьян, восстававших против грабительского «освобождения» и героев народников. Когда для лавочников немецкие Романовы стали искать «народные» цвета, то взяли торговый флаг России и при Николае II даровали его российским обывателям в качестве государственного. Он стал флагом самодержавно-буржуазной монархии в борьбе против рабоче-крестьянской революции. Всё, что совершалось под этим триколором, кончалось поражением: русско-японская, империалистическая, гражданская (для белых) войны.
Нельзя быть русским националистом и одновременно врагом своего народа: быть с немецкими царями против русских мужиков и рабочих, с самодержавием против большевиков и Октябрьской революции, с белогвардейцами и власовцами против Рабоче-Крестьянской Красной армии. Тем, кто сегодня проповедует антибольшевистский, антисоветский национализм стоит помнить о судьбе самодержавного черносотенного национализма. Едва ли случайно он позорно провалился в истории. Бог не попустил.
Нельзя быть русским националистом немецкого национал-социалистского разлива. Немцы до последнего времени были историческими врагами России: со времен германских племен, оттеснивших славянские племена из центральной Европы (Берлин - это славянский Бранибор), от утопшего Фридриха Барбароссы до немецких фашистов, разгромленных ценой неимоверных потерь русского народа. «Забывший» немцам пролитую русскую кровь уже не русский. Нет у него ни русской крови, ни русской почвы под ногами. Он готовый коллаборационист, что по-русски означает предатель.
Современный русский националист должен, перефразируя фразу, учиться национализму настоящим образом. Русский национализм должен вобрать в себя всё лучшее теоретически и практически более эффективное. Отмести всё не эффективное исторически опровергнутое, от черносотенного монархизма и германофильского национал-социализма до местечковых национал-сепаратизмов.
Истинный национализм должен всегда исходить из народной пользы в оценках прошлого, действуя в настоящем и формируя будущее России. Русским национализм должен стать политическим движением национального масштаба. Только овладев всей полнотой политической власти можно решить национальные задачи России.
Алексей Накушинов