Арктика, Россия и Япония

Feb 04, 2014 15:20

Меня тут зачем-то попросили коротенько высказать своё мнение по ситуации вокруг Арктики, а также в этой связи по России и Японии. Высказывать мнение - это не мешки ворочать, поэтому посидел за компом и написал некоторые тезисы по теме. Но поскольку я хорошо понимаю, что написанное будет по идеологическим соображениям в основном похоронено на кладбище неугодных материалов, то решил разместить эти свои тезисы, которые не претендует на уровень статьи, здесь в блоге. Может они кого-то и заинтересуют. Чего зря затраченным умственным усилиям пропадать?





Вокруг Арктики
(тезисы)
Арктика - зона притяжения

В последнее время интерес к Арктике со стороны многих стран усилился из-за возможности вести более активную хозяйственную деятельность по освоению ранее труднодоступных территорий по причине того, что вследствие глобального потепления арктические льды стали таять и занятая льдами площадь сократилась. Областями интересов являются, во-первых, освоение Северного морского пути (СМП), обеспечивающего более короткий транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию, и, во-вторых, добыча полезных ископаемых региона, прежде всего - углеводородного топлива.

Если раньше судьбой Арктического региона были озабочены в основном страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану (т.н. арктическая пятёрка - Россия, Канада, США, Дания, Норвегия), то теперь к освоению этих территорий стали проявлять интерес такие «нерегиональные игроки», как Китай, Япония, Республика Корея и др. Так, в 2013 г. Китай, Индия, Италия, Япония, Республика Корея и Сингапур стали наблюдателями Арктического Совета (Arctic Council, www.arctic-council.org).

Полярные сектора Арктики

Территория Арктики поделена арктической пятёркой на т.н. полярные сектора, в которых, однако, боковые границы не являются государственными границами соответствующих стран. Принадлежность этих секторов тем или иным государствам обозначена разными национальными нормативно-правовыми актами и не имеет дóлжного международно-правового оформления. Кроме того, вызывает вопросы статус акваторий между арктическими секторами и приграничными странами. В 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. На политических картах мира Арктика продолжает оставаться «белой территорией».

Правовая неопределённость создаёт правовые коллизии, приводящие к выдвижению претензий на те или иные территории теми или иными странами. Таким образом, Арктика и её акватории являются потенциальным источником напряжённости, обусловленным конфликтом интересов арктической пятёрки в условиях не урегулированных международными договорами ряда правовых вопросов и повышением внимания к этой территории со стороны мощных «нерегиональных игроков».

Россия

Исходя из истории покорения северных территорий российскими первопроходцами, не удивительно, что современная Россия вновь пытается осваивать эту территорию уже в новых политических и экономических условиях. Однако в последние годы такого рода попытки, как правило, вызывают негативный резонанс в мире.

В 2007 г. резко обострились отношения между Россией и другими приарктическим странами. Вместо того, чтобы сначала на уровне экспертов решить в ООН вопрос о принадлежности России подводного хребта Ломоносова, на который предъявляют свои права Канада и Дания, 2 августа 2007 г. экспедиция под руководством А. Чилингарова установила в точке Северного полюса на дне океана выполненный из титанового сплава флаг России. Эта пропагандистская акция, связанная с кампанией «Единой России» накануне выборов в Государственную Думу 5-го созыва, вызвала широкий резонанс в мире. Заявив столь демонстративным образом о своих претензиях на Арктику, Россия стимулировала активизацию антироссийских настроений в руководствах ряда приарктических государств и особенно - в Канаде. Последовавшие далее публичные заявления со стороны России о создании вооружённых формирований, которые будут располагаться в Арктике, лишь усилили эти настроения. Так, Министерство обороны России планирует уже в 2014 г. сформировать группировку войск для защиты национальных интересов России в Арктике. В сентябре 2013 г. акция Greenpeace возле нефтяной платформы «Приразломная» привлекла внимание мирового сообщества не столько к проблеме воздействия на природу Арктики добычи нефти на шельфе северных морей, сколько некомпетентностью и неадекватностью российских правоохранительных органов, обвинивших экологов из разных стран мира в пиратстве.

В итоге Россия, во многом опираясь на внутриполитический «патриотический» тренд, оказалась втянутой в гонку «военного присутствия» в Арктике с риском дальнейшей эскалации напряжённости в регионе. В сложившихся условиях России будет значительно труднее сотрудничать с другими странами в вопросах региональной безопасности и природоохраны. Не исключено, что спровоцированный непродуманными действиями России антироссийский настрой в ряде стран будет раздуваться заинтересованными сторонами для консолидации антироссийских сил на арктическом направлении.

Япония

В 2010 г. Министерство иностранных дел Японии сформировало «Арктическую оперативную группу» (Arctic Task Force, ATF; по-японски - 北極タスクフォース) для того, чтобы отслеживать ситуацию, связанную с полярными секторами в Арктике, в контексте выработки своей внешней политике по Арктике, включая аспекты международного права. 2 сентября 2010 г. состоялось первое заседание ATF. На нём было решено, что МИД Японии проводит встречи ATF по мере необходимости, и будет использовать решения ATF для формирования соответствующей арктической политики Японии. В этой работе МИД Японии также опирается на учебные группы, занимающимися вопросами по Арктике.

В июле 2009 г. Япония подала заявку в Арктический совет на статус наблюдателя, и 15 мая 2013 г. на 8-м совещании министров, проходившем в Кируне (Швеция), Япония была принята в Арктический совет в качестве наблюдателя. Япония намерена принимать активное участие в различных заседаниях Совета и внести свой вклад в его работу, сотрудничая с государствами-членами Совета и коренными народами, живущими за Полярным кругом, а также через участие в рабочих группах Совета.

Позиция Японии в отношении Арктики заключается в том, что в последние годы в связи с изменением климата льды стали таять в ускоренном темпе, а потому расширяются возможности для коммерческого судоходства по Северному Ледовитому океану и разработки природных ресурсов. В то же время, такая деятельность может привести к негативному воздействию на окружающую среду и на жизнь людей в арктическом регионе, включая такую группу населения, как коренные народы. Данные изменения в Арктике - в центре внимания международного сообщества. Япония находится за пределами арктического региона, но как островное (морское) государство и страна, которая придаёт большое значение глобальным экологическим проблемам, Япония должна соответствующим образом участвовать в международных дискуссиях, касающихся Арктики.

В отличие, например, от Китая, который давно и во многом самостоятельно осваивает Арктику, Япония активных действий в арктическом регионе не предпринимает, однако ведёт наблюдение со спутников за состоянием ледового покрытия. Это обусловлено не только практическим интересом к возможному использованию СМП, но и к вполне обоснованным опасениям Японии, касающимся глобального потепления и его последствий: приводящим к природным катастрофам в АТР климатическим аномалиям, таянием северных льдов, вызывающим повышение уровня мирового океана и угрозу затопления прибрежных территорий японских островов.

В то же время, Япония прорабатывает вопросы, связанные с открывающимися возможностями по транспортировке грузов по Северному морскому пути (СМП). Так, впервые в мире с ноября по декабрь 2012 г. танкер с СПГ Ob River проследовал по СМП и 5 декабря 2012 г. прибыл в город Китакюсю в западной части страны. Судно доставило около 60 тыс. т газа, который японская компания Кюсю Дэнрёку купила у фирмы, связанной с российской государственной компанией «Газпром».

Среди очевидных преимуществ СМП - снижение сроков доставки (примерно на 3 недели меньше, чем транспортировка через Суэцкий канал), экономия топлива, снижение потерь от испарения СПГ, снижение выбросов углекислого газа в окружающую среду и отсутствие рисков нападения пиратов. Вероятнее всего, в ближайшие годы в арктическом регионе именно этот транспортный коридор будет представлять основной практический интерес для Японии.

В последние годы из-за обострения конфликтов между Японией и Китаем по островам Сэнкаку (по-китайски - Дяоюйдао), управляемых Японией, а также между Японией и Республикой Кореей по островам Токто (по-японски - Такэсима), управляемых Республикой Кореей, Япония стала налаживать отношения со своим стратегическим союзником США по вопросам региональной безопасности. Ранее эти отношения были испорчены во время правления в 2009 - 2012 гг. в Японии Демократической партии, а после возвращения к власти Либерально-демократической партии они перешли на новый уровень, обусловленный более тесной интеграций вооружённых сил США и Сил самообороны Японии в ответ на новые региональные вызовы.

В 2013 г. в Японии по образу Совета национальной безопасности (СНБ) США создаётся ключевой для работы в области безопасности страны орган - Совет национальной безопасности (National Security Council, по-японски - 国家安全保障会議), возглавляемый премьер-министром страны. В декабре 2013 г. СНБ Японии начал свою работу. Именно в рамках этой структуры Япония будет вести деятельность по формированию политики, нацеленной на отстаивание своих интересов и интересов своих стратегических партнёров, включая и Арктику, хотя бюджетом Министерства обороны Японии на 2014 г. какие-либо расходы, касающиеся Арктики, не предусмотрены.

В случае появления каких-либо инициатив в отношении Арктики со стороны США, усиление роли японо-американского военно-политического альянса способно повлиять и на решения, принимаемые Японией в отношении Арктики. В данном случае возможности Японии вести независимую от США внешнюю политику крайне ограничены.

Тем не менее, у России есть способы минимизировать участие Японии в возможных международных формальных и неформальных альянсах антироссийского толка по вопросам Арктики, используя пока ещё существующий интерес к России со стороны премьер-министра Японии Синдзо Абэ, который прежде всего с помощью выстраивания дружеских отношений с президентом России В.В. Путиным пытается решить проблему подписания мирного договора, включающего, по версии японской стороны, «возвращение северных территорий» (т.е. южных Курильских островов), а также двусторонние встречи в новом формате «2 + 2», на котором министры иностранных дел и обороны России и Японии в декабре 2013 г. начали согласовывать свои позиции и планировать совместную работу.

Однако тема Арктики для Японии в контексте обороны и безопасности пока не является актуальной. Основную угрозу для себя Япония видит в усилении военной мощи Китая и в его агрессивной политике на японском направлении. В феврале 2014 г. правительства Японии и США рассмотрели возможность технологического двухстороннего сотрудничества в основных направлениях обороны, чтобы противостоять усилившейся военной мощи Китая, причём обе страны впервые за 17 лет начали пересматривать основные направления оборонного сотрудничества между Силами самообороны Японии и вооруженными силами США в случаях, если Япония будет атакована, а также непредвиденных обстоятельств в приграничных районах. Это сотрудничество также затрагивают действия в т.н. ситуациях серой зоны, которые не попадают под категории мирного времени, непредвиденных обстоятельств и кибертерроризма, а также обсуждалось сотрудничество в космосе. Тема Арктики на этих переговорах не поднималась.

Выводы

1. В настоящее время Япония проявляет сугубо прагматический интерес к Северному Ледовитому океану и Арктике как к зоне, в которой возможно развитие морского транспортного сообщения с Европой по СМП, формирование производственных мощностей по добыче полезных ископаемых, а также участие прежде всего в международных экологических проектах.

2. Усиление японо-американского военно-политического альянса в ответ на агрессивную политику Китая, а также создание в Японии Совета национальной безопасности по образцу СНБ США позволяют с уверенностью предполагать, что в ближайшие десятилетия США для Японии останется ключевым внешнеполитическим союзником, поэтому Япония в той или иной степени будет поддерживать США, как она это делала ранее, и по другим вопросам мировой политики.

3. В настоящее время у Японии нет каких-либо объективных причин поддерживать те или иные антироссийские силы, заинтересованные в нагнетании страстей вокруг Арктики. К сожалению, именно действия России стали поводом для усиления антироссийских настроений в мире, однако интересы Японии эта ситуация пока не затрагивает. Поэтому усиление антироссийской риторики вокруг Арктики со стороны ряда приарктических стран вряд ли заставит Японию участвовать в этом процессе.

4. Для улучшения российско-японских отношений, которые пока не вышли на уровень стратегического взаимодействия между странами, России необходимо продолжать проводит регулярные двусторонние встречи на разных уровнях и в разных форматах, включая формат «2 + 2» и консультации на уровне Советов безопасности России и Японии. В то же время, ключевыми в российско-японских отношениях остаются, во-первых, выход на подписание мирного договора с взаимоприемлемым для сторон решением территориальной проблемы и, во-вторых, углубление двусторонних торгово-экономических отношений с привлечением японского бизнеса в регионы Сибири и Дальнего Востока России.

политика, Россия, Арктика, дипломатия, Япония

Previous post Next post
Up