Пузырь на рынке израильской недвижимости как «заговор элит»

Jan 27, 2015 08:19

08:19 27.01.2015


Главный редактор TheMarker Гай Рольник не первый год ведет войну против израильских элит, считая их виновными во всех главных болезнях национальной экономики. По определению Рольника, в число «хозяев жизни» в стране входят все организованные группы населения, имеющие реальное право голоса при распределении общественного «пирога», - включая сильные профсоюзы, верхушку военно-промышленного комплекса, государственные монополии, сельскохозяйственное лобби и т.д.
По оценке Рольника, в число этих «хозяев жизни», которых он именует «допущенными к кормушке», или «блатными», входят примерно 10% высокооплачиваемых служащих общественного сектора и 0.1% самых состоятельных предпринимателей и менеджеров частного сектора. Именно интересы этих групп ставятся во главу угла при принятии любых политических решений, тогда как неорганизованное большинство налогоплательщиков, согласно Рольнику, за эти решения расплачивается.
Как отмечают самианалитики нашего Госбанка, недвижимость составляет сейчас основной материальный актив израильских домохозяйств. Это делает вероятными несколько сценариев, которые вызовут крайне нежелательные потрясения банковской системы. Резкое падение цен на жилье, сильный рост учетной ставки или массовое обнищание людей, выплачивающих ипотечные ссуды, приведет к неспособности покупателей недвижимости и строительных подрядчиков возвращать занятые у банков средства. А потеря банковского капитала означает потерю сбережений вкладчиков.
«Пузырь» на рынке недвижимости, раздувшийся при двух последних правительствах Биньямина Нетанияху, Гай Рольник тоже считает плодом «заговора элит», способом «перекачки сотен миллиардов шекелей от бедных и среднего класса в карманы избранных меньшинств». В отличие от многих других аналитиков, ищущих причины
резкого роста цен на жилье в недостаточно интенсивном строительстве, непомерных налогах, нехватке строительных рабочих и т.п., главный редактор TheMarker видит «корень зла» в финансовой политике правительства, превратившей недвижимость в единственный рентабельный канал вложения денежных сбережений.
Механизм развития «пузыря» на израильском рынке недвижимости давно известен. Когда мировой финансовый кризис привел к резкому понижению банковских учетных ставок, держать деньги на депозитах и даже в банковских «инвестиционных портфелях» стало невыгодно, накопления израильтян хлынули на рынок недвижимости, создав сильный перевес спроса над предложением.
1. Правительство повысило налоги на доходы с капитала и фондовых активов, оставив налоги на недвижимость и доходы от нее на прежнем уровне. Таким образом, выгода от инвестиций в недвижимость резко увеличилась по сравнению с другими возможностями - такими как банковские вклады, ценные бумаги и проч. Подоспевший финансовый кризис, в результате которого учетная ставка резко понизилась, подлил масла в этот огонь, рынок недвижимости подвергся нашествию инвесторов, в том числе и заграничных. Цены выросли как на дрожжах.
2. Рынок недвижимости «разогрелся» до предела, туда устремилось множество бизнесменов, увидевших перспективу для извлечения прибыли из перепродажи недвижимости и земельных участков. На этом рынке сфокусировалось внимание как законных предприятий, так и различных криминальных и полукриминальных элементов, включая муниципальных дельцов, которые проворачивали различные сделки с использованием служебных связей в органах местной власти, в банковских кредитных отделах и т.д. Что ни день, появлялись новые миллионеры, удачно заскочившие на «жилищный поезд».
При этом всем памятно, что до начала «палаточных протестов», глава правительства и Минфин с гордостью рапортовали о том, что «мировой кризис обошел Израиль стороной», в то время как везде на Западе рынки недвижимости рушатся, у нас он переживает бум.
3. Волна социального протеста заставила политиков изменить тон и заговорить о необходимости снижения цен на жилье. Однако реально такой цели никто не ставит. Все меры по субсидированию покупки жилья и повышению доступности ипотечных ссуд (включая программу «нулевого НДС» и заблокированный Минфином план депутата от НДИ Орли Леви-Абуксис), по мнению специалистов, не только не снизят уровня цен на недвижимость, но и повлекут за собой их дальнейший рост - то есть дальнейшее надувание «пузыря».
Палаточный протест завершился практически безрезультатно. Израильтяне поняли, что цены на жилье продолжат расти. Теперь молодые семьи используют все возможные средства, включая родительские пенсионные сбережения и накопления, чтобы набрать первый взнос на квартиру и получить ипотеку. Родители, лишившиеся сбережений, довольны, что дети теперь устроены. Они не думают о том, что будет в случае повышения учетной ставки, массовой безработицы или падения цен на недвижимость.
Акции ипотечного банка «Тфахот» вырастают до предела, и Эли Юнес, директор банка и бывший главный аудитор Минфина, становится самым высокооплачиваемым наемным работником в израильском частном секторе. Он реализует свою долю акций «Тфахота», выручив за нее 200 миллионов шекелей, решает, что в этом «казино» он уже сорвал весь банк и уходит с поста директора. Директором становится бывший заместитель главного аудитора Минфина Эльдад Фрешер.
Впоследствии из отчетов управления госслужащих станет ясно, что деньги в недвижимость в этот период вкладывали в основном госслужащие высокого ранга. Работники госмонополий, военные чины, муниципальные служащие, врачи и даже учителя, имеющие постоянный статус госслужащего, что позволяло им относительно легко получать ипотечные ссуды. Все они, в дополнение к одному проценту самых высокооплачиваемых работников частного сектора, набросились на недвижимость. Купленные квартиры они сдают в аренду молодым людям, матерям-одиночкам, пенсионерам-репатриантам - всем тем, кто в силу своего социального положения не имеет доступа к денежным потокам.

Читать дальше »

Дневник кризиса

rss2lj

Израиль, кризис, цены, жилье

Previous post Next post
Up