14:56 12.07.2014
Психолог Людмила Петрановская
На самом деле вопрос любви к детям крайне непрост. Дети-то как раз нас любят по уши, и надо очень сильно постараться, чтобы что-то с этим сделать. А вот в другую сторону - сложнее.
Тарас Бульба любил своего сына? Более мрачное произведение на эту же тему -
«Маттео Фальконе» Мериме. Там сын младше гораздо, он там ребенок, а сюжет тот же. Так любил ли отец сына? Вроде как, если не любил, то и смысла нет во всей истории, потому что не любил - не жалко. А если любил, то как мог? Монтекки с Капулетти - они своих детей любили? А родители, которые плохо с детьми обращаются, любят их? Или те, что обращаются со своими хорошо, посвящают им жизнь, растят ребенка спортсменом или музыкантом, с самого детства ставят его на эти рельсы, подчиняя все его время достижению цели, - любят? Стоит задумываться, мгновенно возникает масса вопросов.
Тут есть две традиционные концепции:
-
Первая: был золотой век, прекрасные архаичные культуры, где царила гармония, родители гармонично любили детей, и дети жили в этой привязанности. Далее началась деградация. -
Вторая концепция говорит прямо противоположное: на протяжении истории человечество, наоборот, постепенно становилось лучше. Сделалось более гуманным отношение к детям, появилось понятие прав ребенка, уважение к его личности и так далее.
Что из этого правда? Если честно, и то, и другое. Отношение к детям, свойственное архаичной культуре, с одной стороны, действительно более естественное, более природное, более в чем-то животное, особенно это касается маленьких детей. С другой стороны, в тех же культурах с естественным родительством ничто не мешало делать из ритуальных соображений какую-то очень жестокую операцию, после которой десять процентов детей умирали. Ребенок считался частью родителя, как его рука или нога.
Эти подходы друг другу в какой-то степени не противоречат, и, возможно, динамика развития состоит вовсе не в том, что когда-то с детьми плохо обращались, а потом стали обращаться хорошо, или наоборот.
Динамика развития скорее состоит в том, что с определенного момента дети начали восприниматься как люди. Не как часть, не как продолжение, не как инвестиция, а как отдельные такие человечки.
Это тоже был процесс не быстрый. И очень интересно за ним наблюдать. Моей дочке 13 лет, она вчера прочитала «Ромео и Джульетту» впервые в жизни:
«Там всех убили, про кого я понимаю, какая у них логика. А всех остальных, которые остались, я вообще не понимаю».
Про что «Ромео и Джульетта»? Не про любовь. То есть не любовь там главное. Пьеса написана на переходе от Средних веков к Возрождению, она именно о том, как «выламывается» человек из рода, как рождается личность.
Человек до этого поколениями веками существовал просто как часть рода, как его щупальца, ложноножка такая, и вся его воля, все его желания, все его стремления, все его интересы абсолютно совпадали с родом. Он был частью. И вдруг герои оказались одни среди всего этого сумасшедшего - для них вдруг ставшего сумасшедшим - мира. Они вдруг - не части рода, они вдруг человеки отдельные. И мы видим, что на первых этапах происходит. Действительность просто выкашивает всех тех, кто выломился. Это очень давно было. Это даже не начало, это предвестники Нового времени. Когда вдруг выяснилось, что люди - это личности.
На уровне реальном происходило следующее: у нас из-за того, что были обнаружены такие вещи, как санитария и гигиена, элементарно стали акушерки руки мыть. Потом выяснилось, что есть такая штука, как водопровод, и вообще руки можно мыть еще когда-нибудь, например, после туалета. Стала резко сокращаться детская смертность. Потом еще прибавилась вакцинация, которая тоже очень сильно ее уменьшила.
Параллельно шло массовое переселение в города. Как отличается жизнь в городе от жизни в селе с точки зрения родительско-детских отношений? Кардинально. Если вы в городе не хозяин поместья, а живете в муравейнике, ребенок внезапно становится проблемой. В деревне он уже с трех лет где-то там при деле, гусей каких-нибудь пасет. Тут же за ним присматривают старшие дети или бабушки с дедушками. В городе ребенок достаточно долго нуждается в опеке. Соответственно, общество на это реагирует, и начинает сокращаться количество детей в семье. Тут еще подоспела контрацепция и всякие разные способы регулирования семьи.
Получилось два одновременных процесса. С одной стороны, у нас стало сокращаться количество детей в жизни человека: если раньше было нормальным иметь семь-восемь детей, то сейчас нормально - двух-трех, а то и одного.
С другой стороны, благодаря резкому снижению детской смертности ребенок перестал быть венчурным проектом. До того какая была ситуация? Пятерых рожаешь - глядишь, один останется. А тут вдруг выяснилось, что, скорее всего, сколько родишь, столько и останется. Противоположный сценарий воспринимается как трагедия, как какой-то невероятный сбой.
Читать дальше » Дневник кризиса rss2lj