19:03 20.05.2014
Экономика есть порождение человеческой психологии, порождение общества на текущем этапе его развития. Почему же выпускники университетов получают свои дипломы, почти не соприкоснувшись с ключевыми социальными дилеммами современности?
Экономика не относится к точным наукам, но часто выдается за таковую. Западная экономическая теория настолько доминирует в наши дни, что превратилась в своего рода «экономический империализм», по выражению
Жака Сапира. При этом она оберегает от непосвященных базовые сведения, которые могут породить неудобные вопросы. В результате даже студенты экономических факультетов не получают исчерпывающей информации - скажем, о том, как экономика производит деньги. А ведь в нашу компьютерную эпоху банковский кредит, за который мы будем вкалывать долгие годы, создается буквально из ничего изящным нажатием клавиши Enter.
Реальное обсуждение пороков этой системы, анализ альтернатив - подобные вещи затабуированы уже на ранних стадиях обучения. Несколько лет назад мы рассказывали о попытках воспротивиться такому положению дел:
Студент разоблачает полицию мыслей на экономическом факультете Началась забастовка студентов Гарварда, не желающих изучать стандартный курс «Экономикс» И вот, последовало продолжение. Недавно студенты из более чем 30 стран объединились в призыве к плюрализму преподаваемой им экономической теории. Их
открытое письмо было опубликовано в ведущих мировых газетах. Перед вами текст с сайта движения “International Student Initiative for Pluralism in Economics”.
Международный призыв студентов к плюрализму мнений в экономической теории
В кризисе находится не только мировая экономика. Экономическая теория также испытывает кризис, и этот кризис несет свои последствия далеко за пределы университетских стен. То, чему учат в университетах, формирует сознание следующего поколения, задающего тренд, и таким образом, формирует облик общества, в котором мы живем.
Мы, 60+ ассоциаций студентов экономических факультетов из 30+ различных стран, считаем, что пора пересмотреть то, как преподается экономическая теория. Мы недовольны резким сужением учебной программы, которое происходит в течение последних двух десятилетий. Данное отсутствие интеллектуального разнообразия не только сдерживает процесс образования и научных исследований, но и ограничивает наши возможности по борьбе с различными вызовами 21-го века, начиная с финансовой стабильности и заканчивая обеспечением продовольственной безопасности и изменениями климата.
Мир должен уделять больше внимания изучению данной дисциплины, а также дискуссиям и плюрализму теорий и подходов. Это поможет обновить данный предмет и в конечном итоге создать пространство, в котором можно будет найти решения проблем общества.
Объединившись поверх границ, мы призываем к смене курса. Мы не утверждаем, что существует идеальное решение проблемы, но у нас нет сомнений, что студенты, изучающие экономическую теорию, выиграют от наличия различных точек зрения и идей. Плюрализм может не только способствовать оживлению преподавания и научных исследований и возрождению дисциплины - более того, плюрализм несет в себе задачу вновь поставить экономическую теорию на службу обществу.
В основе учебных программ должно быть три формы плюрализма: теоретический, методологический и междисциплинарный.
Теоретический плюрализм подчеркивает необходимость расширения спектра научных школ, представленных в учебных программах. Мы возражаем не против конкретных составляющих экономических школ. Плюрализм ставит перед собой вопрос не о выборе стороны, а о способствовании интеллектуальным дебатам и критическому сопоставлению идей.
Если другие дисциплины охватывают разнообразие взглядов и учат конкурирующим теориям, даже если они несовместимы друг с другом, то экономика часто представляется как единая совокупность знаний. Разумеется, основное направление теории всегда содержит в себе внутренние различия. Тем не менее, это всего лишь один из способов создания экономической теории и оценки реального мира.
Такое невозможно в других областях. Никто не воспримет всерьез диплом в области психологии, которая сосредотачивается только на фрейдизме, или в сфере политики, которая сосредотачивается только на государственном социализме. Полное и всеобъемлющее экономическое образование должно содействовать сбалансированному познанию различных теоретических школ, от широко преподаваемых неоклассических подходов до в значительной степени исключенных из программы классических, пост-кейнсианских, институциональных, экологических, феминистских, марксистских и австрийских экономических школ среди прочих. Большинство студентов экономических специальностей, которые оканчивают университеты, никогда не сталкивается во время учебы с такими различными точками зрения.
Кроме того, очень важно, чтобы основные программы включали курсы, которые обеспечивают информацией и способствуют
рефлексивному мышлению в сфере экономики и ее методов, в том числе философии экономики и теории познания. К тому же, поскольку теории не могут быть полностью поняты в отрыве от исторического контекста, в котором они были сформулированы, студенты должны систематически обретать знания по истории экономической мысли и по классической экономической литературе, а также по экономическая истории. В настоящее время такие курсы либо отсутствуют, либо отодвинуты на периферию программы экономической теории.
Методологический плюрализм подчеркивает необходимость расширения спектра инструментов, которые экономисты используют для того, чтобы искать ответы на вопросы экономики. Ясно, что математика и статистика имеют решающее значение для нашей дисциплины. Однако слишком часто студенты учатся использовать количественные методы, никогда не обсуждая, нужно ли их использовать и для чего, не обсуждая выбор допущений и применимость результатов.
К тому же, существуют важные аспекты экономики, которые не могут быть поняты с использованием исключительно количественных методов. Надежное экономическое исследование требует того, чтобы количественные методы были дополнены методами, используемыми другими социальными науками. Например, понимание институциональных аспектов и культуры может быть существенно улучшено, если бы в программе экономической теории было уделено больше внимания качественному анализу. Тем не менее, большинство студентов экономических специальностей никогда не изучают качественные методы.
Наконец, экономическое образование должно включать в себя междисциплинарные подходы и позволять студентам взаимодействовать с другими социальными и гуманитарными науками. Экономика является социальной наукой, сложные экономические явления редко можно понять, если они представлены в вакууме, без учета социологического, политического и исторического контекстов. Чтобы правильно обсудить экономическую политику, студенты должны понимать более широкие социальные последствия и моральные последствия экономических решений.
Подходы к реализации данных форм плюрализма отличаются от места к месту, и общие идеи для реализации могут включать в себя:
-
наем преподавателей и исследователей, которые могут привнести теоретическое и методологическое разнообразие в программу изучения экономики; -
создание текстов и других педагогических инструментов, необходимых для поддержки различных вариантов изучаемого курса; -
формализацию сотрудничества между кафедрами, занимающимися социальными и гуманитарными науками, или создание специальных кафедр, которые могли бы составлять междисциплинарные программы на стыке экономики и других областей.
Перемены будут, как всегда, тяжелыми. Но это уже происходит. В самом деле, студенты по всему миру уже начали постепенно менять систему. Мы наблюдаем полные лекционные залы во время еженедельных лекций приглашенных докладчиков по темам вне учебной программы; мы организовываем рабочие группы, семинары, конференции; мы проанализировали текущие учебные программы и составили альтернативные программы; мы начали учить себя и других новым курсам, которые мы хотели бы изучать. Мы создали университетские группы и организовали сети на национальном и международном уровнях.
Изменения должны поступать из различных источников. Теперь мы приглашаем вас, студентов, экономистов и неэкономистов, присоединиться к нам и создать критическую массу, необходимую для перемен. Посетите сайт, чтобы присоединиться к нашим растущим сетям. В конечном счете, плюрализм в экономическом образовании имеет важнейшее значение для продуктивного общественного взаимодействия. Это вопрос демократии.
http://www.isipe.net/home-ru Дневник кризиса rss2lj