11:15 11.11.2013
После откровений Сноудена европейские лидеры начали понимать, что у большого американского брата сегодня есть только один друг - Великобритания. Все остальные могут быть сданы так же, как были сданы некоторые ближневосточные режимы.
В связи с этим на переговорах с Ираном наметилась любопытная тенденция: в то время как Иран и Великобритания «под шумок»
договорились в течение двух недель восстановить дипломатические отношения, Франция и Германия больше не желают слепо идти в фарватере мировых элит и пытаются настоять на собственной позиции.
Так, французский министр иностранных дел Лоран Фабиус, который наряду с главами МИД других стран «Шестерки» в пятницу незапланированно приехал в Женеву на переговоры с Ираном,
заявил, что у него нет уверенности в том, что переговоры увенчаются заключением соглашения. Он также подчеркнул в интервью France Inter radio, что Париж не примет «неудачное соглашение». Как отмечает Рейтер, эти ремарки указывают на назревающий раскол в рядах стран Запада. Дипломат, близкий к переговорам, заявил агентству, что Франция пытается выйти на первый план в переговорном процессе.
В ответ официальный представитель Комиссии парламента Ирана по национальной безопасности и внешней политике Сейед Хоссейн Накави Хоссейни
оценил действия главы французского МИДа как политический шантаж, не забыв отметить лидирующую роль американцев и, в частности, госсекретаря США Джона Керри по продвижению приемлемых для Ирана подходов.
В то же время, министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле выразил
понимание израильских опасений относительно иранской ядерной программы. По словам главы германского внешнеполитического ведомства, иранское ядерное оружие представляет собой серьезнейшую угрозу не только для государств ближневосточного региона, но и для всего мира.
Это заявление сделано на фоне серьезнейших противоречий между Германией и США относительно деятельности спецслужб. 30 октября состоялась двусторонняя
встреча между представителями администрации канцлера Ангелы Меркель и Белого дома. Документ, на принятии которого настаивал Берлин, предусматривает запрет на слежку за правительствами, государственными органами и дипломатами стран-участниц договора. Кроме того, Германия требовала гарантировать защиту персональных данных и частной жизни немецких граждан, за которыми, очевидно, США также следили. Однако американская сторона отказалась подписать договор.
Таким образом, неслучайно американцы, поддерживающие курс на хаотизацию и милитаризацию Ближнего Востока, столкнулись с неожиданным европейским отпором. «Декоративные» переговоры, которые всего лишь должны были закрепить уже достигнутые американо-иранские соглашения, несколько затягиваются.
И все же надо признать, что дальнейшее развитие событий зависит не от этого. Пока что речь идет скорее о демонстративных шагах европейских лидеров. Насколько далеко они готовы зайти в противостоянии Соединенным Штатам? Ответ недалек.
Дневник кризиса rss2lj