07:13 31.01.2013
Четыре причины, по которым Америку уже не спасти
Пьер Лемье, экономист факультета менеджмента в Университете Квебека в Оттаве
На прошлой неделе небезызвестный автор колонки в Financial Times Мартин Вулф
написал о том, что «Никакого кризиса фискальной политики в США нет». «Федеральное правительство, - утверждает он - вовсе не находится на грани банкротства». Весьма и весьма спорное заявление. На самом деле многие аналитики и экономисты, в том числе Лоуренс Котликофф из Бостонского университета, уверены, что правительство в США неплатежеспособно.
Еще в 2006 году Котликофф написал статью в журнал ФРБ Сент-Луиса, в которой задавался вопросом о том, насколько критично финансовое положение США. Он сам же и дал на него ответ, назвав Штаты банкротом. Даже официальные правительственные органы, такие как Бюджетный комитет конгресса (СВО) и Главное бюджетно-контрольное управление (GAO), настроены куда менее оптимистично, чем обозреватель Financial Times. Оба органа помимо благоприятных сценариев (которые, по их же собственному утверждению, являются маловероятными) готовят также альтернативные сценарии, более приближенные к реальности и основанные на действиях политиков в прошлом, как правило, не имеющих ничего общего с их благими намерениями взять свои расходы под жесткий контроль.
Делая свои радужные выводы, г-н Вулф не учитывает четыре важных аспекта.
Во-первых, нужно ориентироваться не на ближайшие десять лет, а на неопределенно бесконечное будущее. Перенести расходы на будущее так просто - политики только этим и занимаются. Так, например, при благоприятном стечении обстоятельств в ближайшие 10 лет федеральный долг стабилизируется на своих текущих значениях - т.е. 70% от ВВП. Однако для этого потребуется гораздо больше усилий, чем те, что были предприняты правительством 1 января 2013 года, на краю фискального обрыва.
Даже если Конгресс введет в действие закон о контроле за государственным бюджетом от 2011 года, через десять лет расходы опять начнут расти, а соотношение федерального долга к ВВП достигнет 160% от ВВП к 2060 году. И этот официальный сценарий считается оптимистичным. Конечно, прогнозы на такую отдаленную перспективу часто отличаются от того, что происходит на самом деле. Но ведь отличия могут быть не только положительными, но и отрицательными - например, если в стране разразится рецессия или начнется война. А политики всегда останутся политиками.
Во-вторых, обозреватель Financial Times сводит к минимуму социальные обязательства государства и игнорирует тот факт, что две трети федерального долга появились еще до Великой рецессии. Начиная с 1961 года и по сегодняшний день федеральный бюджет регистрировал профицит только четыре года.
В-третьих, Вулф наивно надеется, что федеральные расходы можно существенным образом урезать. Между тем, население стареет, а это значит, что расходы в рамках социального обеспечения (в частности, на федеральную пенсионную систему) серьезно возрастут в течение ближайших двадцати лет.
Еще сложнее обстоит дело с программой медицинского обеспечения. Американское правительство, в частности, федеральное, тратит на программы здравоохранения (Medicare для пожилых, Medicaid для малообеспеченных, и CHIP для детей) больше любой другой страны, входящей в ОЭСР. Новая система медицинского страхования - Обамакэр - скорее всего, не поможет сократить темпы роста этой статьи расходов, и это признается в альтернативных, реалистичных сценариях. В них говорится о том, что для поддержания федерального долга на уровне 70% от ВВП (при условии, что налоговые политики не будут отличаться от тех, что были в прошлом) потребуется незамедлительно и навсегда сократить около одной трети федеральных расходов от текущих значений. Любая задержка приведет к увеличению объема необходимого сокращения. Задача очень трудная.
В-четвертых, в качестве контраргумента г-н Вулф утверждает, что рост налоговых поступлений поможет сократить фискальный разрыв. Он намекает на повышение налога для 1% граждан с самым высоким доходом. Но эти люди уже и так платят 40% всех федеральных налогов на доход. Более того, нетрудно посчитать, что увеличение средней налоговой ставки для них в два раза закроет финансовый разрыв лишь наполовину, да и глупо надеяться, что эти люди продолжат работать в том же режиме и честно декларировать все свои прибыли.
В реалистичном сценарии говорится следующее: для того чтобы закрыть фискальный разрыв при помощи налогов, нужно, фактически, повысить все федеральные налоги для всех слоев населения без исключения на 50%, доведя налоговую нагрузку в Америке до европейских уровней. Американцев такие перспективы явно не порадуют.
Мало того, чистое повышение налогов не покрывает и 10% совокупного дефицита в размере 10 трлн. долларов на ближайшие десять лет. Финансовые обязательства федерального правительства США уже в пять раз превышают финансовые активы на его балансе, и это не учитывая будущих обязательств по выплатам - социальное и медицинское обеспечение и т.д.
Правительство, технически, уже банкрот. Когда инвесторы это осознают, грянет фискальный кризис.
Полный текст U.S. is already broke Дневник кризиса rss2lj